Екатерина Борискина
Конспект занятия в подготовительной группе «Путь по звездам» по трансдисциплинарной теме «Где мы во времени и пространстве»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия в рамках международного бакалавриата в подготовительной группе №4 «Путь по звездам»
по трансдисциплинарной теме : «Где мы во времени и пространстве»
Цель: познакомить детей с одним из способов ориентирования на местности: по звездам.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе „Путь по звездам“ по трансдисциплинарной теме „Где мы во времени и пространстве“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2017
• познакомить с историей звезд, с легендой «Большой медведицы»;
• сообщить детям интересные факты о Солнце;
• научить находить на небе созвездия «Большой медведицы», а так же Полярную звезду в созвездии «Малой медведицы»;
• указать значимость полярной звезды в ориентировании на местности.
Материал для занятия : макет солнечной системы, книга «Звезды», книга «Космос», опорные картинки с изображением способов ориентировки на местности, схематичная иллюстрация «Большой медведицы» и «Малой медведицы», аналогичные иллюстрациям раскраски, карандаши, портфель, изображение луны без звезд и со звездами, звездный дневник, монетка.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, я сегодня пришла к вам на занятие с портфелем. Как вы думаете почему? Кто и куда ходит с портфелем? (дети отвечают и перечисляют то, что думают). Послушайте, пожалуйста, кто я такая.
Как прекрасен небосвод!
Звёзды водят хоровод.
Мой учитель - звездочёт -
строгий им ведёт учёт.
Я всего лишь ученик.
Звёздный я веду дневник.
Каждой звёздочки маршрут
я записываю тут.
Тайны звёздного пути
не всегда легко найти.
Я стараюсь, как могу.
Тайны звёзд я берегу.
Есть любимая звезда.
Каждый день смотрю туда,
где она совсем одна.
Как же мне она нужна!
Воспитатель: Вы внимательно слушали и запомнили кто мой учитель? ( дети отвечают: «звездочет») Учителя детям на занятиях что-то задают. Подскажите мне, я забыла (дети отвечают). Мой учитель тоже для меня подготовил задание, но боюсь, что не справлюсь без вашей помощи.
Сейчас я достану из портфеля, и вы увидите (воспитатель достает картинку с луной, которая без звезд и показывает ее детям). Вот я никак не могу понять, чего не хватает на этой картинке ( дети отвечают: «это луна и ночь, а не хватает звезд»). Если вы ответили правильно, то в моем портфеле появится ваш ответ (воспитатель достает картинку с луной и звездами). Молодцы, ребята!
Воспитатель достает из портфеля картину солнца, вид из космоса, и спрашивает, что изображено на картинке (дети отвечают и перечисляют то, что думают). Ребята рассматривают солнце не только на рисунке, но и на модели солнечной системы.
После ответов воспитатель зачитывает загадку про солнце:
Ну-ка, кто из вас ответит:
Не огонь, а больно жжет,
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печет?
А вы знаете:
• солнце является звездой, а звезда не твердая и представляет собой газовый шар, который состоит из водорода и гелия;
• если бы Солнце было бы таким же большим как обычная входная дверь, то Земля была бы размером с монетку;
• вокруг Солнца вращается восемь планет, в том числе и наша планета;
А кто знает, как называется наша планета ( дети отвечают: «Земля»?
• без энергии Солнца не было бы жизни на Земле.
Ну вот мы и познакомились с одной звездой с Солнцем.
Наверняка вы замечали, что звёздочки на небе как будто собраны в причудливые фигурки непонятной формы. Уже тысячи лет в них вглядываются люди. Воспитатель показывает картинку с греками и спрашивает: «Кто эти люди» ( дети отвечают: «Греки»?
История созвездий началась, когда древние греки начали объединять самые яркие и заметные группы звёзд в созвездия и дали каждому своё название. Они насчитали 47 созвездий.
Постепенно появились «современные» названия созвездий, какие? ( дети отвечают: «Микроскоп, Электрическая печь, Часы, Компас и Насос»). Всего сейчас на звёздных картах обозначено 88 созвездий.
Но мы с вами не просто говорим о звездах, потому что они очень красивые. На протяжении долгого времени звезды служили морякам и странникам, как путеводители, указывая путь.
Поэтому звезды являются одним из способов ориентирования на местности. Давайте посмотрим, какие еще есть способы (дети перечисляют). Мы рассмотрим их на следующих занятиях.
Одни из самых известных созвездий, которые показывают путь, – это Большая и Малая Медведицы. Они никогда не сходят с неба и видны с любой точки Земли. Большая Медведица похожа на всем известный ковш, состоящий из 7 ярких звёздочек. На самом деле это созвездие насчитывает более 100 звёзд.
А хотите я расскажу легенду о названии этих созвездий, почему именно так назвали их греки. В древней Греции существовала легенда о девушке Каллисто, которую из зависти к её красоте превратили в безобразную медведицу. Бог Зевс, оберегая зверя от убийства, поместил её на небо. А когда он закидывал животное, держался за хвост, оттого он и растянулся. Ведь вообще-то у медведей хвостик маленький. А в Малую Медведицу превратили собаку Каллисто, так они и остались на звёздном небе.
У каждой из семи звёзд Большой Медведицы есть своё название.
У Малой Медведицы самая знаменитая звезда – Полярная. Она находится прямо над Северным полюсом и указывает путь на Север. Многие года она служит морякам и странникам путеводителем.
Есть в небе звездочка одна,
Какая — не скажу,
Но каждый вечер из окна
Я на нее гляжу.
Она мерцает ярко так!
А в море где-нибудь
Сейчас, наверное, моряк
По ней сверяет путь.
А сейчас мы выполним последнее задание моего учителя, вы еще не забыли, кто он (дети отвечают? Он подготовил для каждого из вас вот такую картинку, на которой нарисованы созвездия. Какие (дети отвечают? На ней нужно раскрасить Большую медведицу, а Полярную звезду обвести в кружок красным карандашом. Я все работы сложу в свой портфель и покажу учителю.
Дети садятся за столы и начинают выполнять задание, включается песня Алексея Рыбникова «Песенка Звездочёта из кинофильма Красная Шапочка». Кто заканчивает задание первым, представляет у доски свою работу, потом кладет ее в портфель ученику. На этом занятие окончено. Воспитатель хвалит детей, говорит всем спасибо за помощь в выполнении заданий.