Наталья Кастерина
Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Кукла из глубины веков» (девичьи посиделки)
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
1. Познакомить детей с различными куклами, с их историей и с процессом изготовления кукол собственными руками.
2. Развивать у детей устойчивый и углубленный интерес к обычаям и быту русского народа. Развивать у детей такие познавательные процессы, как воображение, восприятие, память. Учить отвечать на вопросы связно и последовательно.
3. Воспитывать у детей любовь, эстетический вкус, бережное отношение к кукле и к истории своего народа.
Интеграция образовательных областей:
Публикация «Конспект открытого занятия в подготовительной группе „Кукла из глубины веков“ (девичьи посиделки)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кукла. Конспекты занятий с куклами
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Посиделки
- Темочки
«Познание», «Коммуникация», «Музыка», «Чтение художественной литературы», «Безопасность и физическая культура».
Предварительная работа с детьми:
1. Чтение русской народной сказки «Василиса Прекрасная», беседа по содержанию.
2. Составление рассказов по теме «Моя любимая кукла»
3. Сюжетно - ролевые игры с куклами : «Дочки – матери», «Кукла заболела» и т. п.
4. Ознакомление с пословицами:
• «Какова мастерица – такова и работа»
• «К большому терпению придет и умение» и т. п.
5. Изготовление куклы «Кувадки»
Наглядный дидактический материал:
Демонстрационный материал:
Куклы : «зернушка», «травница», «десятиручка», «мировое дерево», «соломенная кукла», матрешка, кукла связанная из ниток, выставка современных кукол, альбом иллюстраций игровых, обрядовых и обереговых кукол, схема изготовления куклы.
Раздаточный материал:
Заготовки лоскутков для приготовления куклы, нитки и ленты.
Способ организации детей:
Подгруппа девочек из 6 человек.
Ход мероприятия:
Воспитатель:
- Посмотрите, ребята, как много гостей к нам сегодня пришло!
Хочу вас ребята, я пригласить
Давних времен избу посетить
Узнать много интересного
Много познавательного, неизвестного
Но вот беда! На пути у нас река!
Как преодолеть ее друзья?
(Ответы детей)
Воспитатель: - Правильно! По мостику, который перекинут через речку.
(дети вместе с воспитателем друг за другом переходят на другой берег)
Воспитатель: - Дети, посмотрите в какую красивую, русскую избу мы с вами пришли! А вам нравится?
Как здесь уютно и как много старинных, но нужных предметов.
А вот сейчас, посмотрите вот сюда. Как вы думаете, что это такое?
Дети!- Печка!
Воспитатель: - Ой! Какие молодцы! Правильно это печь. А кто мне скажет
для чего нужна печь? А сейчас есть в домах печи?
(ответы детей)
Воспитатель: Ребята, смотрите, рядом что-то лежит. Что это такое?
Дети: Дрова!
Воспитатель: - Правильно, дрова, а для чего они нужны, тем более для печки?
(ответы детей)
Воспитатель:- Молодцы! В печке не только готовят, но еще благодаря отапливались избы наших бабушек. Мне кажется в нашей избе тоже холодно. Давайте и мы с вами растопим нашу печь, чтобы нам не замерзнуть.
(каждый ребенок кладет по одному полену в печь, а у воспитателя остается полено в руках)
Воспитатель: - Ребята, а можно вам самим без взрослых разжигать огонь?
(ответы детей)
Правильно! Огонь горячий, обжигает. От его ожогов очень больно,поэтому к огню подходить без взрослых нельзя!
Воспитатель: - Дети, что у меня в руках? (воспитатель показывает полено)
Воспитатель: - Правильно! Полено. А как можно играть с поленом?
(ответы детей)
Воспитатель:
- Ребята! Смотрите, кого я нашла на нашей теплой печке.
(воспитатель достает полено, одетое в юбку и косынку)
- Кто это?
(Ответы детей)
Воспитатель:
- Давным - давно, когда у детей не было таких игрушек как сейчас, игрушки делали из разного материала. Вот у меня в руках деревянная кукла Катя. С такими куклами играли в давние времена.
Как называется кукла, сделанная из дерева?
Дети: - Деревянная!
Воспитатель: - Ребята,давайте посмотрим, сколько еще интересных предметов находится у нас в избе. Вот обратите внимание, что стоит
на полках?
(Ответы детей)
А кто мне скажет, как это называется одним словом?
Дети:
- Посуда!
Воспитатель: - Молодцы! А как вы думаете из чего сделана эта посуда?
(Ответы детей)
Воспитатель: - Сделана посуда из глины. В давние времена люди делали посуду из глины потом обжигали для прочности в нашей чудо-печке.
Нелегкий был труд людей по изготовлению глиняной посуды, поэтому нужно обращаться с посудой аккуратно, чтобы ее не разбить.
- Ой, ребята смотрите, что я нашла на полке! Что это?
Дети: - Кукла!
Воспитатель: - Правильно! А как вы думаете из чего она сделана?
Дети: - Из глины.
Воспитатель: - Как называется кукла, сделанная из глины?
Дети: - Глиняная!
Воспитатель: - Красивые куклы? Но вот обидно, что с этими куклами сейчас не играют, а служат они для украшения комнат, так как они
очень хрупкие.
Воспитатель: - Скорей, ребята идите ко мне! Смотрите, какая подушка!
Чем она набита, как вы думаете?
(Ответы детей)
Воспитатель: Соломой. В далёкие времена дети играли в соломенные куклы. Сначала солому собирали, затем варили, чтобы она стала мягкая,
блестящая, а затем скручивали, перевязывали ленточками, украшали.
(воспитатель находит под подушкой соломенную куклу, дети рассматривают её.
А Вика расскажет стихотворение об этой кукле.
Воспитатель: Проходите гости дорогие, рассаживайтесь. Всем удобно? Вот и хорошо! (Дети проходят на стульчики)
Сегодня у нас девичьи посиделки и поговорим мы о наших девичьих заботах – о куклах.
Обратите внимание, сколько красивых кукол!
Их вам покупают, дарят.
Сегодня к нам на занятие Саша принесла нам свою подружку – куклу Ксюшу. Посмотрите что она умеет. (демонстрирует умение куклы петь песню и говорить). Кукла – это что?
Дети: Кукла – это игрушка!
Воспитатель: Как с ней можно играть?
Дети: Куклу можно пеленать, кормить, укладывать спать. Кукле можно спеть колыбельную песню. Кукле можно сшить одежду, придумывать фасоны разных платьев. С куклой можно делиться секретами - она никому не расскажет. С куклой можно разговаривать.
Воспитатель: Как называется игра когда дети играют с куклой?
Дети: «Дочки – матери»
Воспитатель: Девочки, а вы знаете, что эта игра очень старинная и пришла к нам из глубины веков?
Только куклы в старину были не такие, как сейчас.
Их не продавали в магазинах, а делали своими руками. А вы можете рассказать, из чего делали кукол на Руси?
Первый ребенок:
Рукодельница мастерица
Вечером вязала на спицах
Не платочек, не шарф, не шапку,
а веселую куклу Марфу!
Этих народных кукол связали из клубочков ниток! (показывает куклу)
Второй ребенок:
Поглядите – ка скорее:
Щеки розовеют,
Пестренький платочек
Платьице в цветочек,
Пухленькие крошки-
Русские матрешки!
Русские матрешки – это точенные из дерева куклы, раскрашенные яркими красками. (показывает матрешку)
Воспитатель: На Руси не только умели делать куклы, но умели отдыхать. И играть в разные игры. Вот была такая игра – Маланья. Давайте поиграем.
Физминутка
(Хлопки в ладоши, то правая, то левая рука сверху.)
У Маланьи у старушки
(Сложить руки углом, показать избушку.)
Жили в маленькой избушке
(Показать семь пальцев.)
Семь сыновей,
(Очертить брови пальцами.)
Все без бровей,
(Растопыренные ладони поднести к ушам.)
Вот с такими ушами,
(Показать длинный нос двумя растопыренными пальцами.)
Вот с такими носами
(Очертить пальцами длинные "гусарские" усы.)
Вот с такими усами,
(Очертить большой круг вокруг головы.)
Вот с такой головой,
(Показать руками большую окладистую бороду.)
Вот с такой бородой!
(Одной рукой поднести ко рту "чашку", другой - "ложку".)
Они не пили, не ели,
(Держа руки у глаз похлопать пальцами, как ресницами.)
На Маланью все глядели,
(Дети показывают загаданные действия.)
И все делали вот так---
Воспитаетль. Дети, мы с вами про всех кукол рассказали? О каких мы забыли рассказать?
Дети. Мы забыли рассказать о тряпичных куклах.
Воспитатель. Да, про тряпичных, или лоскутных. Тряпичные куклы имелись в каждой Русской семье, даже в самой бедной. Иногда их было около ста штук. Кукол берегли, хранили на полках в красном углу, в корзинках, в сундуках. Куклы были разные. Какие виды тряпичных кукол были в русской семье?
Дети. Были игровые куклы, с которыми играли дети. Такую куклу называли «Девкина забава». Были обрядовые куклы – их делали на праздники, например на масленицу или на свадьбу. Обережные куклы – оберегали взрослых и детей от злых духов, болезней. Помогали справиться с трудностями: в р. н. с. «Василиса Прекрасная» кукла помогла девочке сиротке.
Воспитатель. Какие народные приметы вы знаете про детей, играющих в куклы?
Дети. На Руси была такая примета: если дети много играют в куклы – в семье будет прибыль, дети вырастут настоящими хозяевами.
Воспитатель. У меня в корзине есть старинные куклы. (показывает куклу)
В старину женщины шили и дарили кукол – «берегинь» не только детям, но и мужчинам, когда они уходили на войну. Считалось, что кукла охраняет мужчину и напоминает ему о доме.
Воспитатель по очереди достает остальных кукол и дети по очереди рассказывают о них.
1-й ребёнок. Это кукла – «десятиручка», такую куклу дарили девушке на свадьбу, что бы она справлялась со своими домашними делами.
2-й ребенок. Это кукла «зернушка», такую куклу делала хозяйка осенью, после сбора урожая.
3-й ребенок. Эту куклу зовут «травниуа», ее наполняли лекарственными пахучими травами- мятой, мелисой - и давали играть детям. Запах лечебных трав освежал и очищал воздух.
4-й ребенок. Эта кукла – оберег «бессонница». Когда младенец начинал плакать, мать, чтобы его успокоить и защитить от злых духов, быстро сворачивала из лоскутков куклу и клала ее в колыбельную.
5-й ребенок. Эти яркие, веселые куклы- обереги, они называются «куватки». Их делали до рождения ребенка. А после рождения вешали в колыбель.
Воспитатель. Что общего у этих кукол (показывает).
Дети. Эти куклы всегда в паре – жених и невеста. У них общая нога. Эта кукла «мировое дерево». У другой пары общая рука.
6-й ребенок. Эти куклы – обрядовые. Ими украшали свадебный пирог.
Воспитатель. А кто знает что это за кукла (показывает)
7-й ребенок. Эта кукла – тоже обрядовая, ее сжигали на Масленицу.
Воспитатель. Вот такие куклы были у наших бабушек. Вы замечательно про них рассказали! Люди наделяли их волшебной силой и сих помощью растили и воспитывали своих детей, вели хозяйство. Изготовление кукол – это тоже волшебство: занимаясь таким делом, девочки росли трудолюбивыми, усидчивыми, старательными. Да и взрослым такое занятие приносило пользу : уходила усталость, мысли приходили в порядок. Раньше девочки с трех лет могли мастерить таких кукол. Попробуем и мы. Для этого не нужно ничего, кроме разноцветных лоскутков, толстых ниток, немного старания и фантазии. Я бы хотела чтобы перед началом работы вы вспомнили пословицы.
Игра «Закончи пословицу»
• Поспешишь – людей … (насмешишь)
• Глаза бояться, а руки. (делают)
• Где хотение – там (умение)
• К большому терпению придет и (умение)
После игры девочки изготавливают кукол.
Воспитатель. Эта кукла сделанная вашими руками, а потом, я надеюсь, их у вас будет много. Я вспомнила еще одну русскую пословицу : «Хороша дочка Аннушка, коли хвалят ее мать и бабушка». А я вас хвалю! Молодцы! Возьмите своих кукол и поиграйте с ними в группе в «Дочки – матери».
Спасибо за работу!