Артемьева Мария Николаевна
Конспект открытого занятия в старшей группе «Семейные традиции»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия в старшей группе «Семейные традиции»
Программное содержание:
Дать детям представление о старинных семейных традициях.
Совершенствовать диалогическую форму речи, способности связно излагать события из личного опыта.
Совершенствовать умение строить сложноподчиненные предложения, используя выражение «потому что» для соединения их частей.
Публикация «Конспект открытого занятия в старшей группе „Семейные традиции“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Семейные традиции, обычаи, ценности
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Старшая группа
- Темочки
Обогащать активный словарь детей ( существительные: оберег, традиция; прилагательные: старинный, расписной).
Закрепить умение выделять основные отличия на сюжетных картинах и обосновывать свой ответ в объяснительной речи.
Развивать умение устанавливать ассоциативные связи, делать элементарные умозаключения.
Познакомить с возможностью рисования нетрадиционным способом (пером) декоративных элементов: волнистая линия, листок, точка. Развивать чувства ритма, цвета, симметрии.
Пробуждать уважение и интерес к традициям русского народа.
Материалы и оборудование:
ребус, мультимедийная доска, магнитофон, аудиозаписи русской народной музыки; уголек, зернышки, монетки, полотенце; заготовки из соленого теста «Оберег»; перья, палитры с красной, жёлтой, зелёной гуашью; баночки с водой; влажные салфетки, каравай, рушник, обруч, предметные картинки.
Ход занятия.
Воспитатель:
- Ребята, сегодня мне пришло письмо от детей из Финляндии. Они написали, что создают книгу «Традиции народов мира». Но вот проблема – они ничего не знают о русских традициях. Поможем?
- В письме было задание. Отгадайте, что здесь зашифровано?
- О каких традициях хотят узнать финские дети? (о традициях семьи).
- Что такое семья? (ответы детей).
Семья – группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе.
- Назовите членов вашей семьи?
- Посмотрите на эти картины внимательно. (слайды с картинками старинной и современной семьи).
- Что изображено на картинах? (семья)
- Скажите, чем эти семьи отличаются друг от друга? (наводящими вопросами воспитатель помогает вывести ответы детей на понятия «современная семья», «старинная семья»).
- Почему вы решили, что это современная семья? (ответы и рассуждения детей)
- Почему вы думаете, что это семья, которая жила в старину? (ответы и рассуждения детей)
Воспитатель:
- Одна пословица говорит: «Хорошая семья – традициями крепка».
Как вы ее понимаете? (рассуждения детей).
Воспитатель:
Традиция – это принятые в семье правила, которые соблюдают и взрослые, и дети: например, как проводить семейный праздник, отдых. В каждой семье есть свои семейные правила-традиции.
- Какие семейные традиции есть в вашей семье? (ответы детей).
Воспитатель приглашает детей к столу с предметными картинками.
Показывает картинку с изображением «Хлеб и соль».
Какая традиция, связанная с хлебом и солью, существовала на Руси? (ответы детей)
Воспитатель выносит каравай с солонкой, угощает детей. Рассказывает:
- Раньше гостей встречали хлебом- солью, кланялись в пояс, показывая своё уважение. Гость отламывал небольшой кусочек хлеба, макал в соль и ел.
Воспитатель показывает картинку с изображением кошки.
- А какая была на Руси традиция, связанная с кошкой, кто-нибудь догадался? (ответы детей)
- Да, есть такая старинная традиция : при переезде в новый дом или квартиру первой в жилище пускать кошку. Люди верили, что кошка оберегала и защищала дом.
Показывает картинку с изображением младенца.
- А какая могла быть традиция на Руси, связанная с ребёнком.
- Это очень интересно: когда ребёнка купали в первый раз, в таз с водой опускали уголёк, зернышко, монетку. Зачем? Попробуйте догадаться? (ответы детей).
Воспитатель:
Опуская предметы в воду приговаривали.
- Уголёк - Пусть всегда в доме будет тепло.
- Зерно - Будь всегда сыт.
- Монета - Будь всегда богат.
Воспитатель предлагает детям отпустить в тазик предметы.
Показывает картинку с изображением праздника.
- Думаю, эту традицию вы сразу узнаете. (ответы детей).
- Праздников на Руси проводилось много.
- Что делали на праздниках? (пели, играли, плясали, хороводы водили). Предлагаю поиграть в интересную русскую народную игру «Петушиный бой».
Игра «Петушиный бой»
Дети парами встают вовнутрь обруча, руки за спиной. Подскакивая на одной ноге должны вытеснить соперника из круга.
Воспитатель:
- А еще на праздниках люди играли на разных музыкальных инструментах, которые делали своими руками.
Продуктивная деятельность
- А еще, ребята, раньше в каждом доме был оберег - в виде подковы. (воспитатель показывает детям на интерактивной доске оберег - подкову).
- Считалось, что подкова приносит в дом счастье, благополучие. Да и сейчас в некоторых семьях есть такой оберег.
Воспитатель предлагает сесть за стол. Показывает образец оберега (заготовки из соленого текста) и предлагает раскрасить подкову.
- Предлагаю украсить свои обереги - подковы на счастье в свой дом.
Раньше не было ни карандашей, ни кисточек. Чем же люди рисовали? (ответы детей).
Воспитатель рассказывает, что в старину не было ручек. Писали и рисовали пером из хвоста или крыла петуха. Пером можно нарисовать волнистые линии, листок, точки.
Продуктивная деятельность. Помощь, поощрения детей, индивидуальная работа.
Подведение итогов
- Какая традиция больше всех вам запомнилась? Почему?
- О каких традициях мы напишем финским детям?
- Эту подкову я отправлю в Финляндию в подарок детям, а вы свои подковы повесьте дома над входной дверью, чтобы в вашем доме было счастье и добро.
- И помните, ребята, и дома скажите «Хорошая семья – традициями крепка».