Фатима Кашежева
Конспект занятия в подготовительной группе. Составление описательного рассказа по картине И. И. Левитана «Поздняя осень»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ
Тема: «Составление описательного рассказа по картине И. И. Левитана
«Поздняя осень»
подготовила воспитатель :
Кашежева. Ф. А.
Тема: «Составление описательного рассказа по картине И. И. Левитана
«Поздняя осень»
Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе, Составление описательного рассказа по картине И, И, Левитана „Поздняя осень“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Левитан И. И. Картина «Золотая осень»
- Левитан И.И., художник
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
Цель. Формировать связную монологическую речь у детей, при помощи составления описательного рассказа по картине.
Воспитательно-образовательные задачи:
• Продолжать учить детей составлять описательный рассказ по пейзажной картине с использованием наглядного моделирования.
• Продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением.
• Продолжать учить детей логично и последовательно рассказывать о приметах осени, активизировать имеющиеся знания и представления об этом времени года, закреплять названия осенних месяцев, осенних периодах.
• Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость по отношению к природе.
• Развивать умение соотносить увиденное с собственным восприятием осенней природы.
Предварительная работа: разучивание стихотворения «Круглый год», рассматривание пейзажных картин И. И. Левитана, И. И. Шишкина. Знакомство с приметами осени, перелётными и зимующими птицами. Разучивание физкультминутки «Ветер», дидактическая игра «Что лишнее?». Изготовление лепбука на тему: «Поздняя осень» и иллюстрации к стихотворению «Круглый год».
Демонстрационный материал: репродукции картин И. И. Левитана «Поздняя осень», «Золотая осень», И. И. Шишкина «Ранняя осень»; иллюстрации о поздней осени, лепбук, аудиозапись Антонио Вивальди «Времена года», «голоса птиц».
Ход занятия
1. Организационный момент.
Дети заходят в группу под музыку Антонио Вивальди.
(Выключить музыку)
Воспитатель. Ребята, сегодня мы с вами отправимся в лес. А вот в какой лес мы отправимся, вы узнаете, послушав стихотворение «Круглый год».
(Воспитатель читает стихотворение «Круглый год»)
Круглый год, круглый год
За зимой весна идёт,
А за весною следом
Торопится к нам лето.
И у кого не спросим
Идёт за летом …
Дети Осень…
Воспитатель. Значит, в какой лес мы сегодня отправимся?
Дети. Мы идем в осенний лес.
Воспитатель. Да, правильно. Присаживайтесь!
2. Основная часть.
Воспитатель. В природе всё идёт своим чередом – времена года всегда идут одно за другим: за осенью спешит зима, потом приходит весна, после весны наступает лето и затем вновь наступает осень.
Воспитатель. Ребята, какие периоды осени вы знаете и каким осенним месяцам они соответствуют?
Дети. Ранняя осень – это сентябрь, первый месяц осени, когда листья только начинают желтеть, но ещё много зелёных листьев.
Октябрь – это второй месяц осени. В этот период все деревья стоят в оранжево-жёлтые листья, будто в золоте, поэтому и получил название «Золотая осень».
Поздняя осень – это ноябрь, когда на деревьях опадают все листья и природа готовится к зиме.
Воспитатель. Правильно. А сейчас, посмотрите на экран и отгадайте, какие периоды осени изобразили художники на своих картинах. Припомните имена этих художников. Итак, рассмотрим первую картину.
1. (картина появляется на доске)
Воспитатель. Ребята, как вы думаете, какой месяц изобразил художник на этой картине?
(показывает на картину «Ранняя осень»)
Дети. Сентябрь.
Воспитатель. Почему вы так считаете?
Дети. Потому что на картине И. И. Шишкина нарисована «Ранняя осень», а ранняя осень начинается в сентябре.
2. (картина появляется на доске) Исаака Левитана «Золотая осень»
Воспитатель. Ребята, вспомните имя художника, который нарисовал эту картину и скажите какой месяц изобразил художник на ней?
Дети. На картине «Золотая осень» художник изобразил Октябрь.
Воспитатель. А почему художник, в своей картине, октябрь сравнивает с периодом «Золотой осени»?
Дети. Потому, что октябрь – это середина осени, когда все листья на деревьях и трава приобретают красно-оранжевый и желтый цвет, похожий на золото.
3. (Картина появляется на экране)
Исаака Ильича Левитана «Поздняя осень»
Воспитатель. А какой месяц, на ваш взгляд, художник отобразил в этой картине. Вспомните имя художника, который её нарисовал?
Дети. На этой картине, художник Исаак Ильич Левитан изобразил - ноябрь. Художник так и назвал её – «Поздняя осень».
Воспитатель. По каким признакам мы видим, что это ноябрь и что это поздняя осень?
Дети. В ноябре деревья стоят уже без листьев. Трава пожелтевшая, пожухлая. Небо в тучах. Идут частые проливные дожди, поэтому на картине изображена большая лужа.
Воспитатель. Ребята, а какой период осени сейчас за окном и почему?
Дети. За окном - поздняя осень. На деревьях почти нет листвы, дни стали короче, по утрам морозно.
Воспитатель. Молодцы. Давайте немного отдохнем и сделаем небольшую разминку.
Физкультминутка «Ветер»
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо всё выше, выше.
(Дети имитируют дуновение ветра, качая туловище то в одну, то в другую сторону. На слова «тише, тише» дети приседают, на «выше, выше» — выпрямляются.) Выполняется 2 раза
Воспитатель. Продолжаем наше необычное путешествие. И для этого, нам необходимо отгадать, какие птицы останутся у нас зимовать, а какие улетят в тёплые страны.
Мы сейчас с вами поиграем в игру «Что лишнее?». Я вам буду показывать птиц, а вы будете поднимать руку и говорить, какая птица здесь лишняя и почему?
Параллельно с этим включается Аудиозапись, «Голоса птиц»
Дидактическая игра «Что лишнее?»
Описание игры. На доске появляются птицы по 3 картинки, 2 перелётные 1 зимующая или наоборот. Дети по очереди отвечают.
Воспитатель. Молодцы ребята. А сейчас давайте расскажем то, что мы видим на картине Исаака Левитана «Поздняя осень», используя цветные прямоугольники.
Как видите, картина закрыта 4 разноцветными прямоугольниками. И для того, чтобы нам составить рассказ по всей картине, нужно ее собрать каждый прямоугольник и рассказать, что изображено на данном фрагменте картины, а затем составим полный рассказ.
1. Прямоугольник (Красный)
Воспитатель: Артём, посмотри и скажи, как художник изобразил траву?
Ребё нок: В этой части картины художник изобразил пожелтевшую, больше коричневую, как земля траву.
Воспитатель: Что мы видим вдалеке?
Ребё нок: Вдалеке стоит стог сена, огороженный забором. Значит, сенокос уже закончился.
Воспитатель: Кого мы видим вокруг забора?
Ребё нок: Вокруг забора пасутся коровы, которые щиплют кое-где сохранившуюся зелёную травку.
Воспитатель: Как художник изобразил деревья поздней осенью?
Ребё нок: Художник изобразил на картине «голые», серые деревья, стоящие без листвы.
Воспитатель. Кто хочет продолжить?
2. Прямоугольник (синий)
Воспитатель: Что изображено в правом нижнем углу картины?
Ребё нок: В правом нижнем углу картины, художник изобразил жёлтую траву, уже потемневшую. Скорее всего, часто идёт дождь и образовалась большая лужа. В луже плавают желтые листья, словно кораблики.
3. Прямоугольник (Желтый)
Воспитатель: Посмотрите и скажите, как художник изобразил небо в этой части картины? В каких тонах написана эта картина?
Ребё нок: Небо хмурое, покрыто нависшими облаками, как – будто сейчас пойдёт дождь или идёт не одну неделю. Картина написана в серых, мрачных тонах. Природа как - будто умирает.
Воспитатель: Какие деревья мы видим на этой картине вдалеке?
Ребё нок: Вдалеке виднеются берёзы с золотыми, ещё не опавшими листьями. Рядом с берёзами стоят зелёные ёлки. Ели как- будто защищают от ветра берёзы и поэтому на них сохранилась листва.
3. Прямоугольник (Зелёный)
Воспитатель: Что мы видим в этой части картины?
Яна: В этой части картины мы видим продолжение неба, которое художник изобразил мрачным, покрытое серыми, дождливыми облаками. Вдалеке деревья стоят голые, они уже давно скинули свою листву. А, стройные березки ещё не все скинули свою пожелтевшую, как золото листву. Вечно зелёные ели, стоят, как бы оберегая березы от сильного ветра и холодов.
Ребята, давайте попробуем придумать по этой картине рассказ. Расскажите о стоге сена и пасущихся коровах, об осеннем небе, об облаках, о берёзах и елях. Не забудьте дать название своему рассказу.
Воспитатель. Кто хочет рассказать?
(Далее заслушивает рассказы нескольких детей. Другие дети слушают и дополняют.)
Примерный рассказ
Наступила поздняя осень. Трава на полях убрана в стога.
На полях ещё пасутся коровы в поисках оставшейся свежей травы.
Небо совсем пасмурное. На небе тёмно-синие тучи и серые облака. Осенью часто идут дожди и поэтому, образовались большие лужи. В лужах плавают жёлтые осенние листья, похожие на маленькие кораблики.
Нигде не видно птиц и не слышно птичьих голосов. С берёз уже облетели листья, поэтому они стоят совсем голыми: кажется, что им холодно и они потеснее прижимаются друг к другу.
Тёмные, тусклые тона отражают осеннее состояние природы.
Лес в ожидании холодов, первых заморозков, первого снега.
Вся природа в ожидании - ещё немного и наступит зима.
Воспитатель. Молодец.
Воспитатель. Ребята. Скажите, пожалуйста, кто хочет что-то добавить к рассказу
Дети. (Высказывают дополнения.)
Итог занятия.
Воспитатель. Ребята, наша прогулка в осенний лес подходит к концу.
1. Скажите, что вам большего всего запомнилось в нашей прогулке по осеннему лесу?
2. Что мы с вами делали на этом занятии, чему учились? (учились составлять рассказ по картине. Описывать осенний пейзаж.)
3. О чем бы вы ещё раз хотели бы вспомнить и поговорить?
Воспитатель. Ребята, несмотря на то, что осень – немного грустный период, но очень красивый, поэтому многие композиторы, поэты и художники старались запечатлеть красоту этого времени года в своих произведениях. Природа осенью как - будто засыпает, но мы знаем, что впереди нас ждёт другое – интересное и красивое время года.
На этом наше занятие закончено. Вы все молодцы. Спасибо!
(Дети прощаются с гостями.)
Звучит музыка «Стаи перелётных птиц». Дети ставят свои стульчики на место и отдыхают.