Екатерина Плотникова
Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Удивительная соль»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема Удивительная соль
Группа Подготовительная к школе
Форма НОД Поисково- исследовательская
Форма организации Подгрупповая, индивидуальная
Образовательные области Приоритетная: познавательное развити
В интеграции: художественно- эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Цель: Формирование представлений детей о соли и ее свойствах через исследовательскую деятельность.
Задачи:
Публикация «Конспект открытого занятия в подготовительной группе „Удивительная соль“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Соль. Изучаем соль
- Соль. Конспекты занятий
- Темочки
1. Образовательные -Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли.
-Расширить и углубить представления детей об окружающем мире посредством знакомства с веществом- солью и ее значении в природе и жизни человека.
- Продолжить знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования солью.
2. Развивающие - Развивать познавательные потребности, стимулировать интерес к изучению соли.
- Развивать наблюдательность детей, их умение анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы.
3. Воспитательные -Формировать взаимоотношения основанных на сотрудничестве; умение считаться с мнением сверстников, обращаться за помощью друг к другу и педагогу; выполнять установленные правила поведения при проведении опытов.
Используемые технологии, методы и приемы ИКТ-технология, кинезиогимнастика, опыты, вопросы поискового характера, мотивация, показ, объяснение.
Средства:
Зрительный ряд: Видео «Удивительная соль»», схема инструкции «Правила поведения в лаборатории», карточки фиксации результатов опытов;
Практический ряд:Баночки с солью, ложки, прозрачные емкости, увеличительные стекла, клей ПВА, кисточки, заготовки из бумаги.
Музыкальный ряд:«Бескозырка белая»
Оборудование:Воспроизводящие устройства (мультимедийное устройство, ноутбук, колонки,
телефон, мольберт;
Планируемый результат Сформированы первичные представления о свойствах соли и ее свойствах;
Проявляют исследовательскую активность в процессе приобретения собственного познавательного опыта, умеет сравнивать, обобщать и делать выводы;
Умеют договариваться при взаимодействии друг с другом;
Используют в творческой деятельности нетрадиционную технику рисования солью.
I. Мотивация к деятельности
Цель.
Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.
Здравствуйте, ребята! Меня зовут Екатерина Леонидовна. Мне очень приятно оказаться у вас в гостях.
(Раздается звук SMS)
- ребята, извините, мне пришло сообщение. Да оно не только для меня, но и для вас! Прислала его одна моя знакомая девочка Лера! Ее бабушка ученый. Сейчас я выведу сообщение на экран. Давайте посмотри вместе.
(Подключаю телефон к ноутбуку)
(ВИДЕОРОДИК)
Деятельность педагога (методы, приемы) Беседа. Демонстрация.
II. Поиск, решение задачи, проблемы
Цель.
Опора на опыт детей, необходимый для «открытия нового знания», освоения нового способа, умения, выработка навыка
Как вы думаете, у нас получится помочь Лере?
Кстати, вот и посылка. Не открывается! А, вот сопроводительное письмо: «Чтобы открыть эту посылку, отгадайте загадку:
Без нее, ребята, повар, просто, как без рук.
И становится вся пища несъедобной вдруг,
Если в ранку попадает - испытаешь боль,
Вы, конечно, догадались, ну конечно это… (Соль)
Что может быть необычного в таком обычном веществе как соль? Может быть вы что-то знаете о соли? Наверное, соль бывает разная. (Пищевая, морская, техническая). Интересно, а где применяют соль?
Пищевую соль при меняют при приготовлении пищи. Мамы и бабушки используют соль при приготовлении засолок на зиму.
Кто- нибудь из вас был на море? Какая там вода? Почему она соленая? Если это соль в море, как мы можем ее назвать? Как вы думаете, где можно применить морскую соль?
Морскую соль применяют в медицине- ингаляции, полоскание горла, промывание носа, солевые компрессы применяют при ушибах.
Идя сегодня к вам на занятие, я обратила внимание, на то как дорожные рабочие рассыпали на дорогу какую-то смесь, как вы думаете, чем они посыпали дорогу?
Но используют они техническую соль, смешенную с песком. Как вы думаете для чего?
А где же взять столько соли и откуда она берется?
- А о том, как добывают соль, мы узнаем из видеоролика.
(ВИДЕОРОЛИК)
Деятельность педагога (методы, приемы)Беседа. Художественное слово. Сюрпризный момент. Демонстрация.
III. Планирование деятельности.
Совместное обсуждение решения задачи, проблемы
Цель.
Совместное определение конкретных действий
- Хотите еще больше узнать о соли? Для этого мы проведем опыты в нашей лаборатории.
Но в лаборатории нужно четко выполнять правила проведения опытов. Давайте их обсудим.
Первое правило: в лаборатории должна быть тишина. Не говорим, не шумим.
Второе правило: изучаемые вещества могут быть опасными, поэтому нюхать и пробовать на вкус без разрешения нельзя.
Следующее правило: опыты проводим на рабочем месте, соблюдаем порядок на столе.
Самое главное правило: помогаем друг другу, делаем выводы, высказываем свое мнение.
Деятельность педагога (методы, приемы) Беседа. Показ.
IV. «Открытие» ребенком нового знания, освоения умения, способа деятельности
Цель.
Формирование представлений о свойствах соли.
Развитие умений работать в команде, развивать наблюдательность детей, их умение анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы.
Результат каждого опыта фиксируется на плакате.
Опыт 1:
Возьмите стакан с солью, рассмотрите ее.
Какого цвета соль?
Понюхайте соль. Имеет ли соль запах?
Теперь возьмите ложки и попробуйте соль на вкус! Имеет ли вкус? Какой?
Теперь возьмите соль в ложку и пересыпьте ее в тарелку, что с ней произошло? Значит какая соль?
Теперь рассмотрим соль в тарелке через лупу. Кто знает, как называются частицы соли? (Кристаллы). Соль состоит из кристаллов.
Опыт 2:
Берем стакан с водой, зачерпываем воду ложкой и наливаем ее на соль в тарелке.
Что произошло? Куда делась вода? (Вода впиталась в соль). Значит соль поглощает воду.
Теперь в стакан с водой положите ложку соли и размешайте. Что произошло с солью- она исчезла? (Соль растворилась в воде)
Так же и в море соль растворена в воде. Посмотрите видео.
Что то мы с вами заседелись! Даже ученым нужен отдых! Предлагаю размяться. (ФИЗКУЛЬТМИНУТКА)
Опыт 3:
Как мы уже знаем соль, растворенная в воде- невидима. но когда ее очень много, она кристаллизируется. Процесс этот долгий и мы не сможем его сегодня провести, но я предлагаю вам посмотреть фильм.
(ВИДЕОФИЛЬМ)
Этот опыт вы можете провести дома.
Опыт 4:
Скажите, мне, пожалуйста, может ли соль быть цветной? А если ее окрасить? Чем можно окрасить соль? (цветными мелками, гуашью, пищевыми красителями)
А если мы покрасим соль мелом? Давайте попробуем.
У вас на столах соль и уже натертый мел, ссыпайте все в большой стакан и тщательно перемешайте ложкой.
Какая красивая соль у вас получилась, покажите ее друг другу. У меня есть сувенир- клоун. Давайте сделаем ему разноцветную рубашку.
А для этого ссыплем соль в бутылку.
Какой нарядный клоун у нас получится. Я оставлю его вам в подарок.
-А еще с помощью соли можно рисовать. Хотите попробовать?
(Показ)
Деятельность педагога (методы, приемы) Беседа, показ, практический метод, двигательная активность, демонстрация.
V. Рефлексия, анализ.
Цель.
Осознание детьми своей деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всей группы.
Ребята, как вы думаете, мы выполнили задание, о котором нас просила Лера?
-Расскажите мне, пожалуйста, какое вещество мы изучали?
-Что нового вы узнали о соли?
-Чему вы сегодня научились?
- было ли вам трудно?
- Кому вы расскажите о том, чем вы сегодня занимались на занятии?
Беседа.
IX. Открытость
-Наш отчет, о свойствах соли, готов. Мы можем его отправить Лере.
На этом наша работа закончена. Большое вам спасибо.