Виктория Комарова
Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Загадочный камень магнит»
▼ Скачать + Заказать документы
Загадочный камень магнит
Цель: способствовать развитию у детей познавательной активности, умения делать выводы самостоятельно.
Задачи:
1. Познакомить детей с полюсами магнита, со свойствами и классификацией магнитов.
2. Развивать у детей внимание, мышление, умение анализировать и обобщать. Формирование словаря (магнетизм, полюса, магнетит).
3. Воспитывать интерес к экспериментированию.
4. Развивать умение анализировать, делать выводы, умение работать сообща, соблюдать правила работы в лаборатории.
Материал и оборудование:
Публикация «Конспект открытого занятия в подготовительной группе „Загадочный камень магнит“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Магнит. Изучаем свойства магнита
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Магнит на каждого ребенка без обозначенных полюсов и два магнита с обозначенными полюсами.
Различные предметы на подносе: шуруп, болтик, ластик, бумага, ткань, карандаш, несколько скрепок.
Стакан с водой. Намагниченные скрепки, свеча, спички, держатель для нагревания над пламенем.
Таблицы для результатов исследования, мультфильм про магнит.
Для физкультминутки: синие и красные прямоугольники.
Ход занятия :
-Добрый день, ребята! Сегодня у нас на занятии присутствуют гости, поздороваемся с ними…. А теперь друг с другом, вставайте в круг:
Доброе утро! Доброе утро! (поворачиваются друг к другу)
Улыбнись скорее! (разводят руки в стороны)
И сегодня весь день, будет веселее (хлопают в ладоши)
Мы погладим лобик, носик и щёчки.
Будем мы красивы, как в саду цветочки!
(поднимают постепенно руки вверх, выполняя «фонарики»)
Разотрём ладошки…. (показываем)
Сильнее, сильнее!
А теперь похлопаем смелее, смелее!
Ушки мы теперь потрём и здоровье сбережём.
Улыбнёмся снова, будьте все здоровы!
(разводят руки в стороны)
-Ребята, предлагаю вам сегодня отправиться в научную лабораторию. Но прежде чем мы туда пройдём, скажите, а кто работает в лаборатории? Дети: учёные
-А кто такие учёные?
- Да, учёные – это такая профессия людей. Эти люди занимаются исследованиями разных предметов, природных явлений, человеческого организма, создают новые лекарства, растения, приборы и т. д.
– Хотите тоже стать маленькими учёными и самостоятельно провести опыты?
-Можно я возьму на себя роль старшего учёного? Я буду помогать вам, а вы мне (воспитатель одевает халат, очки, треуголку). Проходите в нашу лабораторию. Обратите внимание на эту таблицу, на ней показано, как нужно себя вести во время проведения опытов: нельзя громко разговаривать, нельзя ничего ломать… (воспитатель показывает указкой таблицу)
- Посмотрите, сколько интересных предметов в нашей лаборатории, но без указаний главного профессора на столах ничего не трогайте. Даже кувшин есть в нашей лаборатории, а какой пыльный. Интересно, что в нём? (открывают)
Из-за двери слышится:
Хоттабыч: Ап-чхи! (появляется Хоттабыч)
-Да это же старик Хоттабыч! Ребята, мы выпустили настоящего джина!
Хоттабыч: Здравствуйте, прекраснейшие из прекраснейших. Я просидел в этом кувшине 1000 лет, а вы меня освободили из него. Где я оказался?
-Ты находишься в научной лаборатории. А мы с ребятами учёные!
Хоттабыч: О! Умнейшие из умнейших, тогда может вы мне поможете исследовать этот загадочный камень? (достаёт магнит)
-Уважаемый Хоттабыч, а почему загадочный?
Хоттабыч: Потому что этот камень может притягивать различный предметы. Только он то притягивает, то не притягивает, загадочный какой-то!
-Ребята, поможем Хоттабычу выяснить в чём секрет этого камня?
Дети: Да!
- Старик Хоттабыч, останься ненадолго в нашей лаборатории, сейчас наши маленькие учёные изучат твой камень (Хоттабыч остаётся).
- Может кто-то из вас, ребята уже догадался,- что это за камень?
Дети: магнит.
-Вы сказали, что это магнит. Сейчас наша команда учёных будет исследовать загадочный камень -магнит. Возьмите камень в руки, внимательно рассмотрите его, а Ксюша расскажет нам одну старинную интересную легенду о магните.
«В давние времена на горе Ида пастух по имени Магнис пас овец. Он заметил, что его сандалии, подбитые железом, и деревянная палка с железным наконечником липнут к черным камням, которые в изобилии валялись под ногами. Пастух перевернул палку наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается странными камнями. Снял сандалии и увидел, что босые ноги тоже не притягиваются. Магнис понял, что эти странные черные камни не признают никаких других материалов, кроме железа. Пастух захватил несколько таких камней домой и поразил этим своих соседей. От имени пастуха и появилось название «магнит».
-Какое самое главное свойство (действие) магнита?
Дети: Он притягивает к себе металл.
Опыт№1
- У вас на столах, в тарелочках, находятся предметы из разных материалов: железа, дерева, пластмассы, бумаги и стекла. Возьмите магнит и с помощью него разделите ваши предметы на две группы : справа от вас положите предметы, которые притягиваются магнитом, а слева - предметы, которые не притягиваются магнитом.
(Дети проводят опыт)
– Из чего сделаны предметы, которые притягиваются магнитом? (Из железа)
– Из чего сделаны предметы, которые не притягиваются магнитом? (Из дерева, из пластмассы и т. д.)
Вывод: магнит притягивает железные предметы через воздух. Это свойство называется магнитной силой. Что вы сделали, чтобы это узнать?
- Для того чтобы мы запомнили хорошо и еще другим рассказали, давайте запишем результаты эксперимента в таблице при помощи знаков «+» и «-».
Работа с таблицей.
Дети по очереди выходят и знаками отмечают результаты эксперимента.
- Какой вывод можно сделать, глядя на эту таблицу?
Вывод: магнит притягивает металлические предметы
ОПЫТ №2 «Магнитные полюса».
- Ребята, у магнита есть ещё одна особенность. У каждого из вас есть магнит. Одна сторона красного цвета, другая синего цвета. Попробуйте поднести магнит друг к другу сначала красными сторонами. Что происходит?
Дети: магниты отталкиваются.
-Правильно, магниты отталкиваются. Теперь поднесите магниты друг к другу синими сторонами.
Воспитатель: Это происходит из-за полюсов магнитов. С одной стороны магнита «северный» полюс, а с другой – «южный». Ребята, что ещё имеет полюса?
Дети: наша планета.
-Верно. Скажу вам по секрету наша планета тоже обладает свойствами магнита.
-Теперь соедините «северный» с «южным» полюсами, то магниты притягиваются. Северные полюса отталкиваются друг от друга и южные тоже.
- Когда мы соединяем магниты между собой разными полюсами, то наши магниты начинают дружить. А если мы их соединяем одинаковыми сторонами – полюсами, то они убегают друг от друга, не хотят дружить. Теперь вы можете определить полюса у своих магнитов с помощью магнита с обозначенными полюсами. Попробуйте.
Дети определяют полюса
- Сейчас я приглашаю вас поиграть в игру «Магнитные человечки». Осторожно выходим из лаборатории и встречаемся на ковре.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «МАГНИТНЫЕ ЧЕЛОВЕЧКИ»
(Каждому ребёнку в руку дается синий или красный квадрат. Они образуют круг и начинают ходить по кругу.)
- Когда я буду показывать красный квадрат – «южный полюс», ко мне притягиваются дети только с «северными полюсами». Когда вы увидите синий квадрат, то притягиваются ко мне дети с «южными полюсами».
ОПЫТ№3 Игра «Головоломка»
- Так как мы находимся в лаборатории, и вы мои маленькие исследователи, то предлагаю вам отгадать головоломку, как достать скрепку, не намочив при этом руки?
Самостоятельная работа.
- Расскажите, что вы сделали и что получилось? (Скрепка следует за движением магнита вверх)
- Что двигало скрепку? (Магнитная сила)
- Какой можно сделать вывод?
Вывод: Магнитные силы проходят через стекло и воду.
ОПЫТ№4 «Гонки со скрепками»
-Предлагаю вам научную игру «Гонки со скрепками». Положите скрепку на стол на расстояние вытянутой руки от себя, а магнит приложите с под столом, аккуратно двигайте магнит. На старт, внимание, марш! И так чья скрепка быстрее добралась? (дети кладут на стол скрепку, а под столом водят магнитом)
-Посмотрите, сила магнита действует даже через деревянную поверхность стола
ОПЫТ №5 «Магнит превращает металл в себя».
- Ребята, у меня есть другие скрепки, которые лежали несколько дней около магнита. Сейчас я поднесу их к вашим скрепкам. Что происходит?
Дети: Ваши скрепки притягивают наши скрепки.
Воспитатель: Почему же скрепки тоже, как магнит, могут притягивать металл? (выслушивает детей).
-Магнит – это волшебный камень, он моим скрепкам подарил немного своей силы. Они стали намагниченными, у них тоже появился магнетизм. Но это не на всегда и я сейчас вам это докажу в следующем опыте.
ОПЫТ №7 «Магнит огня боится».
Воспитатель сам проводит этот эксперимент в целях безопасности. С помощью держателя нагревает намагниченную скрепку над свечой и подносит к не намагниченной скрепке.
Дети отмечают, что намагниченные скрепки потеряли свою силу.
Вывод: Когда магнит или намагниченные металлические предметы нагреваются, они теряют свою силу притяжения. Магнит боится высокой температуры. Огонь отнимает у него магнетизм.
- Есть природные магниты, это природные камни магнетиты (воспитатель показывает природный магнит). Что такое природные камни?
Дети: Эти камни создала природа.
-У нас в стране тоже есть места где добывают магнитную руду. Дома расспросите родных, в каких предметах человек использует магнит? Есть ли у вас дома магнит?
Итог занятия :
Хоттабыч: О, умнейшие из умнейших. Спасибо, вам за интересные опыты, Я многое узнал про магнит. Ребята, а вы, что-нибудь запомнили про чудесный камень магнит? (ответы детей с опорой на таблицы).
-Хоттабыч, мы отдадим наши заполненные таблицы, чтобы они помогали тебе если ты вдруг забудешь какие предметы магнит притягивает, а какие нет…
Хоттабыч: А у меня для вас тоже есть подарок- это магнитный конструктор. А мне пора отправляться в путь…До свидания!
- Молодцы, вы замечательно поработали. На этом наша сегодняшняя исследовательская работа в лаборатории завершается, предлагаю вам пройти в музыкальный зал и посмотреть познавательный мультфильм про магнит.