Кристина Стрюк
Конспект открытого занятия «Путешествие на станцию юных натуралистов»
▼ Скачать
Конспект открытого занятия
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 188» городского округа Самара
Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной к школе группе № 1 по лексической теме:
«Путешествие на станцию юных натуралистов».
Год обучения: второй
Возраст: 6-7 лет
Форма занятия : итоговое фронтальное занятие.
Публикация «Конспект открытого занятия „Путешествие на станцию юных натуралистов“» размещена в разделах
По лексической теме: «Комнатные растения»
Кто проводил: учитель-логопед Стрюк Кристина Валерьевна
Самара 2017
Источники:
1. Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР. – СПб. : «Детство-пресс», 2007.
3. Ковалько В. И. Азбука физкультминуток для дошкольников. (Практические разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр). – М. : «Вако», 2005.
4. Лопухина И. С. Логопедия, речь, движение. – 2-е изд. – СПб. : Корона принт, 2004.
Организационный момент, цель которого создание положительного настроя на занятие, были взяты из книги Лопухиной И. С. «Логопедия, речь, движение».
В работе я использовала пособие Нищевой Н. В. «Конспекты подгрупповых занятий для детей старшей логопедической группы» оно входит в методический комплект к «Программе коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4-7 лет)». Пособие отражает все направления работы логопеда.
Материал пособия рассчитан на детей седьмого года жизни с III уровнем речевого развития при общем недоразвитии речи (второго года обучения).
В своей работе я так же использовала пособие Ковалько В. И. «Азбука физкультминуток для дошкольников». В настоящем пособии рассматриваются вопросы использования физкультурных минуток. Они проводятся с целью снижения утомления и снятия статического напряжения у детей дошкольного возраста, и рассчитаны на все возрастные группы.
Данные пособия содержат интересный материал для дошкольников, могут стать подспорьем в работе педагогов.
Цель: Развитие связной речи.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
-Уточнять и расширять представления о комнатных растениях и уходе за ними.
-Активизировать и актуализировать словарь по теме «Комнатные растения».
-Совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза.
-Совершенствовать навыки чтения слогов и слов.
-Вырабатывать навыки осознанного и умственного употребления слов в соответствии с картинками.
-Развивать навыки исследовательской деятельности детей 6-7 лет в ходе совместной деятельности.
-Составление краткого описания комнатных растений, используя план схему.
Коррекционно-развивающие:
- Учить согласовывать существительные с числительными.
-Совершенствовать диалогическую речь, продолжать формировать умение вести координированный диалог между воспитателем ребёнком, между детьми.
-Продолжать работу по обогащению словаря: называниями комнатных растений (хлорофитум, колеус, кактус, фиалка, кливия, монстера, декабрист, сансевьера, герань, глаголами, прилагательными, закрепить знания детей о таком понятии, как «Оранжерея», «Юный натуралист».
-Совершенствовать навыки по уходу за растениями.
-Развивать артикуляционный аппарат, мелкую моторику, мышление, память.
-Упражнять в развитии зрительно-сенсорного восприятия, практического ориентирования в пространстве.
-Формировать правильное дыхание, вырабатывать направленную воздушную струю.
Коррекционно-воспитательные:
-Воспитывать интерес к растениям и уходу за ними.
- Дать представления об условиях жизни растений.
-Воспитывать самоконтроль за речью.
-Воспитывать бережное отношение к природе.
-Расширять знания воспитанников по экологической культуре.
Предварительная работа. Беседа о комнатных растениях, способах их размножения, уходе за ними на занятии по ознакомлению с окружающим. Экскурсия по детскому саду в целях наблюдений различных растений. Рас-сматривание изображений комнатных растений в альбоме «Живая природа. В мире растений», расширение словаря по теме. Составление словосочетаний: два фикуса, пять кактусов, три герани и т. п. Работа над сложноподчинёнными предложениями со словами для того чтобы на индивидуальных занятиях. Разучивание упражнения «Кто цветочек обретет, скажет все наоборот». Знакомство с понятием «Оранжерея», «Юный натуралист». Обучение детей правилам ухода за комнатными растениями.
Оборудование: комнатные растения в горшках, инвентарь для ухода за растениями (тряпочка, губка, кисточка, палочка, грабли, распылитель,лейка, карточки - схемы по уходу за комнатными растениями, стол с тремя пустыми цветочными горшками со схемами слогов (два, три, четыре слога, карточки – схемы «Уход за комнатными растениями», карточки – схемы «Значение комнатных растений в нашей жизни», предметные картинки «Комнатные растения», мультимедийный проектор для просмотра слайдов «Оранжерея», бумажные лепестки красного и зеленого цвета, круги «Лулия» с картинками «Комнатные растения» и цифрами от 1 до 8, искусственный цветок для игры «Кто цветочек обретет, скажет все наоборот». два стола для выполнения заданий детьми, музыкальный центр.
Ход занятия.
I. Орг. момент.
Логопед: Ребята, посмотрите, как у нас сегодня много гостей. Давайте поздороваемся!
Дети: Здравствуйте!
Логопед: День сегодня необычный, очень даже симпатичный! Вы мне рады?
Дети: Да!
Логопед: Я вам тоже! Посвящу в юннаты Вас. Здесь, сегодня и сейчас!
II. Основная часть.
Логопед: Ребята, возьмите лепесточки (Логопед раздает бумажные лепестки зеленого и желтого цветов).
Разделитесь на команды. Догадались как? (Дети делятся на 2 группы).
Логопед расставляет детей по двум сторонам группы и предлагает выбрать планшеты. На одном планшете картинка с изображением «Мальчик и девочка ухаживают за комнатными цветами: поливают, протирают лепестки», на втором планшете: «Дети ухаживают за растениями на улице».
Логопед: Ребята, рассмотрите картинки и скажите, что Вы видите? (Дети описывают действия, происходящие на картинках).
Дети 1-й команды: Мальчик поливает кактус. Девочка протирает листья цветка.
Дети 2-й команды: Дети повесили скворечник.
Логопед: Дети, которые любят природу, ухаживают за ней, заботятся называются юннатами- юными натуралистами). А у нас в саду организуется кружок юных натуралистов который называется «Семицветики». Вы хотите вступить в кружок?
Дети: Да!
Логопед: Хорошо! Но для начала мы с вами пройдем в оранжерею. Знаете ли вы, что такое оранжерея?
Дети: Дети предлагают варианты ответов.
Логопед: Ребята, давайте посмотрим на экран и узнаем, что же такое оранжерея (На интерактивной доске демонстрируются фотографии оранжереи).
Оранжерея – это специальное строение, которое приспособлено для того, чтобы выращивать растения круглый год. В оранжереи созданы специальные условия: там поддерживается оптимальная температура, влажность воздуха и даже освещение. В оранжереи очень много разнообразных растений, цветов и кустарников. В нашем городе тоже есть оранжерея.
А сейчас, я предлагаю Вам пройти в оранжерею нашего кружка (дети проходят к столу, где представлены разнообразные цветы).
Логопед: Ребята, посмотрите, что вы видите?
Дети: Цветы
Логопед: Какие цветы Вы видите, назовите.
Дети: кактус, крокус, глаксиния, бальзамин,фикус, фиалка, алоэ, герань.
Логопед: Все верно, молодцы. В нашей оранжереи есть и другие цветы, посмотрите:драцена, монстера. Как можно эти растения назвать одним словом?
Дети: Комнатные растения.
Логопед: Почему мы их называем комнатными растениями?
Дети: Их называют комнатными растениями, потому что они растут в горшках в помещении и любят тепло.
Логопед: Молодцы. Ребята, хотите поиграть?
Дети: Да.
Логопед: Давайте с Вами поиграем в игру «Скажи наоборот».
Логопед и дети встают в круг. Логопед берет искусственный цветок и объясняет правила игры детям.
Логопед: Мы с Вами будем передавать цветок друг другу и произносить волшебные слова. У кого этот цветок останется в руках, скажет слово наоборот. А передавать цветок будем с такими словами:
Кто цветочек обретет, скажет все наоборот!
Дети и логопед играют в игру:
(Маленький цветок- большой цветок, тонкий стебель – тонкий стебель, сухая земля – влажная, мокрая земля, цветок распустился – цветок завял, искусственный цветок- настоящий цветок)
Логопед: Молодцы! А теперь я предлагаю пройти к нашим волшебным кругам!
Нужно будет круги раскрутить и подружить слова. А крутить мы будем с такими словами:
Круг волшебный раскручу,
И словечки подружу.
Пример игры: восемь фикусов, пять толстянок, четыре толстянки, четыре фиалки, две герани.
Логопед: Молодцы, справелись и с этим заданием. Давайте теперь перейдем к нашему столу.
Посмотрите, у меня на столе три горшка. А что это на них?
Дети: схемы слогов.
Логопед: Что означает схема на этом горшке?
Дети: Два слога (Три слога, четыре слога).
Логопед: Теперь каждый возьмите картинки, посмотрите на растениеи скажите, сколько слогов в названии вашего растения. Посадите в нужный горшок ваше растение.
Дети: Бегония – 4 слога, фиалка – 3 слога, кактус – 2 слога, фикус- 2 слога. (алоэ- 3 слога,, монстера- 3, толстянка – 3) и так далее.
Дети «сажают» цветы в соответствующие горшки.
Логопед: Молодцы, вы хорошо справились с заданием. А теперь давайте подойдеи к слудующему столу.
Ребята, здесь мы с Вами поговорим, как ухаживают за растениями. А вы знаете, как нужно ухаживать за растениями?
Дети: Нужно поливать, рыхлить землю, нужно много света.
Логопед: Молодцы. У меня в ящике лежат инструменты для ухода за растениями. Давайте их рассмотрим. Я сейчас буду загадывать вам загадки, а Вы постарайтесь угадать, о каком предмете ухода идет речь.
Тонкая тростинка землю прорыхлит.
И цветок задышит, и вода бежит (Палочка).
Логопед: Покажите, как нужно ухаживать за растением с помочью палочки? (Ребенок берет палочку и рыхлит землю).
Рыхлить пробуют несколько детей. Логопед спрашивает детей, правильно ли рыхлит землю тот или иной ребенок. Чем еще можно прорыхлить землю?
Дети: грабельками
Логопед: правильно! (Достает грабельки).
Дети: Демонстируют работу грабельками
Загадка 2.
Очень ловкая хозяйка!
Не грязнуля, не лентяйка,
Чистит, моет от души.
С нею листья хороши!
(Кисточка).
Логопед: А что же делают кисточкой?
Дети: Чистят листья.
Логопед: А тряпочкой что делают? (Логопед показывает тряпочку).
Дети: Тоже моют листочки.
Логопед: Скажите, ребята, какие листочки мы будем чистить кисточкой, а какие- тряпочкой?
Дети: Кисточкой будем чистить маленькие, бархатные листочки, а тряпочкой крупные листья.
Логопед: Верно, попробуйте почистить листочки кисточкой (дети пробуют). Попробуйте почистить листья тряпочкой. Что нужно сделать с тряпочкой, чтобы почистить листья?
Дети: Намочить.
Логопед: Верно (логопед предлагает детям намочить тряпочку водой с помощью лейки и продемонстрировать уход за растением).
Загадка 3.
Дождь веселый, озорной
Во огород пришел со мной.
Дождевую тучку
Я держу за ручку (Лейка).
Логопед: Все верно, а как нужно поливать цветы?
Дети: Аккуратно, вокруг цветка.
Логопед: Можно ли лить воду на листья?
Дети: Нет.
Логопед предлагает нескольким детям полить растения.
Логопед: А теперь, посмотрите, что еще у меня есть в ящике.
Дети: Распылитель.
Логопед: Правильно. Для чего нужен распылитель?
Дети: Распылитель нужно для того, чтобы опрыскивать листья растений.
Логопед: Комнатные растения нуждаются в опрыскивании, особенно в весенний и летний периоды. Слишком низкая влажность воздуха вызывает опадание побегов и бутонов, замедляет рост растения. Влажность воздуха в комнате можно поддерживать с помощью распыления воды. В сухих же и теплых помещениях с центральным отоплением полезно опрыскивать вечнозеленые растения и зимой для поддержания влажности.
Логопед предлагает нескольким детям попробовать опрыскать растения с помощью распылителя.
Логопед: Ребята, а все ли растения любят, когда их опрыскивают?
Дети: Нет, фиалку опрыскивать нельзя. Ее листья не любят влагу.
Логопед: Молодцы. Давайте немного отдохнем и поиграем в игру: «Вырасти цветочек»
Физминутка.
Дети занимают места в центре зала.
Логопед выбирает одного ребенка – ведущего и предлагает ему пройтись между детьми с лейкой и словами: «Я по комнате пройду, я пройду и цветочки я полью, я полью».
Дети выполняют движения под музыку.
Логопед: Молодцы, красивые цветочки выросли в нашей комнате. А теперь я предлагаю выполнить последнее задание. Выберите задание в конверте. Кому для выполнения задания нужны столы, пройдите и выполните задание. Остальные ребята достаньте из конверта свои картинки, рассмотрите их и подойдите к гостям, попросите помочь выполнить задание (задание читает взрослый и помогает выполнить его ребенку) :
1) Сколько слогов в слове.
2) Чего не стало.
3) Назови растения.
Логопед контролирует выполнения заданий детьми, которые сидят за столами.
Итог занятия.
Логопед: Молодцы. Вы хорошо сегодня поработали и узнали много новой информации. Скажите пожалуйста, что же такое оранжерея? (Дети отвечают).
- Как нужно ухаживать за растениями?
- Кто такие юные натуралисты?
Логопед: Молодцы, Вы много знаете об уходе за растениями и я Вас хочу посвятить в юннаты. Вы хотите стать юннатами?
Дети: Да.
Логопед надевает каждому ребенку на шею платок, таким образом посвящая детей в юннаты.
Логопед: Теперь вы являетесь настоящими юннатами. Давайте вместе произнесем клятву юнната.
Любить и оберегать растения и животных- Клянусь!
Охранять беречь леса и поля- Клянусь!
Не загрязнять окружающую среду- Клянусь!
Учить других бережно относиться к природе- Клянусь!
Логопед: Не забывать, что Земля наш общий дом, и мы должны сохранить ее для будущих поколений!