Людмила Абаджерова
Конспект открытой интегрированной НОД для старшей группы «Путешествие в зимний лес»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
1. расширение знаний о диких животных, зимующих птицах, деревьях зимой,
2. закрепить знание зимних месяцев,
3. расширение представлений об особенностях приспособления животных к окружающей среде.
Задачи:
1. Уточнить представление детей о жителях леса; продолжать знакомить детей с жизнью птиц и диких животных в лесу зимой;
Публикация «Конспект открытой интегрированной НОД для старшей группы „Путешествие в зимний лес“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимний лес. Прогулки, путешествия по зимнему лесу
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2018
2. Заложить основы экологического воспитания; воспитывать бережное отношение к природе.
3. Развивать эмоциональность, внимание, память, любознательность детей.
4. Продолжать обогащать словарный запас детей.
Образовательные:
упражнять в умении соотносить внешние особенности со средой обитания, повадки со способами питания. Упражнять в умении выделять и называть отличительные особенности внешнего вида. Уточнять и расширять словарь по теме «Дикие животные».
Развивающие:
развивать у детей словообразовательные навыки. Развить координацию речи с движениями. Развивать зрительное внимание.
Воспитательные:
воспитание любви и бережного отношения к природе. Воспитывать желание заботиться о животных, помогать им, радоваться окружающему миру.
Материалы и оборудование:
• Слайды с изображением зимнего леса, зимующих птиц и животных,
• Карточки с изображением следов животных,
• Изображение красивой снежинки.
Ход занятия:
(слайд «Зимний лес»).
Ребята, а вы хотите оказаться в зимнем лесу? Тогда закройте глаза, и мы с вами перенесёмся туда! (звучит музыка)
Кто под снегом спрятал тайны?
Почему река молчит?
Птичья песня не звучит?
Осторожно в лес входите
Тайны леса не будите.
--Вот мы и в лесу. Посмотрите как красиво здесь. Что мы видим вокруг? (деревья, снег, сугробы).
--Как вы думаете, что делают деревья зимой? (деревья находятся в состоянии покоя – отдыхают и накапливают энергию, чтобы с наступлением тёплых дней скинуть с себя зимние оковы).
--Зимой деревья продолжают расти и развиваться.
--Что помогает им не замёрзнуть? (шуба дерева – это пробковая ткань под корой, которая не выпускает тепло, и не даёт дереву замёрзнуть).
--А ещё что помогает деревьям согреться? (опавшие осенью листья лежат на земле как тёплое одеяло и защищают корни деревьев от замерзания). Самая лучшая защита от морозов – пушистое снежное покрывало!
--А как зимуют травы? (накапливают в корневищах «еду» на зиму и прячутся под толстым слоем пушистого снега).
--Как вы думаете, почему так тихо в лесу?
(Птиц стало меньше, многие улетели в теплые края)
(уточнить какие птицы улетели: певчие и перелетные)
--Почему они улетели?
(Потому что холодно, не хватает корма, нечего есть)
--Ребята, а как называются птицы, которые зимуют с нами?
(Зимующие птицы – птицы, которые могут приспособиться к зимним условиям).
--Каких зимующих птиц вы знаете? Как вы думаете, легко ли птицам зимой?
(дятел, голубь, сорока, свиристель, снегирь, клёст, сова, воробьи, ворона, синица, глухарь)
--Молодцы, никого не забыли! Как люди помогают птицам зимой?
(Развешивают кормушки, подкармливают птиц)
Чем мы можем их накормить?
(Семенами шишек, хлебными крошками, крупой, семечками, ягодами рябины, несоленым салом и т. д.)
--Дети, расскажите, как надо заботиться о птицах?
Дети читают стихотворение А. Яшина «Покормите птиц зимой»
Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна —
И не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их — не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
Дидактическая игра «Назови признак»
--Дети, посмотрите какая у меня красивая волшебная снежинка. Мы замёрзли немножко, давайте погреемся! Встанем в круг, будем передавать друг другу снежинку и произносить слова, связанные с зимой (ранняя, морозная, холодная, суровая, хмурая, солнечная, бесснежная, лютая, метельная, русская, длинная, ранняя, хрустальная, бесконечная, звонкая, волшебная, долгожданная, вьюжная)
Ребята, а вы знаете, что зима живёт в 3-х месяцах? Назовите их, пожалуйста. (Это декабрь, январь, февраль)
- А какой месяц начинает зиму? (декабрь)
- А какой месяц начинает новый год? (январь)
- И последний месяц зимы - это. (февраль)
--Снег, какой он? (пушистый, скрипучий, свежевыпавший, прошлогодний, глубокий, сыпучий, рыхлый, блестящий, утренний, нетронутый, обильный, хрупкий, сверкающий, бесконечный)
ФИЗМИНУТКА:
Весь засыпан снегом лес (повернулись вправо, руку назад, повернулись влево – левую руку назад)
Здесь по снегу скачет зайка (прыгают на двух ногах)
Там – синичек села стайка (машем руками)
Здесь – лисичка под кустом (приседаем, смотрим направо-налево)
Там – в дупле бельчонка дом (встаём на носочки, поднимаем руки вверх)
После физкультминутки дети садятся на места
--Как вы думаете, кому ещё зимой приходится трудно? (диким животным)
--Хотите узнать, как зимуют животные в лесу?
--Для того чтобы мы узнали, кто здесь живёт, нужно отгадать загадку:
По снегу бежит-петляет
К лету шубку он меняет
На снегу его не видно
Волку и лисе обидно
(ЗАЯЦ)
(воспитатель открывает слайд с изображением зайца)
--Какой заяц? (трусливый, пугливый, маленький, длинноухий….)
--Какая шубка у него? А летом? (ответы)
--Зачем он меняет её? (ответы детей)
--Есть ли дом у зайца? (ответы детей)
--У зайца какой хвост? (короткий)
--Значит заяц какой? (короткохвостый)
--Что вы можете сказать о лапах? (передние-короткие, а задние-длинные)
--Да, это так. Во время прыжка он выбрасывает сначала длинные задние ноги, а потом короткие передние. Поэтому заяц легко взбегает на горку, а вот спуститься с горы ему очень трудно. Есть такая пословица «В гору вскачь, а с горы хоть плачь»
--Чем питается заяц? (корой деревьев, замёрзшей ягодой)
--Значит заяц - это какое животное? (травоядное)
--Ну что, о зайце мы всё узнали, идём дальше.
Загадка:
Глазоньки - бусики,
Ниточки – усики,
Мордочка – морковочка.
Хвостик – верёвочка.
(МЫШКА)
(слайд)
--Как зимуют мышки? (выкапывают норы, где есть камеры для хранения запасов, делают запасы на зиму).
--Какая у мышки есть особенность? (они способны пролезть в очень маленькие отверстия).
--Чем питается мышка? (ягодами, орехами, личинками насекомых, семечками, листьями, почками, шишками, корнями растений, зёрнами, грибами).
Загадка:
Ушки рыжие и хвост,
В мышью норку тянет хвост.
Лапки загребущие,
А глаза хитрющие.
(ЛИСА)
(слайд)
--Какая лиса? (рыжая, пушистая, красивая)
--У лисы какой хвост? (длинный)
--Значит лиса какая? (длиннохвостая)
--А зачем лисе такой длинный и пушистый хвост? (согревает и следы заметает)
--Как вы думаете, она запасает корм на зиму? Чем она питается?
(ответы детей)
--Под снегом она чувствует, где пробежала мышь или другой мелкий грызун, ловит зайцев. Ну а если не довелось поймать зайца, лиса идёт в ближайшую деревню и ворует кур.
--Можем ли мы назвать лису травоядной?
--А как называют таких животных? (хищники)
Загадка:
Хожу в пушистой шубке,
Живу в густом лесу.
В лесу на старом дубе
Орешки я грызу.
(БЕЛКА)
(слайд)
--Как называется дом, в котором живёт белка? (дупло)
--А как зимует белка? (ответы детей)
--К зиме белка утепляет своё гнездо. Строит она его в развилках веток, в дуплах деревьев, делает запасы, может съесть побеги кустарников и почки деревьев.
--Почему так говорят «Белку ловить - ножки отбить»? (ответы детей)
--Белка очень ловкий и проворный зверёк, целый день прыгает с ветки на ветку, прячется от своих врагов среди густых ветвей и в дуплах.
--Чем служит хвост для белки? (он согревает её в морозы и помогает при прыжках)
--Чем питается белка зимой? (ответы детей)
--Значит белка - какое животное? (травоядное)
Загадка
Под луной, зимой холодной,
Рыщет серый зверь голодный.
Из кустов зубами – щёлк!
Берегитесь! Это - …
(ВОЛК)
(слайд)
--Какой волк? (серый, лохматый, большой)
--Как называется его дом? (логово)
--Значит чьё это логово? (волчье)
---Что вы знаете об этом животном? (ответы детей)
--Чем питается волк? (ответы детей)
--Значит волк - кто? (хищник)
Загадка:
Он щетинистый, опасный,
Полосатый и клыкастый.
То визжит, то хрюкает,
Желудями хрупает.
(КАБАН)
(слайд)
--Почему кабан – опасное животное? (Живёт в стадах, имеет острые клыки, он быстрый, мощный и агрессивный)
--Как называется шерсть кабана? (щетина)
--Чем кабан роет землю? (рыло с подвижным пятачком)
--Что кабан любит есть? (всеяден, что нашёл – то и съел: жёлуди, корни растений, орехи, ягоды, кора деревьев, личинки насекомых, яйца птиц и падаль)
Этого лесного красавца вы узнаете, если отгадаете
Загадка:
Тяжелы рога по весу
Ходит важно он по лесу
Он хозяин, а не гость-
Хмурый и сердитый
(ЛОСЬ)
(слайд)
--Какой лось? (огромный, рогатый, сильный)
--Как вы думаете, чем питается лось? (ответы детей)
--К числу основных кормов лосей относится ива, сосна, осина, рябина
--В оттепели они гложут кору. За сутки зимой взрослый лось съедает 12-15 кг.
Игра «Чей это след?»
Посмотрите, как много здесь разных следов! Давайте посмотрим
Если прошёл волк, как назвать след? (волчий)
Если пробежал заяц? (заячий)
А если лиса? (лисий)
А у птиц следы? (птичьи)
--Дети, а каких животных мы сегодня не увидели? (медведь, ёж)
А почему мы в лесу не видим ежа? (зимой спят)
--Где спят ежи? (в норках) А медведь? (в берлоге)
--Дети, подумайте и ответьте, могут ли выжить лесные животные без кормов зимой? (нет)
--Кормят и заботятся о лесных животных – лесники и егеря. Для всех животных в лесу они делают «Пункты питания» (кормят овсом, крупами, картошкой, горохом, кукурузой).
--Мы сегодня много узнали о жителях леса. Вам понравилось наше путешествие? Пора возвращаться домой. Закрывайте глаза, и мы перенесёмся обратно в детский сад.