Папки-передвижки

Конспект открытого занятия «Путешествие по Ростовской области» по экологии

Людмила Баранова
Конспект открытого занятия «Путешествие по Ростовской области» по экологии
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект занятия

«Путешествие по Ростовской области» старшая группа

Участники развивающего занятия : дети 5-6 лет.

Цель: Систематизация знаний детей о самоценности природы и осознанного применения правил поведения в живой природе.

Задачи:

Обучающие:

1. Систематизировать и обогащать знания детей о природе родного края.

Темочки:

2. Обогащение знаний о птицах, рыбах и животных, обитающих в регионе

3. Продолжать знакомить с редкими видами животных, птиц и растений.

Развивающие:

1. Развивать речевую активность детей, логическое мышление.

2. Развивать умение строить развернутое суждение, делать умозаключение

Воспитательные:

1. Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.

воспитывать у детей ответственное и доброе отношение к родной природе, в процессе беседы о причинах исчезновения растений, птиц, животных

Приоритетная область «познавательное развитие»

Интеграция образовательных областей :

«Социально - коммуникативное»;

«Речевое развитие»;

«Художественно – эстетическое развитие».

Предварительная работа: рассматривание картинок и иллюстраций, презентаций с изображением животных, птиц, растений Донского края. Дидактические игры «Чей хвост», «Кто это», «угадай по голосу», «Да – нет». Чтение познавательной и художественной литературы по теме.

Оборудование: компьютер, изображения животных, птиц, растений, карта Ростовской области, магнитная доска, аудиматериалы «Голоса птиц».

Предполагаемый результат: обогащение знаний детей о природе родного края; развитие умения строить суждения, делать умозаключения;

Ход непосредственной образовательной деятельности

Дети входят в музыкальный зал, приветствуют гостей.

Ход занятия:

- Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте поздороваемся!

Придумано кем-то просто и мудро

При встречи здороваться: Доброе утро!

Доброе утро солнцу и птицам!

Доброе утро улыбчивым лицам!

- Подарите свои улыбки гостям.

Воспитатель: Ребята, как называется страна, в которой мы живем? (Россия). Правильно, Россия, а еще ее называют Родина. Но у каждого жителя Земли есть своя Родина - это место где он родился и живёт, это место называют малой родиной. Как называется наша малая родина? (Ростовская область, Мартыновский район, п. Южный)

Родина моя, мой Дон, моя Россия! (Оля в костюме казачки)

Как сказать тебе, что я тебя люблю,

Эту реку, это небо синее

Этот дождь и вьюги злые,

Эти клёны, эти тополя…

Родина моя, мой Дон, моя Россия,

Как сказать, что я люблю тебя!

-Да, мы с вами живём в Ростовской области, для нас она родная.

- А кто знает, как по другому называется земля, на которой мы живем? (Донская земля) - Почему возникло такое название? (Потому что в нашей области протекает река Дон)

Тихий батюшка Дон, (Тихон в костюме казака)

К чужеземцам незваным

Не ходил на поклон…

О године суровой

Много песен поют,

Сердце требует новой-

Песни, славящей труд…

Дон сверкает светлолицый

И в торжественный час

Своей кровной сестрице-

Волге руку подаст….

- Могучая река Дон украшает наш Донской край! А какие еще названия реки Дон вы знаете?

(Дон – батюшка, Дон – кормилец, Дон – богатырь, Тихий Дон).

- Как называется главный город в нашей области, который находится на берегу реки Дон? (Ростов-на-Дону)

- Да. Название главного города нашей области тесно связано с названием реки Дон.

Дон, большая река, по ней ходят различные суда, теплоходы, баржи, которые перевозят различные грузы. А в реке водятся различные рыбы.

- Кто знает, какие рыбы водятся в реке Дон? (ответы детей сопровождаются показом) (Осетр, белуга, лещ, сазан, щука).

- В Донском крае много рек, и озер, одна такая речка протекает возле нашего поселка, как она называется? (Река Сал)

- Какая она? (мелкая, извилистая, длинная)

- А как еще называют наш край, вы узнаете из стихотворения:

Какая ширь здесь и приволье!

Куда не глянь – полей раздолье!

Здесь суховеи любят петь.

А зовётся это - (степь)

- Правильно, степь, наш край еще называют Степной.

Воспитатель: В степи, куда ни посмотришь, всюду трава и трава. Почему там не растут деревья?

(Деревья там не растут, потому что мало влаги).

Воспитатель: Какие растения растут в степи, вы мне скажите, отгадав загадки. Будьте внимательны.

Замечательный цветок, Словно яркий огонек.

Пышный, важный, словно пан,

Нежный бархатный. (тюльпан)

Воспитатель: Этот цветок, казаки называют лазориком?

Воспитатель: Весной степь превращается в прекрасный, разноцветный ковер. Как сохранить память о лазориках?

(Лазорики можно сфотографировать, нарисовать)

Слайд №2

Там, где ветер гладит спинку,

Поднимая к небу пыль,

Вы увидите травинку -

Называется (ковыль)

Слайд№3

Солнце зноем сушит травы,

Греет темные дубравы,

А в лесу родник звенит,

Травы напоить спешит,

Силы даст им возродиться:

Запахнет медом. (медуница)

Сайд№4

Каждый, думаю, узнает,

Если в поле побывает,

Этот синенький цветок,

Всем известный. (василёк)

Сайд№5

Воспитатель: Эти растения (Тюльпан, ковыль, колокольчики, гвоздики, василек) уже встречаются очень редко. Как вы думаете, почему?

(Люди распахивают поля, где растут эти растения, рвут цветы)

Вверх рука и вниз рука

Потянули их слегка

Быстро поменяли руки!

Нам сегодня не до скуки

Приседание с хлопками:

Вниз – хлопок и вверх хлопок

Ноги, руки разминаем,

Точно знаем – будет прок

Крутим, вертим головой

Разминаем шею. Стой!

Стук в дверь

- Ребята, смотрите, к нам прилетел воздушный шарик, с письмом (читаем)

«Дорогие ребята, я приглашаю вас к себе в лес. Посылаю волшебную палочку, с помощью которой вы попадёте в лесное царство.

Старичок Лесовичок».

- А кто из вас знает кто такой Старичок Лесовичок? (Лесничий). Это человек который охраняет и бережёт лес. Лесничий следит за порядком, помогает животным и птицам, подкармливает их в зимнюю стужу. Ну что, хотите к нему в гости?

В лес попасть мы все желаем,

Глазки дружно закрываем,

Представляем, помечтаем,

Как в лесу мы погуляем.

Глазки наши вновь открылись

Мы в лесу все очутились.

Мелодия «Звуки леса»

- Дети, лес – это наше богатство, как приятно гулять в лесу и дышать свежим воздухом.

-Становитесь в круг и подышите лесным морозным воздухом: вдыхаем через нос, выдыхаем через рот.

Выход Лесовичка.

- Здравствуйте ребята, я рад что вы пришли ко мне в лес, мой лес красивый, в нем много разных деревьев, грибов, ягод. А вы знаете, что в Ростовской области леса рукотворные. Люди сами сажали леса, создавали заповедники).

- А кто знает, какие деревья растут в наших рукотворных лесах?

Чем деревья похожи между собой? Если на деревьях листья – это лиственные деревья, если иголочки – хвойные.

Лес, где растут ели, называется ельником, где берёзы – берёзовой рощей. Лес бывает лиственным, хвойным и смешанным.

Показ слайдов

(Лиственный №7 Хвойный №8 Смешанный №8 леса)

Разобрались с деревьями? А, знаете ли вы, что у каждого дерева свои плоды? Сейчас я это проверю!

Игра с Лесовичком (Принесите плоды с Дуба…. мне в корзинку)

Игра «Чьи плоды?» ( шишки: еловые, сосновые; каштан, рябина, желуди)

Лесовичок благодарит детей

Воспитатель: - Ребята, нам пора возвращаться, давайте попрощаемся с Лесовичком.

Уходит Лесовичок

Закроем глазки,

Возьмёмся за руки, друзья

И по трапе лесной,

Отправимся к себе домой.

-Ребята, когда мы были в лесу, чьи голоса мы с вами слышали? (Это пение птиц)

-Их звонкие голоса встретили нас в начале путешествия. В лесу и в степи живут птицы. Назовите каких птиц нашего края вы знаете? (ответы)

-Мы с вами знаем, что птицы есть перелётные и зимующие…Почему их так называют? Перелётные улетают, зимующие остаются.

Отгадайте загадки

Чик-чирик!

К зернышкам прыг!

Клюй, не робей!

Кто это? (Воробей.) зимующая

Спереди шильце, сзади – вильце,

Сверху – чёрное суконце,

Снизу – белое полотенце. (Ласточка.) перелетная

-А ещё посмотрите, каких птиц у нас в Ростовской области встретишь редко. Вот как они выглядят…

Показ слайдов

(Сапсан № 10 Сапсан– это самая быстрая, хищная птица. У нее хорошее зрение, короткий клюв и хвост. Клюв острый и загнутый. Ловят свою добычу на лету.

Журавль №11 Журавль - красавка - это самый маленький журавль. Голова и шея чёрные; позади глаз длинные пучки белых перьев. Красавки любят жить в степях. Они питаются фасолью, горохом, пшеницей, ячменем, насекомыми.

Дрофа №12 Дрофа — очень крупная птица с длинной шеей и мощными ногами. Живет в степях. Быстро бегает. Питается растениями и насекомыми. Может долго обходиться без воды.

Стрепет №13 Стрепет – птица похожа на дрофу. Бегает очень быстро, мало летает. Окрашены в песочный цвет, поэтому эту птицу трудно увидеть. Может долго обходиться без воды. Стрепет редкая птичка, поэтому охраняется законом.

Жаворонок №14 Жаворонок – живет в степи. Шея короткая, голова большая, крылья длинные, тело покрыто пестрыми перьями. Питаются зерном. Гнездо строит на земле из сухих листьев, стебельков и тонких корешков.

(куропатка, перепел).

Воспитатель: Как вы думаете, почему эти птицы встречаются редко?

(Основные причины вымирания – это охота людей и распахивание степей)

Воспитатель: А какие животные обитают у нас, в Ростовской области?

(Волк, лиса, заяц, суслик, сурок или байбак, косули, дикие кабаны, хорек, сайгак.)

Показ слайдов (животные)

Волк № 15 Волк – хищное животное. Днем он прячется в зарослях. Охотится на лосей, оленей, преследует зайцев. В природе волк выполняет роль «санитара», съедает больных и слабых животных.

Лиса № 16 Лиса – хищное животное. Мордочка длинная, заостренная. Имеет пушистый хвост, которым заметает следы. Питается мышами, насекомыми, ягодами.

Хорек № 17 Хорек степной – хищное животное, песочного цвета. На морде темная маска. Туловище длинное и тонкое. Длинный хвост, уши небольшие, округлые.

Заяц № 18 Заяц – небольшое дикое животное, с длинными задними лапами и длинными ушами. Заяц осторожный и пугливый зверек. Питается корой деревьев, ветками, травой.

Сайгак № 18

Сайгак–это древнее животное. У сайгака большая голова и нос с маленьким хоботом. Такой нос хорошо защищает легкие от пыли. Голова самца украшена рогами. У сайгака очень хорошее зрение, а слух плохой. Питается травой.

Воспитатель: - На грани вымирания находятся такие животные как Сайгак и хорек, и мы можем скоро их вообще не увидеть. Как вы думаете, почему (охота, распахивание, строительство)

Физминутка с правилами

Мы хотим, чтоб птицы пели, (руки поочередно вверх)

Чтоб вокруг леса шумели, (плавные движения руками вправо – влево)

Чтобы были голубыми - голубыми небеса (круговые движения кистями рук)

Чтобы бабочка резвилась (выпад вправо)

Чтобы речка серебрилась (выпад влево)

Мы хотим любить друг друга, (шаг с хлопком вправо)

Улыбаться, верить в чудо, (шаг с хлопком влево)

Никогда и никого, никого не обижать (грозим пальчиком)

Весело живется, солнышко смеется, (пружинка вправо, влево)

Всех кто с нами рядом будем уважать. (руки вверх и к сердцу).

Воспитатель: В Ростовской области много исчезающих видов птиц, животных, растений, рыб. Их осталось мало, они гибнут, потому что человек распахивает степи. Им негде жить и нечем питаться. КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, ЧТО НУЖНО СДЕЛАТЬ, ЧТОБ СОХРАНИТЬ НАШУ РОДНУЮ ПРИРОДУ.

Воспитатель: А ещё люди создают заповедники. Это место, где оберегают и сохраняют редких и ценных животных, птиц и растения. Самые редкие занесены в Красную книгу (Красная книга - список редких и близких к полному вымиранию видов животных, растений. Все живые организмы, занесенные в красную книгу.

Красная книга на сегодняшний день сигнализирует не только об исчезнувших либо исчезающих видах животных, так же и о редкие животные)

- Я хочу вам предложить самим составить красную книгу Ростовской области. И оставить в саду для обучения другим детям.

Объяснить правила работы, подгруппы, по цвету и т. п.)

Составляем красную книгу - крепятся картинки (дети называют лишнее животное, растение, птиц)

Воспитатель: Вот и закончилось наше с вами путешествие по Донскому краю. Но закончилось это путешествие, а впереди еще много нового и неизвестного. И я уверена, что мы не раз еще вернемся к страницам этой книги, для познания мира природы.

Посмотрите, что оставил нам лесовичок

НАКАЗ

Природу не уродуй,

природу не обидь.

Родился человеком

Так надо им и быть.

- Что понравилось,

-Ребята, что нового и интересного вы узнали из нашего путешествия?

- как будем беречь и охранять природу.

-Мне было очень интересно с вами, и мы еще ни раз отправимся с вами в увлекательные путешествия.

На память о нашем путешествии дарю вам значки «Друзья природы»!

Публикации по теме:

Проект совместной деятельности «Путешествие по страницам Красной книги Ростовской области» Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение детский сад №261 Проект совместной деятельности «Путешествие по страницам Красной.

Фотоотчет о выпуске экологической газеты «Животные Ростовской области»Фотоотчет о выпуске экологической газеты «Животные Ростовской области» Фотоотчет о выпуске экологической газеты «Животные Ростовской области» Актуальность. Живая природа - это удивительный, сложный, многогранный.

Фотоотчет проведения акции «75 лет со дня освобождения Ростовской области от немецко-фашистских захватчиков»Фотоотчет проведения акции «75 лет со дня освобождения Ростовской области от немецко-фашистских захватчиков» Фотоотчет проведения акции «75 лет со дня освобождения Ростовской области от немецко-фашистских захватчиков» В последний день лета, 30.

Конспект открытого занятия по образовательной области ФЭМП «В стране математике»Конспект открытого занятия по образовательной области ФЭМП «В стране математике» В занятии использованы современные образовательные технологии: палочки Х. Кюизенера и блоки Дьенеша. Цель: формирование элементарных математических.

Конспект открытого занятия по экологии и рисованию «Путешествие в зимний лес» Программные задачи: 1. Образовательная: - Формировать представление о значении снежного покрова для всего живого. - Поддерживать интерес.

Мероприятия, посвященные 75-летию освобождения Ростовской области от немецко-фашистских захватчиковМероприятия, посвященные 75-летию освобождения Ростовской области от немецко-фашистских захватчиков Цель: формировать у детей дошкольного возраста гражданско – патриотическое представление о том, что такое Великая Отечественная Война, ознакомить.

Конспект открытого занятия по экологии «Тайны зимнего леса»Конспект открытого занятия по экологии «Тайны зимнего леса» Экологическое занятие в средней группе Как мы открыли Колобку тайны зимнего леса». Воспитатель-Корчагина Елена Владимировна Цели: уточнить.

Сценарий праздника «Ростовской области — 80 лет» РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ -80 ЛЕТ Ребенок: Наша страна Россией зовется, Пусть мирное небо сияет над ней, Пусть сердце наполнится радостью, счастьем,.

Занятие «Заповедники Ростова-на-Дону и ростовской области» по экологическому воспитанию в подготовительной группе Единый экологический урок «Заповедники Ростова-на-Дону и ростовской области»Ростовская область – край мой родной, Дороже земли в мире нет,.

Плакат «Животный мир Ростовской области»Плакат «Животный мир Ростовской области» Обширная территория Ростовской области покрыта преимущественно степями, леса занимают лишь 3, 8% от всей территории. При этом естественный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект открытого занятия «Путешествие по Ростовской области» по экологии
Опубликовано: 28 января 2019 в 10:31
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект открытого занятия «Путешествие по Ростовской области» по экологии» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Баранова (УИ 951094) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
02 февраля 2025 воскресенье
Вот ёжик — ни головы, ни ножек!
Победа в Сталинградской битве!
Знакомимся с таинственным миром болот!
*
03 февраля 2025 понедельник
Покормите птиц зимой!

Дипломы!
Добавьте фото кормушки!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД