Шамсиева Зариет
Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Круг зерна»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 3 «Малыш» г. Моздока
Республики Северная Осетия-Алания
«Круг зерна»
Конспект открытого занятия в подготовительной группе
(«Речевое развитие», «Познавательно речевое», «Художественно –
эстетическое развитие», «Социально - коммуникативное развитие»).
Воспитатель:
Шамсиева З. А.
г. Моздок
2021. г
Публикация «Конспект открытого занятия в подготовительной группе „Круг зерна“» размещена в разделах
- Геометрические фигуры. Конспекты занятий по математике
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Цель: Довести до сознания детей, что хлеб – это итог работы многих людей.
Задачи:
Закреплять знания о посеве хлеба, об орудиях труда, которые использовались в старину и используются сейчас
Расширять
Подбирать и называть родственные слова
Воспитывать уважение к хлебу
Оборудование: мука; кукурузная, рисовая, пшеничная, ржаная;
печка, готовое тесто, выпуклый хлеб
две коляски, куклы;
два мольберта, картинки;
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательно речевое, художественно – эстетическое, социально- коммуникативное.
Ход занятия :(дети заходят в зал, становятся полукругом-ждут гостей с караваем)
Ребенок: С караваем соль подносим,
Поклонясь, отведать просим
Дорогие наши гости
Принимайте хлеб и соль из рук
Воспитатель: Как жили люди в древние времена?
Об этом мы можем узнать из песен и былин,
Сказок и загадок, которые слагал народ.
1. Ребенок: Вечным символом жизни благополучия и богатства был хлеб-основа всему, всему голова.
2. Ребенок: Хлебом встречали дорогих гостей, приветствовали жениха и невесту в день свадьбы.
3. Ребенок: С хлебом была связна вся жизнь человека от младенчества до старости.
4. Ребенок: И сегодня мы вспомним песни, сказки, прибаутки, игры, хоровод, в которых говорится о хлебе и обо всем, что делали люди из муки.
5. Ребенок: Матери пели для детей колыбельные песни, в которых тоже говорилось о хлебе.
(инсценировка потешек)
1. Девочка:Гой да, гой да, люленьки
Прилетели гуленьки
Стали гули говорить
Чем Ванюшку накормить
Один скажет кашкой
Другой – простоквашкой
Третий скажет - молоком
И румяным пирожком.
2. Ребенок: Бай, бай, бай, бай,
Машу, Бука, не пугай!
Мы дадим тебе чайку,
Два кусочка сахарку,
Еще пышки да пирог,
Уйди, Бука, за порог.
Куда хочешь, уходи,
Только Машу не буди.
Воспитатель: Когда ребенок подрастал, его забавляли потешками.
1. Ребенок: Ладушки, ладушки, испекли оладушки.
На окно поставили, остывать заставили.
Остынут - поедим и воробушкам дадим
Воробушки сели, все оладьи съели.
Кыш, кыш полетели! На головку сели.
Воспитатель: Дети играли во дворе в разные игры…
Хороводная игра «Каравай»
Дети (встают в круг, водят хоровод).
Шел павлин горою.
Все люди за мною.
Одного нет у нас – Ванечки (называют имя одного из играющих, он выходит в центр круга).
У его маменьки печь истоплена,
Каравай состряпанный,
Этакий высокий (поднимают руки вверх,
Этакий широкий (разводят руки в стороны,
Этакий низенький (приседают, опускают руки вниз).
Этакий пышный (показывают)
(Дети хлопают в ладоши, выбранный ребенок танцует.)
Воспитатель: Вечерами старики сказки сказывали для забавы и поучения. Вспомним народные сказки, в которых упоминается зерно мука или хлеб.
Выставить на мольберте иллюстрации сказок. «Царевна-лягушка», «Гуси-лебеди», «Маша и медведь», «Крылатый Мохнатый да Масленый», «Колосок», «Как курочка хлеб испекла», «Лисичкин хлеб», «Вова в тридевятом царстве»(выходит Вовочка, гость из тридевятого царства)
Вова –А куда это я попал?
Дети: В детский сад.
Вова: Достает из кармана хлеб горелый бросает на пол. Фу –горелый.
Воспитатель :Вовочка, что ты делаешь разве можно, так обращаться с хлебом.
Вова: А что, вы прикажите его съесть?
Воспитатель: Дети, расскажем Вове, какой долгий путь проделывает хлеб до нашего стола.
Игра «Круг зерна» (два мольберта, два ребенка на мольберте собирают круг зерна по старым и новым технологиям).
Воспитатель: Осенью, во время сбора урожая последнюю полосу колосьев – ее называли «бородой», оставляли в поле несжатой. Ее «завивали», «заламывали» - пригибали к земле или закапывали вместе с краюхой хлеба и солью, считая, что плодородная сила земли от этого не только сохранится, но и приумножится.
Инсценировка потешки.
- Сынок, пойди, потолки пшена на кашу.
- Ох, матушка, живот болит.
- Сынок, иди кашу есть.
- Что ж! Раз мать велит, надо идти!
Игра «От слов пшеница, рожь»
Колос пшеницы - пшеничный колосок,
Колос ржи - ржаной колосок,
Мука из пшеницы - пшеничная мука,
Мука из ржи - ржаная мука,
Хлеб из пшеницы - пшеничный хлеб,
Хлеб из ржи - ржаной хлеб,
Тесто из пшеничной муки - пшеничное тесто,
Тесто из ржаной муки - ржаное тесто,
Поле, на котором выращивают пшеницу - пшеничное поле,
Поле, на котором выращивают рожь - ржаное поле,
Как называть хлеб ласково? – Хлебушек.
Как называют крошки хлеба? – Хлебные крошки.
Как называется посуда для хлеба? – Хлебница.
Как называют человека, который выращивает хлеб? – Хлебороб.
Как называют человека, который печёт хлеб? – Хлебопек.
Как называют прибор для резания хлеба? – Хлеборезка.
Как называют, где выпекают хлеб? – Хлебозавод.
Воспитатель: Молодцы! Вова наши дети очень любят и ценят хлеб….
Житников Николай (армянский)
Ребенок. Держу в руках армянский хлеб -
Овальный, тёплый и душистый.
Он сверху - тёмно-золотистый,
Так золотится летом степь.
Пекут его шесть тысяч лет,
Не нарушая технологий.
Сей хлеб гурман полюбит строгий,
Лаваш рождает в сердце свет :
Кумыкские поговорки: Эки яйны гёрген будайдан яхшы будай болмас погов.
Нет лучше пшеницы, чем та, которая повидала два лета (т. е. для посева лучше использовать семена двухлетней выдержки). :
Будай бишгинче арпа гьабуге погов.
Обмолот ячменя до созревания пшеницы (так говорят, когда совершают поспешные действия).
Чеченские пословицы:
Без хлеба и без каши ни во что и труды наши
Была бы голова на плечах, а хлеб будет.
Без соли хлеб не еда
Был бы хлеб, а у хлеба люди будут.
***
Хлеб бросать – силу терять.
Плох обед, когда хлеба нет
Хлеб – наше богатство
Где хлеб и тепло, там жить добро.
Стихотворение (осетинский)
Будь в доме хлеба вволю,
Ты б свой имел кусок,
А нет – так будь доволен
Чуркеком, мой сынок!
Вова: Вы так вкусно о хлебе рассказывайте, что то я проголодался. Кто из вас умеет печь хлеб? Какие нам нужны продукты?
Воспитатель: Отгадайте загадку
Он из теста выпекает,
Много он рецептов знает.
Ответ: Пекарь
Пекарь : Здравствуйте дети!
Дети: Здравствуйте!
Пекарь: Какой вам хлеб испечь?
- Выбирайте, из какой муки вам приготовит хлеб.
( на столе мука: пшеничная, кукурузная, рисовая, ржаная).
Дети : ( дети перечисляют : кукурузная, и т. д.)
Пекарь: Для того чтобы хлеб получился, душистым, пышным повторяйте за мной.
Физминутка «Мукомол»
Мукомол, мукомол! (руки вращаются как мельничные крылья)
Ты зерно нам намолол! (трём рука об руку ладонями)
А теперь из муки (трём указательный и большой палец друг об друга на двух руках)
Всё что хочешь пеки! (имитируем выпечку пирожков)
Мишке – пышки (показываем «косолапого», пальцы соприкасаются, ладони разведены)
Зайке – сайки («Зайка» указательный и средний палец вверх, ладони сложены лодочкой)
Для ежа отличные (пальцы скрещены через один, большой палец вверх)
Бублики пшеничные (поочерёдно дотрагиваемся всеми пальцами большого пальца, работают сразу две руки)
А нам хлебушек румяный.
(Пекарь. дает воспитательнице хлеб)
Дидактическая игра «Какой?»
(Пышный, мягкий, полезный, душистый, ароматный, пропеченный, пшеничный, вкусный, пахучий, аппетитный, сухой, свежий, хрустящий, поджаристый.)
Вова: Спасибо дети, я понял сколько труда нужно вложить, что-бы приготовить хлеб. (.уходит)
Воспитатель: Собрав урожай, люди любили повеселиться – потешиться.
Танец «Лезгинка»
Воспитатель: Нам пора возвращаться, всем скажем до свиданья!