Елена Добрынина
Конспект открытого занятия в старшей группе по формированию связной речи «Перелетные птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия в старшей группы.
Тема: Формирование связной речи «Перелетные птицы».
Цели: актуализация и пополнение словаря по теме «Перелетные птицы».
Задачи:
Публикация «Конспект открытого занятия в старшей группе по формированию связной речи „Перелетные птицы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Птицы. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2023
1. Уточнение и систематизирование знаний детей о перелётных птицах.
2. Расширение словарного запаса по лексической теме,
3. Совершенствование грамматического строя речи :
- Образование притяжательных прилагательных (гусиный, утиный, журавлиный)
- Согласование существительных с числительными (одна кукушка, две кукушки.)
- Образование сложных слов. (остроклювый, длинноногий)
- Развитие связной речи.
- Развитие зрительного, слухового внимания, логического мышления.
- Развитие общей и мелкой моторики.
- Формирование навыков сотрудничества, самостоятельности, инициативности.
- Воспитание любви к животному миру.
- Вызвать интерес к занятиям.
Деятельность детей: ответы на вопросы педагога, работа в парах, работа с карточками, схемами, выполнение физминутки и пальчиковой гимнастики с проговариванием стихотворения сопряжённо с педагогом.
Предварительная работа
Чтение художественной литературы о перелетных птицах, рисование птиц, беседа о зимующих птицах.
Планируемые результаты
Дети с удовольствием включаются в игры. Проявляют интерес к предложенной деятельности. Активно и доброжелательно взаимодействуют с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач. Придумывают предложения о зимующих птицах.
Содержание непосредственно-организованной деятельности детей
Ход занятия
Ребята, к нам на занятие прилетела птичка, а вот какая угадайте.
Труд людей он уважает
Гусениц уничтожает!
Есть на дереве дворец
В нем живёт с семьёй.
Как вы думаете кто?
Скворец
Ребята, сейчас у нас какое время года? (Осень) Какие изменения происходят в природе осенью? (ответы детей) Сегодня мы с вами поговорим о птицах, которые улетают в теплые края, когда наступают холода. Это какие птицы? (Перелетные) Скажите дети, как называются птицы, которые улетают от нас осенью в тёплые края, а весной возвращают к нам? (перелетные)
Наш гость прилетел к вам не один. Он позвал к вам своих друзей - перелетных птиц. Все гости уже прилетели, но они хотят немного поиграть с вами в прятки, поэтому спрятались под листики, а чтобы найти их, вам нужно отгадать загадки.
На шесте -дворец,
Во дворце – певец,
А зовут его…
(Скворец)
Верный страж и друг полей,
Первый вестник теплых дней.
Всех перелетных птиц черней,
чистит пашню от червей.
(Грач)
На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад,
Ищет в речке лягушат.
(Цапля)
Серая птаха в лесу живет,
Повсюду чудесным певцом слывет.
(Соловей)
Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из травы и глины.
(Ласточка)
Он живет на крыше дома –
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту. (Аист)
Кто в лесу у нас гадает
И про жизнь твою все знает?
Прокукует, подсчитаешь,
Сколько жить тебе узнаешь!
Птичка, серая подружка,
А зовут её …
(Кукушка)
Длинноногий, длинношеий,
Длинноклювый, телом серый,
А затылок голый, красный,
Бродит по болотам грязным,
Ловит в них лягушек,
Бестолковых попрыгушек.
(Журавль)
Назовём перелётных птиц. Это – кукушка, соловей, грач, ласточка, цапля, аист, скворец, журавль. Ребята, посмотрите на этих птиц и скажите, что есть общего у всех птиц? Давайте назовем части тела птиц. Голова, глаза, клюв, туловище, перья, лапки, хвост, крылья. Крылья есть у птиц – они умеют летать. Чем покрыто тело птиц? (Оно покрыто перьями)
У каждой птицы, разное оперение : у скворца – темный, с зеленоватым отливом; кукушка – серая, с полосатым брюшком; ласточка – у нее брюшко белое, спинка черная, грудка красная; грач – черное оперение, аист – белое с черным оперение, соловей – коричневое оперение.
Ребята, а сейчас я буду говорить вам предложения, а вы мне отвечать наоборот.
Игра «Скажи наоборот».
Журавль большой, а соловей…маленький.
Лебедь белый, а грач…. черный.
У ласточки брюшко белое, а у кукушки…полосатое.
Давайте внимательно посмотрим на перелетных и птиц и сыграем в замечательную игру.
Игра «Назови одним словом».
У ласточки длинный хвост, как о ней можно сказать? Поиграем словами, возьмите в одну ладошку слово длинный, в другую – хвост. Соединяем, что получилось? ДЛИННОХВОСТАЯ.
Молодцы.
У ласточки длинные крылья. Соединяем слова Длинное и крыло, что получилось? Ласточка, какая? ДЛИННОКРЫЛАЯ.
Еще она какая? Соединяем слова быстрый и крылья. Какая ласточка? БЫСТРОКРЫЛАЯ.
Молодцы!
У соловья звонкий голос, соединяем, что получится? Соловей, какой? ЗВОНКОГОЛОСЫЙ.
Молодцы ребята!
Настало время выполнить упражнения для наших ручек. Вставайте со стульев и повторяйте вслед за мной движения.
Физминутка:
Вот на ветках, грачи! Не кричи! (указательный палец на губы)
Чёрные сидят грачи (присели)
Разместились в гнёздышке, (показать руками гнездо перед собой)
Распушили пёрышки, (встать, руки в стороны)
Греются на солнышке, (погладить себя по рукам)
Головой вертят, (повороты головой вправо, влево)
Полететь хотят. (руки в стороны – взмах)
Кыш! Кыш! Улетели! (хлопки, руки в стороны, бег на носочках)
Полетели, прилетели (летают)
И опять все в гнёзда сели. (присели)
Игра «Сосчитай птиц»
Одна ласточка, две ласточки, пять ласточек; одна утка, две утки, пять уток; одна кукушка, две кукушки, пять кукушек; одна птица, две птицы, пять птиц; один аист, два аиста, пять аистов; одна ласточка, две ласточки, пять ласточек; одно гнездо, два гнезда, пять гнезд; один скворец, два скворца, пять скворцов.
Молодцы. Отлично справились с заданием. А сейчас пришло время размять наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Скворечник»
Мы построили скворечню
(Попеременно постукивать кулачками друг о друга и по столу.)
Для веселого скворца.
(Свести руки над головой.)
Мы повесили скворечник
Возле самого крыльца.
(Попеременно постукивать кулак о кулак и ладонь о ладонь.)
Все семейство вчетвером
Проживает в доме том:
Мать, отец и скворушки –
Черненькие перышки.
(Соединять каждый палец с большим пальцем на обеих руках одновременно, по 2 раза
Ребята, а кто знает, какую птицу называют лесным певцом? (Лесной певец - соловей)
Составим рассказ по схеме о соловье.
1. Зимующая или перелётная птица?
2. Почему их так называют?
3. Внешний вид (хвост, голова, крылья, туловище, клюв, перья, расцветка)
4. Чем питается?
5. Где живёт – дупло, скворечник, гнездо…
Соловей - это перелётная птичка. Соловей маленький, серенький очень красиво поёт. У соловья есть маленький клюв, короткая шея, два крыла, длинный хвост и две лапки. Соловей питается насекомыми и семенами. Его жилище - гнездо.
Ребята нашим гостям пора улетать. Давайте пожелаем им счастливой дороги.
Рефлексия:
Давайте вспомним, о чем мы разговаривали на нашем сегодняшнем занятии? Что вам понравилось больше всего? Наше занятие закончено.