Грачева Юлия
Конспект открытого занятия в старшей группе «Любим мы играть, гласные звуки повторять»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия для детей с ОНР старшей группы :
на тему «Любим мы играть- гласные звуки повторять!»
Учитель- логопед: Грачева Юлия Михайловна.
МБДОУ 31 ст. Попутной Отрадненского района, Краснодарского края
Тема: гласные звуки [А], [У], [О], [И].
Цель: дифференциация звуков [А] – [У] – [О] – [И].
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Публикация «Конспект открытого занятия в старшей группе „Любим мы играть, гласные звуки повторять“» размещена в разделах
- Гласные звуки
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Открытые занятия. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2022
• закрепить в речи правильное произношение гласных звуков [А], [У], [О], [И].
• учить различать на слух и по артикуляции гласные звуки [А], [У], [О], [И].
• развивать фонематические процессы;
• развивать первоначальные навыки звукового анализа и синтеза.
• закрепить знания детей о гласных звуках.
Коррекционно-развивающие:
• развивать мышление, внимание, память;
• развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
Коррекционно-воспитательные:
• воспитывать у детей усидчивость и умение обращаться с раздаточным материалом.
Оборудование: письмо, предметные картинки со звуками «А», «У», «О», «И», схема для характеристики звуков, фишки для обозначения звуков и составления схем, картонные буквы А,У, О, И, карточки с фруктами; карточки с овощами.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Приветствие, сообщение темы занятия.
Ход занятия.
Организационный момент. Здравствуйте, ребята! Дети встают вокруг логопеда.
Логопед: На место садится тот, кто вспомнит гласный звук.
Дети садятся на свои места. Логопед говорит детям, что когда я шла сегодня утром в детский сад, то повстречала почтальона, который передал мне для вас письмо из волшебной страны «Вообразилия».
Логопед зачитывает письмо:
Здравствуйте, дорогие ребята! Пишут Вам жители волшебной страны!
Есть в стране «Вообразилии» городок под названием «Звукинка». Живут в этом городке необычные жители- звуки. Они – невидимки. Хотя они не видимые, но их можно услышать.
Эти жители умеют петь. Они поют вот так: «ААА!», «ООО!», «УУУ», «ИИИ». Целый день поют. Голоса у них звонкие, напевные. И прозвали этих жителей – гласные.
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать.
В тёмном лесу звать и аукать,
И в колыбельке Алёнку баюкать,
Но не желают свистеть и ворчать.
Но вот к нам пришла беда: пришла в страну злая Врединка и гласные звуки забрала. Без нас исчезнет город Звукинка, ведь без гласных звуков и слов не будет. Помогите нам вернуться в Звукинку. Но у Врединки и есть для вас задания. Если вы их выполните, она отпустит нас. Мы очень надеемся на вас, ребята, ведь вы- то все умеете!»
Логопед: Ну, что, ребята, поможем звукам?
Дети: Да!
Логопед: Чтобы помочь звукам, нам нужно перенестись в Чудесную страну звуков. Вы готовы?
Дети –да! Дети берутся за руки и повторяют :
Дружно за руки возьмемся и по кругу мы пройдем,
А когда глаза закроем в город звуков попадем!
Дети открывают глаза, на встречу к ним выбегает Врединка.
-Что прибыли? Думаете, вы сможете спасти гласные звуки? Не получится! Мои задания еще никто не выполнял!
-Логопед: Врединка не вредничай, давай лучше свои задания, наши дети справятся со всеми трудностями! Правда же дети?
Дети:- да!
II. Основной этап.
1. Упражнение: «Назови слово с нужным звуком»
Врединка- сейчас, я подойду к каждому из Вас и назову звук ([А]-[О]-[И]-[У], а вы мне слово с этим звуком.
Дети называют слова: арбуз, улитка, иголка, молоко и др…
Логопед: вот видишь Врединка, мы легко справились с первым заданием! Но прежде чем, перейти к другому, сможешь ли ты повторить за нами?
Врединка- легко! Говорите, что нужно делать?
Дети присаживаются за столы!
2. Выполняют артикуляционную гимнастику.
Логопед: Врединка, чтобы хорошо заниматься, надо нашим язычкам тренироваться!
— «Окошко закрывается и открывается» — спокойное открывание и закрывание рта.
-«Улыбка» - удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.
-«Заборчик» - рот закрыт. Верхние и нижние зубы обнажены. Губы раскрыты в улыбке.
— «Трубочка». Губы вытянуты вперед трубочкой.
— «Лопаточка». Удержать «Лопаточку» под счет до семи.
Врединка: да, не так и просто выполнять эти упражнения! Теперь вы должны выполнить мое задание!
3. Упражнение «Отбери и назови»
На доске выставлены картинки, в названии которых есть звуки [А] – [У] – [О] – [И] : осел, изюм, слон, гусь, мак, заяц, бобр, жук, индюк, киви, рак.
Врединка: Ребята, посмотрите на доску! Называйте эти слова, выходите по очереди к доске и ставьте картинки к соответствующей букве. Если не справитесь, значит не видать вам гласных звуков!
Дети выполняют задание.
Логопед: Ну что ж, мы снова выполнили твое задание! А ты хоть знаешь Врединка, как нужно правильно произносить гласные звуки?
Врединка: конечно! Произносит неправильно, (с закрытым ртом)
Логопед: Врединка, Врединка! Лучше посмотри и послушай, как произносят наши ребята и повторяй за ними!
4. Уточнение правильной артикуляции звуков [А], [О], [И], [У]
Логопед: Ребята! Когда мы произносим звук [У], то:
• губы (вытянуты трубочкой,
• язык (спокойно лежит на дне рта — «домика»,
• зубы (сближены, но не сомкнуты,
• воздушная струя теплая и спокойно выходит изо рта, не встречая преграды.
• УУУУУУУУУУ
Когда мы произносим звук [А], то:
• рот широко открыт,
• язык спокойно лежит на дне ротовой полости («домика»,
• теплая воздушная струя выходит свободно, не встречая преграды.
• АААААААА
Когда мы произносим звук [О], то
• губы вытянуты вперед,
• воздух выходит свободно, не встречает преграду
• горлышко «работает».
• ОООООООООООО
Когда мы произносим звук [И], то:
• губки — «в улыбке»;
• зубки сближены, но не сомкнуты;
• язык лежит во рту, его края касаются коренных зубов («домик»);
• горлышко «работает».
• ИИИИИИИИИИ
Дети произносят звуки, а затем сравнивают, чем они похожи, а чем отличаются. (При произнесении звука [А] — рот широко открыт, а при произнесении звука [У] — губы вытянуты трубочкой. Но все эти звуки гласные, и обозначаются фишками красного цвета.).
Логопед: Верно, а докажите, что это гласные звуки!
Дети: Эти звуки поются, голос не встречает в горлышке преград
Логопед: Верно, все правильно. А теперь Врединка становись с нами на зарядку!
III. Физкультминутка
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше подтянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите,
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
Сели, встали, сели, встали
И на месте побежали.
Врединка:Ох, я прям устала, вы такие спортивные, а сможете повторить за мной «чистоговорки»
Дети повторяют за Врединкой!
5. Упражнение «Чистоговорки» .(закрепление четкого и правильного произношения звуков [А], [У], [О], [И] в чистоговорках)
Ку-ку-ку — сидит дятел на суку.
Ут-ут-ут — две улитки ползут.
Ан-ан-ан — папа чинит кран.
Та-та-та — усы большие у кота.
Ок-ок-ок — выпил Ваня вкусный сок.
От-от-от — в зоопарке бегемот.
Ин-ин-ин – испекли мы блин
Иш-иш-иш — тут такая тишь.
Логопед: Молодцы, ребята! Вы справились с еще одним заданием Врединки!
Врединка: Молодцы, молодцы! Но это еще не все! Перейдем к следующему заданию!
6. Выделение гласных звуков из начала слова
Врединка: Слушайте внимательно, если услышите слово которое начинается на звук [У] поднимите красный флажок, а если на звук [О] – хлопните в ладоши. Здорово! А теперь топните ногами, если услышите на звук [А], и поднимите правую руку, если услышите на звук [И]. Кто у нас самый внимательный? Конечно же я! А вы точно с этим не справитесь!
(Усы, арбуз, игла, апельсин, ослик, утка, ива, осень и т. д).
Логопед: Ну вот, и снова наши ребята выполнили твое задание!
Врединка: Нет, не честно так, вы, наверное, жульничали? Теперь вы должны выполнить последнее, самое сложное задание!
7. «Найди звук»
Логопед: Ребята, Врединка приготовила для вас волшебные карточки с заданием, необходимо определить, где (вначале или конце слова) спрятался гласный звук [А], [О], [И], [У] и закрасить нужный квадратик красным цветом! Как только все вы правильно справитесь с этим заданием, мы окажемся снова дома, в группе! ( Слова:рак, дом, лук, кит и д. р)
Когда ребята справляются с заданием, Врединка отдает им карточки с гласными буквами! Вы оказались очень умными и дружелюбными ребятами! Поэтому, я отдам вам звуки! И они могут свободно жить в нашей стране!
Врединка: А можно я буду приходить к вам на занятия и тоже учиться всему. Я больше не буду вредничать, а буду дружить со всеми!
Логопед: Конечно же ты можешь дружить, учиться с ребятами и обязательно у тебя появится много друзей!
Логопед:
А теперь нам пора возвращаться.
(В это время уходит Врединка).
Дружно за руки возьмемся и по кругу мы пройдем,
А когда глаза закроем в детский сад мы попадем!
Логопед: Ребята, звуки за свое спасение награждают вас медалями Они благодарят вас. А еще вам передает свое «спасибо» Врединка. Молодцы, ребята, вы научили Врединку многому. Она стала добрее, умнее, послушнее. Спасибо Вам!
IV.Заключительный момент, подведение итогов занятия
Логопед: Ребята, вам понравилось наше волшебное путешествие в страну? (Да)
А какие задания вы запомнили? Что мы выполняли? (Искали звуки [А], [О], [И], [У], определяли место звука в слове) Что было интереснее всего? Что труднее всего? Вы отлично занимались сегодня! Молодцы!
Список использованной и рекомендуемой литературы
1. Агранович З. Е. В помощь логопедам и родителям: сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников, — СПб. : Детство-Пресс, 2004. — 147 c.
2. Гомзяк О. С. Конспекты фронтальных фонетико-фонематических занятий 1-го периода обучения в старшей логогруппе, — М. : Гном и Д, 2009.- 128 с.
3. Шорыгина Т. А. Приложение к пособию Овощи. Какие они?— М. : Гном и Д, серия «Знакомство с окружающим миром и развитие речи», 2007. – 18 с.
4. Шорыгина Т. А. Приложение к пособию Фрукты. Каки они? — М. : Гном и Д, серия «Знакомство с окружающим миром и развитие речи», 2007. – 16 с.