Екатерина Кропивянская
Конспект открытого занятия по лепке в технике пластилинографии» «Гжельский квасник» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия в подготовительной группе. НОД по художественно – эстетическому развитию. Лепка в нетрадиционной технике «контурная пластилинография»: «Гжельский квасник».
Подготовила и провела: Кропивянская Е. В.
Интеграция образовательных областей:
Публикация «Конспект открытого занятия по лепке в технике пластилинографии“ „Гжельский квасник“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Бросовый материал. Лепка
- Гжель. Знакомимся с гжельскими узорами
- Гжель. Лепка, пластилин
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лепка. ВСЕ материалы
- Лепка. Конспекты
- Лепка. Техники работы с пластилином
- Народные промыслы. Лепка, занятия с пластилином
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
«Познание»- закрепить представления детей о гжельском промысле, труде народных умельцев.
«Художественное творчество» - побуждать детей к созданию декоративной композиции в нетрадиционной технике по мотивам гжельской росписи.
«Социализация» - воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров.
«Коммуникация» - активизировать словарь детей, обогащать речь определениями, совершенствовать монологическую и диалоговую речь.
«Здоровье» - следить за осанкой во время работы.
«Труд» - побуждать убирать свое рабочее место после окончания деятельности.
«Музыка» - развивать эмоциональную отзывчивость на музыкальные произведения.
Цель: расширять знания детей о традиционных русских народных промыслах; продолжать работать с пластилином в нетрадиционной технике «пластилинография»; закрепить разные приемы работы с пластилином.
Задачи:
- образовательные: формирование обобщенных знаний и умений различать стиль декоративной гжельской живописи (понимание детьми характерных особенностей); создавать выразительные узоры на бумаге, воспитание при этом чувство формы, ритма, симметрии; освоение детьми характерных элементов, колорита, композиции; показать взаимосвязь декоративно- прикладного, устного и музыкального искусства.
- развивающие: развивать интерес к предметам народного декоративно- прикладного искусства (гжельской росписи, творчество, фантазию, ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение, мелкую моторику; продолжать работать с пластилином в нетрадиционной технике «пластилинография».
- воспитательные: формирование у детей эмоциональной отзывчивости и интереса к народному декоративно- прикладному искусству; эстетического отношения к окружающей действительности средствами народного декоративно- прикладного искусства; воспитание у детей желания
заниматься подобной деятельностью, уважительного отношения к труду народных мастеров, национальной гордости за мастеров русского народа.
Материалы к занятию: картон А4 голубого или синего цвета, шаблон «квасник гжельский» на каждого ребенка, пластилин голубого, синего и белого цветов, стеки, дощечки для пластилина, салфетки.
Оборудование для занятия: иллюстрации гжельского квасника, сундук, гжельский квасник для демонстрации, образец готовой работы для детей, музыкальное оформление для занятия.
Ход занятия.
Вводная часть.
Воспитатель:
- Здравствуйте, ребята! Здравствуйте дорогие гости, пожалуйте к нам в гости!
- Ребята, а у нас сегодня с вами не совсем обычное занятие:
/На столе стоит сундучок/
Я вот тут недавно на ярмарке побывала
И подарки выбирала.
Принесла вам сундучок –
Позолоченный бочок.
Сундучок тот не простой,
И товар в нем расписной.
Вынимаю напоказ
И веду про то рассказ.
Сюрпризный момент. /Открываю сундучок, в это время раздается стук в дверь. Закрываю сундучок обратно, не успев показать ребятам «расписной товар»/
- Ребята, кажется к нам кто – то постучал.
/Открываю дверь. Звучит музыка. Входят три девицы в нарядных платьях: Гжель, Хохлома и Дымковская барышня/
Воспитатель:
Ай да девицы, что за диво, хороша и та, и та,
Все нарядны и красивы, расписные, все в цветах!
В Сине - белом девица-чудо, (обращаюсь к девице – Гжели)
Расскажи-ка, ты откуда?
Видно издали пришла
И цветами расцвела
Голубыми, синими,
Нежными, красивыми…
Так, что глаз не оторвать,
Ах, какая благодать!
Девица – Гжель отвечает:
Чудо с синими цветками,
Голубыми лепестками,
Синими цветочками,
Нежными виточками.
На белом фарфоре,
Как на заснеженном поле,
Из-под белого снежочка,
Растут синие цветочки.
Неужели, неужели,
Вы не слышали о Гжели?
Воспитатель:
Русская жемчужина,
Нас чаруешь ты
Синяя фантазия – море красоты!
Поверить трудно: неужели,
Всего два цвета? Чудеса!
Вот так художники из Гжели
На снег наносят небеса!
Воспитатель: Ну а ты, откуда, гостья? (обращаюсь к девице – Хохломе).
Отвечает девица – Хохлома:
Все листочки как листочки,
Здесь же каждый золотой.
Красоту такую люди
Называют ХОХЛОМОЙ!
Я всё небо разрисую,
Разрисую хохломой.
Пусть все лётчики летают
Под такою красотой!
Воспитатель:
Хохлома, Хохлома
Весь народ свела с ума!
Яркая, лучистая, узоры золотистые!
Стоит студёная зима,
Снежинки кружит буйный ветер,
А золотая Хохлома
Напоминает нам о лете.
Воспитатель (Обращаюсь к Дымковской барышне):
Модница - нарядница,
А Вы куда идёте?
С зонтиком и сумочкой
Глиняная тётя.
Девица в венце,
Румянец на лице,
Собой хороша,
Стоит, не дыша.
Отвечает Дымковская барышня:
Мои ручки – крендельки,
Щёки будто яблоки.
Со мной издавна знаком
Весь народ на ярмарке.
Я – игрушка расписная,
Хохотушка вятская –
Щеголиха слободская,
Кумушка посадская.
- Ребята, а вам знакомы эти барышни?
- Гжель, Хохлома, Дымково, Городец, Жостово – это всё что? (Ответы детей). Верно. Это всё традиционные русские народные промыслы. Каждый вид росписи имеет свои особенности, о которых мы с вами уже говорили раньше.
- Как вы вовремя зашли к нам в гости! Я как раз собиралась показать ребятам, что я на ярмарке купила. Дорогие гостьюшки, проходите, присоединяйтесь к нам, будем все вместе рассматривать мой «расписной товар». /Девочки кланяются, проходят и садятся за свои столы/
- А теперь я вам покажу, что же я купила на ярмарке. /Достаю из сундука гжельский квасник/
- Что же у меня в руках такое расписное, ребята? (Ответы детей: кувшин, сосуд, чайник)
- А это не просто кувшин, этот сосуд называется квасник! В этом сосуде подавали дрожжевой или фруктовый квас, поэтому за этим сосудом и закрепилось такое название – квасник. У него обязательно есть носик, широкое горлышко, изогнутая ручка. В середине корпуса делали специально круглое отверстие для льда, чтобы охлаждать напиток. Благодаря этому отверстию, квасник похож на бублик или баранку. Квас – напиток чисто русский, поэтому и квасник по праву считается русским национальным сосудом.
-А какой это вид росписи? (ответы детей). Верно, это гжель. А как вы догадались, что это гжель? (Ответы детей). Всё верно. Здесь использованы цвета, характерные для гжели – синий, белый, голубой. А так же элементы гжельской росписи.
- Я предлагаю вам сегодня побывать на месте гжельских мастеров и сотворить квасник. А расписывать мы его будем не красками и не карандашами, а пластилином в уже известной вам технике – контурной пластилинографии. Расписывать квасник мы будем по контуру, который имеется на ваших сосудах: контур внешний и контур внутренний.
- Чтобы приступить к работе, нам надо хорошенько размять пальчики.
/Звучит тихо русская народная мелодия, под которую дети работают/
Физ. минтука.
Вот большой стеклянный чайник, («надуть» живот, одна рука на поясе)
Очень важный, как начальник. (другая рука — изогнута, как носик)
Вот фарфоровые чашки, (приседать)
Очень хрупкие, бедняжки. (руки на поясе)
Вот фарфоровые блюдца, (кружиться)
Только стукни — разобьются. (рисуя руками круг)
Вот серебряные ложки, (потянуться, руки сомкнуть над головой)
Вот пластмассовый поднос —
Он посуду нам принес. (сделать большой круг).
Наш любимый край – Россия,
Где в озерах синева,
Где березки молодые
Нарядились в кружева.
Небо синее в России.
Реки синие в России.
Васильки и незабудки
Не растут нигде красивей.
Практическая часть.
- Сначала я вам напомню правила работы с пластилином: перед работой пластилин следует немного разогреть в руках; раскатывать и разминать пластилин нужно только на дощечках или в руках, а только потом переносить на шаблон полученную деталь; не забывайте пользоваться при необходимости салфетками; не забывайте о том, что стека - это колющий предмет, поэтому пользоваться им нужно аккуратно.
- Расписывать квасник мы будем при помощи пластилиновых жгутиков.
- Напоминаю, как получить ровный жгутик необходимой толщины? Для этого нужно отщипнуть небольшой кусочек пластилина и при помощи ладошек раскатать колбаску, а затем на дощечке придать этой колбаске необходимую толщину.
- Нам понадобятся тонкие жгутики. Жгутики нужно уложить по контуру рисунка – внешнему и внутреннему. Сначала удобнее сделать внутренний контур, а затем уже внешний. А цвета вам известны – синий, голубой и белый. Какие из них выбрать, вам, мастерам, решать.
- А ручку можно оформить переплетенными жгутиками, чтобы создать эффект витой ручки.
Итог занятия. Рефлексия.
Воспитатель:
Живут в России чудо-мастера,
умельцы дивные, чьи золотые руки
творят шедевры с раннего утра,
ремесел помня древние науки.
Орнаменты, фигуры и цветы
художественной творческой мечтой
пленяют, полны чудной высоты,
изящных тонких линий красотой!
Промчатся и столетья и года,
но не постигнет мастера забвенье!
Ведь эти вещи для людей всегда -
источник радости, любви и вдохновенья!
Ой, вы гости дорогие!
У нас сосуды расписные: веселы и ярки, словно подарки.
Отдохнули все по - праву?
Мастерам воздали славу?
Что ж теперь домой пойдем.
Что узнали, не забудем, долго - долго помнить будем!
Приходите снова к нам, рады мы всегда гостям.
Пришло время расставаться, до свиданья…
- А мы с ребятами оформим выставку и пригласим вас посмотреть на наши расписные квасники.