Елена Бурьянова
Конспект открытого занятия по экспериментальной деятельности «Свойства воды» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия по экспериментальной деятельности в средней группе
Образовательная область: Познавательное развитие, цикл «Исследование объектов живой и неживой природы»
Интеграция областей: коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Виды деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная, продуктивная.
Задача: развитие познавательно-исследовательской активности детей, формирование навыков экспериментирования с водой.
Цели:
Публикация «Конспект открытого занятия по экспериментальной деятельности „Свойства воды“ в средней группе» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Открытые занятия. Конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2023
- познакомить детей со свойствами воды;
- развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление во время поисковой деятельности, навыки анализа и умение делать выводы;
- активизировать и обогатить словарь детей;
- воспитывать доброе, чуткое отношение друг к другу и окружающему миру;
- сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека.
Возраст детей: 4-5 лет (средняя группа)
Материал: герой «Капелька», капли воды маленькие, картинки на каждое состояние воды, глобус, вода, апельсиновый сок, яблочный сок, краски, пластиковые стаканчики.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент
Воспитатель: Доброе утро я вам говорю! Доброе утро, я вас всех люблю! Желаю вам узнать сегодня много нового и интересного. Все внимательно слушать и запоминать. Сегодня ребята у нас гости. Давайте с ними поздороваемся.
Дети здороваются.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что я вам сегодня принесла. Кто знает, что это такое?
Дети: Это глобус!
Воспитатель: Правильно. Глобус – это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде. Давайте внимательно рассмотрим глобус. Скажите, какие цвета есть на глобусе? (желтый, зеленый, коричневый, белый). А какого цвета на глобусе больше всего?
Дети: Синего (голубого).
Воспитатель: Правильно. Как вы думаете, что же обозначено этими цветами на глобусе? (ответы детей).
Желтый, зеленый, коричневый цвета обозначают сушу, то место, где живут люди, животные, насекомые.
Ребята, а что обозначает синий цвет?
Дети: Синий цвет обозначает воду.
Воспитатель: Посмотрите, как много воды на нашей земле. А кому нужна вода?
Дети: Животным, растениям, человеку.
Воспитатель: Правильно, ребята.
2. Игровая ситуация.
Воспитатель: Ребята, что это за звук такой? (звук капель). Вы слышите? Кажется, к нам кто-то пришел в гости. Кто же это?
Дети: Капелька.
Капелька (герой): Здравствуйте, ребята. Меня зовут Капелька. Я ищу своих сестричек- капелек и знаю, что они живут в вашей группе.
Воспитатель: Ребята, мы поможем Капельке найти ее сестричек в нашей группе?
Ответы детей
Воспитатель: Капелька, мы тоже хотим узнать, что делают в нашей группе твои сестрички и какую пользу они нам приносят.
Воспитатель: Ребята, оглянитесь вокруг и подумайте, где в нашей группе могут жить капельки воды и для чего нам нужна вода?
Дети с воспитателем и Капелькой ищут капельки воды в группе: у цветов (спросить для чего цветам вода – чтобы росли и не завяли, в мойке для посуды (спросить для чего там нужна вода - чтобы мыть посуду, в раковине (для чего там нужна вода - чтобы мыть руки, игрушки, вытирать пыль, умываться, в туалете тоже нужна вода, чтобы смывать бачок, в чайнике для воды (для чего там нужна вода – чтобы пить ее).
Воспитатель: Ребята скажите, а дома как мы можем использовать воду? (дети отвечают, для приготовления пищи, уборки, стирки одежды). Вода нужна всем и людям и животным и растениям, поэтому воду нужно беречь!
А чтобы сберечь воду, что нужно сделать для этого?
Дети: Закрывать кран с водой.
Воспитатель: А еще что нужно делать? Не бросать мусор в реки, озера, моря и океаны.
Воспитатель: Ребята, давайте вместе посчитаем, сколько капелек мы нашли в нашей группе. (Все вместе пересчитывают капельки.) Капелька, вот сколько мы нашли твоих сестричек у нас в группе.
Ребята, как эти капельки помогают нам в группе? (Они помогают поливать цветы, мыть руки и посуду, мыть игрушки, убираться в группе, ну и конечно же, мы пьем водичку).
Капелька, теперь ты поняла, для чего живут в нашей группе твои сестрички?
Капелька: Да, ребятки, я все поняла. Я вижу, что вы все знаете, для чего нужна вода. А знаете ли вы свойства воды?
Воспитатель: Да, Капелька. Сейчас ребята тебе все об этом расскажут.
3. Экспериментальная деятельность «Свойства воды»
Воспитатель: Я приглашаю вас всех отправиться в волшебную лабораторию и стать настоящими учеными, чтобы провести опыты и узнать о свойствах чудесного вещества - воды. Ребята, для того, чтобы работать в лаборатории, нужно надеть специальные белые халаты и шапочки на голову.
(Одеваемся в белые халаты).
Становитесь все в круг, закройте глазки и повторяйте за мной «Покружились, покружились и в лаборатории очутились». Открывайте глазки.
Воспитатель: Ребята, в лаборатории нужно соблюдать следующие правила поведения:
- Внимательно слушать воспитателя.
- Не разговаривать слишком громко, чтобы не мешать друг другу.
- Не забывать, после каждого опыта делать выводы, то есть нужно будет сказать о том, что мы с вами узнали в данной лаборатории.
А сейчас давайте пройдем в лабораторию к столу №1, встаньте вокруг стола.
Опыт № 1
Воспитатель: Скажите, когда ваша мама готовит кушать или варит компот, вы чувствуете вкусный запах?
Дети: Да.
Воспитатель: А как вы думаете, есть ли запах у воды?
Чтобы ответить на этот вопрос проведём опыт.
Воспитатель: Возьмите сначала стакан с соком и понюхайте. Какой это сок?
Дети: Апельсиновый.
Воспитатель: Как вы догадались, что сок апельсиновый?
Дети: Пахнет апельсином.
Воспитатель: А теперь возьмите стакан с водой. Понюхайте, его. Чем пахнет?
Дети: У воды нет запаха.
Воспитатель: Ребята, так есть ли запах у воды?
Какой вывод можно сделать из этого опыта: У воды нет запаха!
Давайте внимательно посмотрим на карточку и запомним ее.
Воспитатель привешивает карточку на магнитную доску.
(Изображение карточки с этим свойством).
Опыт № 2
Воспитатель: Чтобы приступить к следующему опыту давайте пройдем в следующую лабораторию и подойдем к столу №2
Воспитатель: Ребята, вы пробовали лимон? Какой у него вкус?
Дети: Кислый.
Воспитатель: Давайте покажем, какой кислый лимон. А какая конфета по вкусу?
Дети: Сладкая.
Воспитатель: Давайте покажем, какая конфета сладкая. Интересно, а есть ли вкус у воды? Как вы думаете? Давайте проверим!
Возьмите сначала стакан сока, попробуйте его. Какой вкус у сока?
Дети: Вкус яблока.
Воспитатель: А теперь возьмите стакан с водой и попробуйте ее. Какая вода по вкусу? Сладкая? Кислая? Или солёная?
Дети: Без вкуса.
Воспитатель: Ребята, какой можно сделать вывод из этого опыта? Есть ли вкус у воды?
Вывод: У воды нет вкуса.
Воспитатель: Когда человек очень сильно хочет пить, то он с удовольствием пьёт воду, и чтобы выразить своё чувство, говорит «Какая вкусная вода», хотя на самом деле вкуса не ощущает.
Давайте внимательно рассмотрим карточку этого опыта. Воспитатель привешивает карточку на магнитную доску.
Изображение карточки с этим свойством.
Воспитатель: Капелька, тебе нравится с нами проводить опыты? Ребятки, все ученые отдыхают в перерыв. Давайте и мы с вами немножко отдохнем. Выходите все на коврик. Капелька, можешь с нами тоже отдохнуть.
Физминутка «Тихо плещется вода»
Тихо плещется вода,
Мы плывём по тёплой речке (плавательные движения обеими руками)
В небе тучки, как овечки, Разбежались, кто куда (потягивания — руки вверх и в стороны)
Мы из речки вылезаем,
Чтоб обсохнуть, погуляем (ходьба на месте)
А теперь глубокий вдох.
И садимся на песок (садятся).
Воспитатель: Ребятки, ну что же, мы немножко отдохнули, продолжим дальше нашу работу в лаборатории. Мы провели два опыта и чтобы узнать еще одно свойство воды давайте перейдем в следующую лабораторию к столу №3. Присядьте вокруг стола на стульчики.
Опыт № 3
Воспитатель: Посмотрите внимательно на стаканчики с водой. Какого она цвета? Она имеет цвет или нет?
Дети: Нет. Она без цвета.
Воспитатель: А что станет с водой, если мы туда опустим кисточку с краской?
Ответы детей.
Воспитатель: Давайте все вместе покрасим водичку. (Дети красят воду в стаканчиках в любой цвет).
(По очереди опросить всех детей про цвет воды в их стаканчиках).
Воспитатель: Ребята, какой вывод можно сделать из этого опыта?
Дети: Вода бесцветная, но может поменять цвет. Правильно, вода приобретет цвет краски, которую вы туда опустите.
Давайте найдем нужную нам карточку для этого опыта.
Изображение карточки с этим свойством.
4. Обобщение и систематизация знаний.
Воспитатель: Ребята, давайте подойдем к доске и еще раз повторим свойства воды по схеме (вода не имеет запаха, вкуса, цвета).
Капелька: Ребята, спасибо вам большое за то, что помогли мне найти сестричек и, что все мне рассказали.
Воспитатель: Давайте попрощаемся с Капелькой. До свидания!
5. Итог:
Воспитатель: Ребята, скажите мне, с какой целью к нам сегодня приходила Капелька?
Ответы детей.
Воспитатель: О каких свойствах воды мы сегодня говорили с вами в лаборатории? (У воды нет запаха, нет вкуса и она бесцветная).
Скажите мне, какую пользу приносит вода людям? (С помощью воды мы готовим кушать, стираем, убираем, поливаем, купаемся, пьем воду).
Ребята, вы сегодня были настоящими учёными и сделали много открытий! Спасибо вам. Попрощайтесь с гостями.