Татьяна Трошина
Конспект открытого занятия в старшей группе «Праздничный пряник»
▼ Скачать +Заказ
Конспект открытого занятия в старшей группе «Праздничный пряник»
Цели: продолжить знакомство детей с народными обычаями и народным
творчеством;
создать коллективную композицию «Праздничный стол с пряниками»,
сочетая рисование (роспись пряника) и аппликацию (наклеивание на фон).
Задачи: обучающие — познакомить детей с традициями русского
праздничного стола, дать представление об одном из традиционных
Публикация «Конспект открытого занятия в старшей группе „Праздничный пряник“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Пряники. Все о пряниках для детей
- Старшая группа
- Темочки
угощений — прянике, научить расписывать бумажную заготовку «под
пряник», используя традиционные орнаменты, символизирующие солнце,
домашних животных, колосья хлеба — круги, кресты, спирали, точки;
расширение словарного запаса детей;
развивать у детей воображение, творческую самостоятельность, активность,
развивать мелкую моторику рук, готовить руку к письму;
воспитывать у детей интерес к народным традициям, народному творчеству;
желание сделать что-то приятное для своих близких, доставить им радость;
воспитывать позитивное отношение к жизни.
Оборудование: заранее заготовленный фон — лист ватмана или обоев,
стилизованный под скатерть с нарисованными самоваром и несколькими
вазами и большими тарелками, заготовки для пряников, вырезанные
воспитателем из цветной бумаги жё лтого и бежевого цветов: квадраты 10х10
см, круги диаметром 10 см, овалы 12х10 см, фломастеры оранжевого и
коричневого цветов, клей, кисти для клея, салфетки; изображения пряников,
взятые из книг Софьи Киселёвой «Журавлиный хлеб», Эльмиры Котляр
«Пряничный домик», запись русских народных песен в исполнении ансамбля
«Золотое кольцо».
Предварительная работа: чтение русской народной сказки «Пряничный
домик» в пересказе Владимира Глоцера и Геннадия Снегирёва, беседы по
содержанию сказки, пересказывание, беседы о русских традициях,
разучивание потешек, лепка пряников из солёного теста на занятиях по
лепке.
Интеграция областей: «Познание», «Коммуникация»,
«Чтение художественной литературы», «Художественное творчество»,
«Музыка».
СОДЕРЖАНИЕ
1. Создание игровой мотивации. ( Совет: проводить данное мероприятие в
преддверии какого-нибудь народного или православного праздника :
Масленицы, Рождества или др.)
Воспитатель надевает на плечи русский платок, включает запись с русскими
народными песнями и заносит в группу корзину с народными игрушками
(матрёшками, богородскими, дымковскими, игрушками на палочках для
народных кукольных театров, народными музыкальными инструментами
(трещётками, свистульками, хохломскими ложками).Воспитатель. Ребята!
Не подскажите ли мне, какой праздник приближается? (Ответы детей) А в
России по праздникам часто проводились весёлые ярмарки. Давайте-ка и мы
устроим весёлую ярмарку! В моей корзине есть разнообразные предметы,
которые всегда продавались для детей на ярмарках. Ну-ка, посмотрите, что
же в моей корзине? (Достаёт один за другим предметы, дети называют их.
Музыкальные инструменты даёт детям, игрушки выставляет на стол)
Сделаю-ка я музыку погромче, а мы все вместе станцуем! (Дети и
воспитатель произвольно танцуют под русскую народную плясовую музыку)
А что, кроме игрушек, ещё продавали на ярмарках для детей? ( Дети:
«Сладости». Если дети затрудняются ответить, то им можно подсказать, что
это вкусное, сладкое, его все любят есть.) Ни один праздник не обходится без
специального праздничного угощения. В старину оно являлось важной
частью любого обряда, готовилось строго по правилам. Например, к началу
праздника пекли ароматные пряники - «козули». (Воспитатель вывешивает
изображения пряников в виде животных.) Изображали эти пряники коров,
коней, оленей, барашков, козочек, домашних птиц — петушков, уточек. А
всё для того, чтобы водилась в хозяйстве скотина, давала приплод. Фигурки
— это не просто выдумка, а определённые символы. Вот, например, пряник
«коровка». В русских потешках корова упоминается то и дело:
Дайте коровку -
Масляну головку!
Хозяева одаривали маленьких гостей пряниками, подавая девочкам
«коровок», а мальчикам - «бычков».
Пряники были не только в виде фигурок животных. Их ещё украшали
знаками Солнца. (Воспитатель демонстрирует изображения пряников с
символами Солнца и плодородия). Какие узоры — символы Солнца — вы
здесь видите? ( Ответы детей: круги, кресты, спирали, точечки).
Про пряники народ и потешки сочинял. (Исполняет потешку вместе с
детьми)
Кот на печку пошёл, ладони к голове как ушки кота
Горшок каши нашёл. ладони вместе «горшочком»
На печи калачи, руки сомкнуть в кольцо калачом
Как огонь, горячи.
Пряники пекутся - ладони сложить «пирожком» и
Коту в лапки не даются. Поворачивать
Появляется «Хозяйка праздничного стола» (педагог по изобразительной
деятельности в русском народном костюме). Она приносит с собой фон для
композиции — лист ватмана стилизованный под скатерть.
«Хозяйка». Ребята, здравствуйте! Пригласила я к себе гостей на чай. Столько
дел переделала! И в доме убрала, и скотину покормила, и на ярмарку
сходила! А вот самое главное — угощенье для праздничного стола —
приготовить никак не успеваю. Поможете мне? (Ответы детей)
2. Показ приёмов работы.
«Хозяйка». Я раздам вам пряники, а вы их украсите по своему желанию. А
варианты узоров я вам покажу на доске. («Хозяйка» показывает на доске 2-3
приёма украшения пряников) Когда вы разрисуете свой пряник, его надо
будет «положить в вазочку» на моём столе, то есть приклеить к любому
понравившемуся изображению вазы или тарелки. Ребята, принимайтесь
скорее за дело, а то мои гости скоро придут!
3. Практическая работа.
Дети садятся за столы и разрисовывают заготовки прянико
4. Итог работы.
«Хозяйка». Какие красивые пряники украшают мой стол! Моими гостями
будете вы! Я вас приглашаю повеселиться со мной вместе! Давайте
танцевать! (Дети танцуют под музыку русские народные пляски, поют
песенки.)
Ай, качи, качи, качи!
Глянь — баранки, калачи!
Глянь — баранки, калачи!
С пылу, с жару из печи.
С пылу, с жару из печи -
Все румяны, горячи.
Налетели тут грачи,
Подхватили калачи,
Нам осталися бараночки!
После плясок «Хозяйка» раздаёт детям угощение — съедобные пряники — в
качестве поощрения за хорошую работу