Ирина Киселева
Конспект открытого занятия «Удивительный магнит и его свойства» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия "Удивительный магнит и его свойства" (старшая группа)
Цель:
Развивать познавательно-исследовательскую активность детей в процессе знакомства со свойствами магнитов.
Задачи:
Публикация «Конспект открытого занятия „Удивительный магнит и его свойства“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Магнит. Изучаем свойства магнита
- Открытые занятия. Конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Темочки
1. Формировать представление о свойствах магнита; выяснить, через какие материалы воздействует магнит.
2. Развивать у детей желание узнавать новое посредством проведения практических опытов, делать простейшие выводы, обобщения.
3. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, интерес к деятельности сверстников, желание работать в группе.
Оборудование и материалы:
Демонстрационный - плакаты, магнит,
Раздаточный – магниты, металлические, пластмассовые, деревянные, стеклянные, бумажные предметы в тарелочках, стакан с водой, скрепки.
Ход НОД
Все расселись по местам,
никому не тесно,
По секрету скажу вам:
"Будет интересно!”
Воспитатель: Ребята, к нам пришло письмо. От кого же оно?
Дети: от Буратино.
- Давайте прочитаем. (Ребята, я знаю, что вы мне поможете узнать что это за предмет и определить его свойства.)
- Поможем?
-да!
Сейчас мы будем экспериментировать, делать опыты, изучать этот предмет, как настоящие ученые. Сначала напомню вам некоторые правила поведения:
В исследовательской лаборатории должны быть тишина, порядок на столах, выполнять только те действия, которые необходимы.
Воспитатель:
Послушайте одну старинную легенду о магните
В старину был пастух; звали его Магнис. Пропала у Магниса овца. Он пошел в горы искать. Пришел на одно место, где одни голые камни. Он пошел по этим камням и чувствует, что сапоги на нем прилипают к этим камням. Он потрогал рукой — камни сухие и к рукам не липнут. Пошел опять — опять сапоги прилипают. Он сел, разулся, взял сапог в руки и стал трогать им камни.
Тронет кожей и подошвой — не прилипают, а как тронет гвоздями, так прилипнет.
Была у Магниса палка с железным наконечником. Он тронул камень деревом — не прилипает; тронул железом — прилипло так, что отрывать надо.
Магнис понял, что эти странные черные камни не признают никаких других материалов, кроме железа. Пастух захватил несколько таких камней домой и удивил этим своих соседей. От имени пастуха и появилось название «магнит».
Воспитатель: У вас на столах лежат магниты, возьмите и расскажите, какой он на ощупь.
( Ответы детей: твердый, гладкий, холодный).
«Вот перед вами обычный магнит,
Волшебные свойства в себе он хранит»
Воспитатель: Хотите узнать, что это за волшебные свойства? (Ответы детей)
"Важное дело - эксперимент! В нём интересен нам каждый момент".
Опыт№1
Воспитатель: у магнита одна половинка красная, вторая половинка – синяя. Давайте соединим разными сторонами, посмотрим, что будет. А теперь одинаковыми сторонами.
- Наши магниты то соединяются, то отталкиваются друг от друга.
- Это происходит из-за полюсов магнитов. С одной стороны магнита «северный» полюс, а с другой – «южный». Синяя сторона означает «северный» полюс - красный «южный» полюс.
- Когда мы соединяем магниты между собой разными полюсами, то наши магниты начинают дружить. А если мы их соединяем одинаковыми сторонами – полюсами, то они убегают друг от друга, не хотят дружить.
Вывод: у магнита два полюса - северный и южный, которые притягиваются и отталкиваются.
Опыт №2
Воспитатель: У вас на столах, в тарелочках, находятся предметы из разных материалов: железа, дерева, пластмассы, бумаги и стекла. Возьмите магнит и с помощью него разделите ваши предметы на две группы : в первой группе у вас будут предметы, которые притягиваются магнитом, а во второй
группе - предметы, которые не притягиваются магнитом. Возьмите листочки и зачеркните те, предметы, которые не притягиваются магнитом.
Воспитатель: Из чего сделаны предметы, которые притягиваются магнитом?
Дети: Из железа.
Воспитатель: Из чего сделаны предметы, которые не притягиваются магнитом? (Из дерева, из пластмассы и т. д.)
Вывод: магнит притягивает железные предметы через воздух. Это свойство называется магнитной силой. Повторите вместе со мной «Свойство магнита притягивать только металлические предметы называется магнитной силой»
Опыт № 3 «Крутые виражи»
Давайте проверим, будет ли действовать магнитная сила через картон
На столе приготовлена трасса, по которой будут двигаться машинки (монетки) с помощью магнита.
Вывод: машины двигаются, повторяя движения магнита.
Вывод: магнит действует через картон.
Физкультминутка
Опыт №4
Воспитатель: Вот вам задачка посложнее. Как достать монетку из стакана с водой, не замочив ни рук, ни магнита.
(Ответы детей)
Воспитатель: А мы сейчас узнаем, может ли магнит притягивать предметы через стекло и воду. Для этого возьмем магнит, приблизим его к монетке через стекло и попробуем ее передвинуть к краю стакана. (Демонстрирует опыт)
Вывод: магнит воздействует через стекло и воду.
Опыт №5
Воспитатель: А теперь продолжим опыты с магнитом. Я беру магнит, подношу к нему скрепку. Она притянулась. К скрепке подношу вторую, она тоже притянулась, теперь – третью. Образовалась цепочка из скрепок. Сейчас я осторожно возьму пальцами первую скрепку и уберу магнит. Смотрите внимательно цепочка не разорвалась. (дети проводят опыт самостоятельно).
Вывод. Скрепки, находясь рядом с магнитом намагнитились и стали магнитами, но скрепки обладают магнетическими свойствами незначительное время.
Ребята, а как вы думаете, где люди используются магниты?
Используют:
• в медицине при обследовании и лечении.
• В игрушках, конструкторах.
• Наушниках,
• Колонках от музыкального центра
• Звонках, которые находятся на входных дверях, ваших домов и квартир
• В дверцах холодильника, магниты помогают дверцу держать закрытой
• Даже на банковской карте есть магнитная полоса
• Люди делают из магнита украшения : серьги, браслеты, кольца, бусы. Даже считают, что они обладают лечебными свойствами, успокаивают и придают силы.
(Включается музыка из «Буратино», входит Буратино)
А вот и Буратино пришел. Расскажите ему, что мы узнали.
1. Магнит притягивает железные предметы
2. Магнит имеет два полюса- "южный, "северный"
3. Магнит воздействует через стекло и воду, картон
4. Скрепки, находясь рядом с магнитом, стали временными магнитами
Буратино: Спасибо вам, ребята. Вы мне очень помогли.
Воспитатель: На этом наше занятие закончено.