Людмила Баранова
Конспект открытого занятия «Путешествие по Ростовской области» по экологии
▼ Скачать + Заказать документы
«Путешествие по Ростовской области» старшая группа
Участники развивающего занятия : дети 5-6 лет.
Цель: Систематизация знаний детей о самоценности природы и осознанного применения правил поведения в живой природе.
Задачи:
Обучающие:
1. Систематизировать и обогащать знания детей о природе родного края.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Природа, планета Земля, экология
- Республика, область, край. ВСЕ, список
- Ростовская область, родной край
- Экология, природа. Конспекты занятий
- Темочки
2. Обогащение знаний о птицах, рыбах и животных, обитающих в регионе
3. Продолжать знакомить с редкими видами животных, птиц и растений.
Развивающие:
1. Развивать речевую активность детей, логическое мышление.
2. Развивать умение строить развернутое суждение, делать умозаключение
Воспитательные:
1. Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.
воспитывать у детей ответственное и доброе отношение к родной природе, в процессе беседы о причинах исчезновения растений, птиц, животных
Приоритетная область «познавательное развитие»
Интеграция образовательных областей :
«Социально - коммуникативное»;
«Речевое развитие»;
«Художественно – эстетическое развитие».
Предварительная работа: рассматривание картинок и иллюстраций, презентаций с изображением животных, птиц, растений Донского края. Дидактические игры «Чей хвост», «Кто это», «угадай по голосу», «Да – нет». Чтение познавательной и художественной литературы по теме.
Оборудование: компьютер, изображения животных, птиц, растений, карта Ростовской области, магнитная доска, аудиматериалы «Голоса птиц».
Предполагаемый результат: обогащение знаний детей о природе родного края; развитие умения строить суждения, делать умозаключения;
Ход непосредственной образовательной деятельности
Дети входят в музыкальный зал, приветствуют гостей.
Ход занятия:
- Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте поздороваемся!
Придумано кем-то просто и мудро
При встречи здороваться: Доброе утро!
Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро улыбчивым лицам!
- Подарите свои улыбки гостям.
Воспитатель: Ребята, как называется страна, в которой мы живем? (Россия). Правильно, Россия, а еще ее называют Родина. Но у каждого жителя Земли есть своя Родина - это место где он родился и живёт, это место называют малой родиной. Как называется наша малая родина? (Ростовская область, Мартыновский район, п. Южный)
Родина моя, мой Дон, моя Россия! (Оля в костюме казачки)
Как сказать тебе, что я тебя люблю,
Эту реку, это небо синее
Этот дождь и вьюги злые,
Эти клёны, эти тополя…
Родина моя, мой Дон, моя Россия,
Как сказать, что я люблю тебя!
-Да, мы с вами живём в Ростовской области, для нас она родная.
- А кто знает, как по другому называется земля, на которой мы живем? (Донская земля) - Почему возникло такое название? (Потому что в нашей области протекает река Дон)
Тихий батюшка Дон, (Тихон в костюме казака)
К чужеземцам незваным
Не ходил на поклон…
О године суровой
Много песен поют,
Сердце требует новой-
Песни, славящей труд…
Дон сверкает светлолицый
И в торжественный час
Своей кровной сестрице-
Волге руку подаст….
- Могучая река Дон украшает наш Донской край! А какие еще названия реки Дон вы знаете?
(Дон – батюшка, Дон – кормилец, Дон – богатырь, Тихий Дон).
- Как называется главный город в нашей области, который находится на берегу реки Дон? (Ростов-на-Дону)
- Да. Название главного города нашей области тесно связано с названием реки Дон.
Дон, большая река, по ней ходят различные суда, теплоходы, баржи, которые перевозят различные грузы. А в реке водятся различные рыбы.
- Кто знает, какие рыбы водятся в реке Дон? (ответы детей сопровождаются показом) (Осетр, белуга, лещ, сазан, щука).
- В Донском крае много рек, и озер, одна такая речка протекает возле нашего поселка, как она называется? (Река Сал)
- Какая она? (мелкая, извилистая, длинная)
- А как еще называют наш край, вы узнаете из стихотворения:
Какая ширь здесь и приволье!
Куда не глянь – полей раздолье!
Здесь суховеи любят петь.
А зовётся это - (степь)
- Правильно, степь, наш край еще называют Степной.
Воспитатель: В степи, куда ни посмотришь, всюду трава и трава. Почему там не растут деревья?
(Деревья там не растут, потому что мало влаги).
Воспитатель: Какие растения растут в степи, вы мне скажите, отгадав загадки. Будьте внимательны.
Замечательный цветок, Словно яркий огонек.
Пышный, важный, словно пан,
Нежный бархатный. (тюльпан)
Воспитатель: Этот цветок, казаки называют лазориком?
Воспитатель: Весной степь превращается в прекрасный, разноцветный ковер. Как сохранить память о лазориках?
(Лазорики можно сфотографировать, нарисовать)
Слайд №2
Там, где ветер гладит спинку,
Поднимая к небу пыль,
Вы увидите травинку -
Называется (ковыль)
Слайд№3
Солнце зноем сушит травы,
Греет темные дубравы,
А в лесу родник звенит,
Травы напоить спешит,
Силы даст им возродиться:
Запахнет медом. (медуница)
Сайд№4
Каждый, думаю, узнает,
Если в поле побывает,
Этот синенький цветок,
Всем известный. (василёк)
Сайд№5
Воспитатель: Эти растения (Тюльпан, ковыль, колокольчики, гвоздики, василек) уже встречаются очень редко. Как вы думаете, почему?
(Люди распахивают поля, где растут эти растения, рвут цветы)
Вверх рука и вниз рука
Потянули их слегка
Быстро поменяли руки!
Нам сегодня не до скуки
Приседание с хлопками:
Вниз – хлопок и вверх хлопок
Ноги, руки разминаем,
Точно знаем – будет прок
Крутим, вертим головой
Разминаем шею. Стой!
Стук в дверь
- Ребята, смотрите, к нам прилетел воздушный шарик, с письмом (читаем)
«Дорогие ребята, я приглашаю вас к себе в лес. Посылаю волшебную палочку, с помощью которой вы попадёте в лесное царство.
Старичок Лесовичок».
- А кто из вас знает кто такой Старичок Лесовичок? (Лесничий). Это человек который охраняет и бережёт лес. Лесничий следит за порядком, помогает животным и птицам, подкармливает их в зимнюю стужу. Ну что, хотите к нему в гости?
В лес попасть мы все желаем,
Глазки дружно закрываем,
Представляем, помечтаем,
Как в лесу мы погуляем.
Глазки наши вновь открылись
Мы в лесу все очутились.
Мелодия «Звуки леса»
- Дети, лес – это наше богатство, как приятно гулять в лесу и дышать свежим воздухом.
-Становитесь в круг и подышите лесным морозным воздухом: вдыхаем через нос, выдыхаем через рот.
Выход Лесовичка.
- Здравствуйте ребята, я рад что вы пришли ко мне в лес, мой лес красивый, в нем много разных деревьев, грибов, ягод. А вы знаете, что в Ростовской области леса рукотворные. Люди сами сажали леса, создавали заповедники).
- А кто знает, какие деревья растут в наших рукотворных лесах?
Чем деревья похожи между собой? Если на деревьях листья – это лиственные деревья, если иголочки – хвойные.
Лес, где растут ели, называется ельником, где берёзы – берёзовой рощей. Лес бывает лиственным, хвойным и смешанным.
Показ слайдов
(Лиственный №7 Хвойный №8 Смешанный №8 леса)
Разобрались с деревьями? А, знаете ли вы, что у каждого дерева свои плоды? Сейчас я это проверю!
Игра с Лесовичком (Принесите плоды с Дуба…. мне в корзинку)
Игра «Чьи плоды?» ( шишки: еловые, сосновые; каштан, рябина, желуди)
Лесовичок благодарит детей
Воспитатель: - Ребята, нам пора возвращаться, давайте попрощаемся с Лесовичком.
Уходит Лесовичок
Закроем глазки,
Возьмёмся за руки, друзья
И по трапе лесной,
Отправимся к себе домой.
-Ребята, когда мы были в лесу, чьи голоса мы с вами слышали? (Это пение птиц)
-Их звонкие голоса встретили нас в начале путешествия. В лесу и в степи живут птицы. Назовите каких птиц нашего края вы знаете? (ответы)
-Мы с вами знаем, что птицы есть перелётные и зимующие…Почему их так называют? Перелётные улетают, зимующие остаются.
Отгадайте загадки
Чик-чирик!
К зернышкам прыг!
Клюй, не робей!
Кто это? (Воробей.) зимующая
Спереди шильце, сзади – вильце,
Сверху – чёрное суконце,
Снизу – белое полотенце. (Ласточка.) перелетная
-А ещё посмотрите, каких птиц у нас в Ростовской области встретишь редко. Вот как они выглядят…
Показ слайдов
(Сапсан № 10 Сапсан– это самая быстрая, хищная птица. У нее хорошее зрение, короткий клюв и хвост. Клюв острый и загнутый. Ловят свою добычу на лету.
Журавль №11 Журавль - красавка - это самый маленький журавль. Голова и шея чёрные; позади глаз длинные пучки белых перьев. Красавки любят жить в степях. Они питаются фасолью, горохом, пшеницей, ячменем, насекомыми.
Дрофа №12 Дрофа — очень крупная птица с длинной шеей и мощными ногами. Живет в степях. Быстро бегает. Питается растениями и насекомыми. Может долго обходиться без воды.
Стрепет №13 Стрепет – птица похожа на дрофу. Бегает очень быстро, мало летает. Окрашены в песочный цвет, поэтому эту птицу трудно увидеть. Может долго обходиться без воды. Стрепет редкая птичка, поэтому охраняется законом.
Жаворонок №14 Жаворонок – живет в степи. Шея короткая, голова большая, крылья длинные, тело покрыто пестрыми перьями. Питаются зерном. Гнездо строит на земле из сухих листьев, стебельков и тонких корешков.
(куропатка, перепел).
Воспитатель: Как вы думаете, почему эти птицы встречаются редко?
(Основные причины вымирания – это охота людей и распахивание степей)
Воспитатель: А какие животные обитают у нас, в Ростовской области?
(Волк, лиса, заяц, суслик, сурок или байбак, косули, дикие кабаны, хорек, сайгак.)
Показ слайдов (животные)
Волк № 15 Волк – хищное животное. Днем он прячется в зарослях. Охотится на лосей, оленей, преследует зайцев. В природе волк выполняет роль «санитара», съедает больных и слабых животных.
Лиса № 16 Лиса – хищное животное. Мордочка длинная, заостренная. Имеет пушистый хвост, которым заметает следы. Питается мышами, насекомыми, ягодами.
Хорек № 17 Хорек степной – хищное животное, песочного цвета. На морде темная маска. Туловище длинное и тонкое. Длинный хвост, уши небольшие, округлые.
Заяц № 18 Заяц – небольшое дикое животное, с длинными задними лапами и длинными ушами. Заяц осторожный и пугливый зверек. Питается корой деревьев, ветками, травой.
Сайгак № 18
Сайгак–это древнее животное. У сайгака большая голова и нос с маленьким хоботом. Такой нос хорошо защищает легкие от пыли. Голова самца украшена рогами. У сайгака очень хорошее зрение, а слух плохой. Питается травой.
Воспитатель: - На грани вымирания находятся такие животные как Сайгак и хорек, и мы можем скоро их вообще не увидеть. Как вы думаете, почему (охота, распахивание, строительство)
Физминутка с правилами
Мы хотим, чтоб птицы пели, (руки поочередно вверх)
Чтоб вокруг леса шумели, (плавные движения руками вправо – влево)
Чтобы были голубыми - голубыми небеса (круговые движения кистями рук)
Чтобы бабочка резвилась (выпад вправо)
Чтобы речка серебрилась (выпад влево)
Мы хотим любить друг друга, (шаг с хлопком вправо)
Улыбаться, верить в чудо, (шаг с хлопком влево)
Никогда и никого, никого не обижать (грозим пальчиком)
Весело живется, солнышко смеется, (пружинка вправо, влево)
Всех кто с нами рядом будем уважать. (руки вверх и к сердцу).
Воспитатель: В Ростовской области много исчезающих видов птиц, животных, растений, рыб. Их осталось мало, они гибнут, потому что человек распахивает степи. Им негде жить и нечем питаться. КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, ЧТО НУЖНО СДЕЛАТЬ, ЧТОБ СОХРАНИТЬ НАШУ РОДНУЮ ПРИРОДУ.
Воспитатель: А ещё люди создают заповедники. Это место, где оберегают и сохраняют редких и ценных животных, птиц и растения. Самые редкие занесены в Красную книгу (Красная книга - список редких и близких к полному вымиранию видов животных, растений. Все живые организмы, занесенные в красную книгу.
Красная книга на сегодняшний день сигнализирует не только об исчезнувших либо исчезающих видах животных, так же и о редкие животные)
- Я хочу вам предложить самим составить красную книгу Ростовской области. И оставить в саду для обучения другим детям.
Объяснить правила работы, подгруппы, по цвету и т. п.)
Составляем красную книгу - крепятся картинки (дети называют лишнее животное, растение, птиц)
Воспитатель: Вот и закончилось наше с вами путешествие по Донскому краю. Но закончилось это путешествие, а впереди еще много нового и неизвестного. И я уверена, что мы не раз еще вернемся к страницам этой книги, для познания мира природы.
Посмотрите, что оставил нам лесовичок
НАКАЗ
Природу не уродуй,
природу не обидь.
Родился человеком
Так надо им и быть.
- Что понравилось,
-Ребята, что нового и интересного вы узнали из нашего путешествия?
- как будем беречь и охранять природу.
-Мне было очень интересно с вами, и мы еще ни раз отправимся с вами в увлекательные путешествия.
На память о нашем путешествии дарю вам значки «Друзья природы»!