МААМ-картинки

Конспект открытого занятия по экологии в подготовительной группе «Природа — наш общий дом»

Ольга Николаевна Щемелева
Конспект открытого занятия по экологии в подготовительной группе «Природа — наш общий дом»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: «Природа – наш общий дом»

Программное содержание:

Цель: закрепление и углубление знаний детей о природе.

Образовательные задачи:

Способствовать углублению и обобщению имеющихся представлений детей о живой и неживой природе;

Расширять представления детей о лесе и его обитателях;

Формировать устойчивый интерес к природе.

Развивающие задачи:

Публикация «Конспект открытого занятия по экологии в подготовительной группе „Природа — наш общий дом“» размещена в разделах

Развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателям, а также память, связную речь, умение анализировать, делать выводы; Развивать умения слушать друг друга, дополнять ответы товарища.

Воспитывающие задачи:

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Предварительная работа: Беседы с детьми на тему: «Друзья природы», наблюдение за объектами живой и неживой природы, чтение художественной литературы Виталий Бианки «Синичкин календарь».

Материалы и оборудование: Презентация, аудиозапись «Музыка леса», глобус, карточки с изображением насекомых, птиц, животных, клубок ниток, мусор, перчатки, картинки для коллажа.

Ход НОД:

1. Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку!

На нём уместилась

Вся наша Земля:

Моря, океаны,

Леса и поля.

И северный полюс

Там тоже найдёшь,

А если захочешь —

В руках унесёшь (глобус).

Показать глобус и спросить, что такое глобус.

Воспитатель: Глобус – это модель Земного шара.

Воспитатель: Дети, наша планета Земля – самая красивая из всех планет, которые мы знаем. Только на Земле есть жизнь и всё то многообразие природы, которое мы видим. А что же такое природа? (слайд 2)

Воспитатель: Все, что нас окружает, не созданное руками человека называется природа. Природа бывает живая и неживая. Что относится к живой природе? (К живой природе относится человек, животные, птицы, рыбы, растения).

Воспитатель: Что относится к неживой природе? (ответы детей)(слайд3)

Воспитатель: Почему мы называем природу живой? (Потому что, все живое питается, растет, развивается, дышит, движется, умирает).

Дидактическая игра «Живая и неживая природа» (слайд 4)

2. Воспитатель: Ребята, а где можно услышать пение птиц, шелест листвы, журчание ручейка? (В лесу). (слайд 5)

Воспитатель: Лес очень музыкален. Он умеет петь, шелестеть, шуршать. Музыка леса прекрасна.

Очень я люблю, ребята,

Слушать музыку в лесу,

И кузнечика, и дятла,

И пчелу и стрекозу.

Трели птиц, шёпот листвы,

Послушать лес хотите вы?

Давайте представим, что мы в лесу, закройте глаза (слушание аудиозаписи «Музыка леса».) (слайд 6,7)

Воспитатель: Ребята, а кто живет в лесу? (ответы детей)

Воспитатель: Как вы думаете, связаны ли между собой в живой природе деревья, птицы, звери и насекомые? (ответы детей)

Воспитатель: Растения «кормят» насекомых и мелких животных, насекомые и мелкие животные «кормят» более крупных животных, а они в свою очередь кормят хищников. Все сыты? А кто же накормит растения? Что нужно для роста и развития растениям? (солнце, воздух и вода)

Воспитатель: Давайте посмотрим, на какие группы можно разделить животных по способу питания. (травоядные, хищные, всеядные)

Воспитатель: Травоядные животные это те, которые питаются… растениями, семенами и плодами растений. (слайд 8,9)

Воспитатель: Хищные животные это те, которые питаются… другими животными (слайд 10,11) Хищными бывают и птицы (слайд 12)

Воспитатель: А каких животных называют всеядными? (Это те животные, которые питаются и растительной пищей и животными). (слайд 13,14)

Воспитатель: Растения и животные связаны друг с другом, как звенья в цепочке. Если нарушается хоть одно звено в пищевой цепи, страдает последующее. Все лесные жители зависят друг от друга. Животные не могут жить без растений, так как они ими питаются и устраивают с помощью них жильё: птицы строят гнёзда на деревьях, звери норы под деревьями, пнями. Кто останется голодным, если пропадут все насекомые? (птицы, мелкие животные) (слайд 15)

Воспитатель: Если исчезнут деревья? (травоядные животные, человек)

Воспитатель: Если пропадут цветы? (насекомые)

Воспитатель: А как вы думаете, можно включить в «пищевые цепочки» человека?

Воспитатель: Человек - самый сильный, он может попасть в любую часть «цепочки». Но человек не только самый сильный, но и самый умный. Он никогда не будет просто так нарушать жизнь растений и животных.

Дидактическая игра «Паутина жизни»

Правила: дети выбирают себе по одному значку, становятся в круг и называют его. Воспитатель дает клубок тому, у кого значок с изображением человека. Воспитатель задает вопросы, а дети на них отвечают, называя изображения на значках, разматывают клубок и передают его. Нитку надо держать в руках до конца игры и не выпускать ее.

Вопросы:

-Какое животное живет у человека дома? (кот)

Кого кот может поймать и съесть? (птицу)

-Птица кого может съесть? (бабочку)

-Что нужно бабочке для питания? (цветок)

-Что нужно цветам, чтобы вырасти? (дождь)

-Откуда появляется дождь? (из тучки)

-Как появляется туча на небе? (вода испаряется из реки и скапливается в тучке)

-Что нужно, чтобы вода из реки испарялась? (яркое солнце)

-Солнце где находится? (в небе)

-Кто изучает и солнце, и небо, и всю природу? (человек)

Воспитатель: Посмотрите, ниточка соединила всех нас. Такие же нити есть и в природе. Просто мы их не видим. Но в природе все связано между собой. Представьте, что в реке исчезла вода. Появится ли тогда на небе тучка? (ребенок отпускает ниточку) Вырастут ли на полянке цветы? Сможет ли поесть бабочка? Вот видите, как все в природе связано и что может произойти, если из цепочки исчезнет хотя бы один элемент.

3. Воспитатель: Как нам надо вести себя в природе, чтобы не нарушить эти связи? (Не шуметь, не оставлять костер не потушенным, не рвать цветы, не ломать ветки, не трогать гнезда птиц.)

Воспитатель: Существуют специальные экологические правила поведения в природе. Давайте их вспомним.

Физминутка. (дети встают в круг)

Воспитатель: Я буду говорить свои действия, а вы определяйте хороший это поступок или нет. Если я поступаю правильно, хлопаете, если нет, топаете.

«Если я приду в лесок, и сорву ромашку?

Если съем я пирожок и выброшу бумажку?

Если я в лесу шумлю и кричу и пою?

Если палкой я не бью, никого я не ловлю?

Если хлебушка кусок на пеньке оставлю?

Если ветку подвяжу, колышек поставлю?

Если разведу костер и тушить не буду?

Если сильно насорю и убрать забуду?

Сделаю домик для скворца, подлечу бельчонка?

А зимой в большой мороз накормлю зайчонка?

Бабочку поймаю я и божью коровку?

Если отпускать не стану, а засуну их в коробку?

Если мусор уберу, банку закопаю?

Я люблю свою природу, я ей помогаю!»

4. Воспитатель: Молодцы ребята, многое знаете о природе. Но в лесу, на реке, везде слышны жалобные голоса животных, птиц, растений. Природа просит о помощи. И сейчас я вам расскажу одну историю. (показ слайдов)

- В одном маленьком городе жил – был человек. (слайд 16) Город был чистый и красивый. Человек любил ходить в лес и дышать свежим воздухом. Но вот однажды проснулся он, вышел на улицу, и видит кругом мусор, и люди - то уже тонут в мусоре. Напугался человек и решил спрятаться в лесу от такого ужаса, прибежал да не узнал своего леса, кругом был мусор: бумаги, стекла, банки. Пришёл к реке, смотрит вроде река чистая. (слайд 17)Решил рыбы наловить. Закинул удочку, чувствует, что - то есть! Вытянул! А вытянул он консервную банку. Вздохнул, положил банку около себя. Опять закинул удочку. Во второй раз вытащил рваный башмак. Совсем грустно стало человеку. И закинул он удочку в последний раз. Вдруг чувствует, крючок кто - то в глубину тянет. Вытянул и глазам своим не поверил.

- Как вы думаете, кто ему на удочку попался (Рассуждения детей).

Смотрит, а - перед ним Золотая Рыбка! И человеческим голосом она ему говорит: «Отпусти меня в речку добрый человек, а я твои желания исполню!».

- Хорошо, исполни, пожалуйста, одно мое единственное желание и я тебя отпущу. Сделай так, Золотая Рыбка, чтобы не попадались в реке вместо рыбы консервные банки. И чтоб весь мусор исчез.

А Золотая Рыбка ему ответила: «Какой ты хитрый! Вы сами мусор разбрасываете, а я убирай. Защити себя сам от мусора». Хвостиком махнула и выскользнула из рук человека.

Воспитатель: Как вы думаете, что стал делать человек? (ответы детей)

Воспитатель: Каждый человек нашей планеты за год выбрасывает приблизительно тонну мусора – полный кузов грузовика. (слайд 18) На планете несколько миллиардов жителей. Представляете, сколько мусора скапливается на земле? Вероятно, скоро человечеству придётся спасать себя от мусора. Ведь всё это не исчезает бесследно, все это копится и загрязняет нашу планету. Мусор выделяет ядовитые вещества, а это опасно для здоровья человека. Что же делать с мусором, которого так много? (ответы детей)

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, для чистоты окружающей природы, как лучше поступить с мусором: вывозить на свалку, закапывать, сжигать или отправлять на мусороперерабатывающий завод? Почему? (ответы детей)

На завод, меньше загрязняется воздух и почва, а еще могут там сделать новый материал. (слайд19)

Воспитатель: Правильно. На специальных заводах бытовой мусор перерабатывается, из него создаются новые вещи, которые люди вновь используют, что позволяет сберечь природные богатства нашей планеты. Но, прежде чем выбросить мусор, его сортируют, в зависимости от материала, из которого он изготовлен. Это облегчает переработку на заводе. (слайд 20,21,22)

Воспитатель: Бытовые отходы - это мусор, который мы с вами каждый день оставляем. Это различные упаковки из - под продуктов, бутылки, пакеты, фантики, железные банки, пищевые отходы, бумага по-другому макулатура, стекло, старая одежда. Но есть и очень опасные отходы – это батарейки, лампочки, лекарства. (слайд 23,24)

Воспитатель: Ребята, сегодня когда я шла в детский сад, споткнулась об этот пакет с какими — то предметами. Давайте рассмотрим их. (Высыпаю на пол из пакета) - Что это? (ответы детей)

Воспитатель: Совершенно верно, это мусор. Откуда же взялся этот мусор? (ответы детей)

Воспитатель: Давайте наведём чистоту в нашем зале, соберём весь мусор. Давайте защитим свои руки и наденем специальные перчатки (дети надевают рабочие перчатки)

Подвижная игра «Сортируем мусор правильно».

В первый контейнер складываем бумажный мусор, во второй – пластиковый, в третий – стекло. А в четвертый контейнер - опасные отходы.

Воспитатель: Молодцы, хорошо потрудились. (слайд 25)

5. Воспитатель: Мы живем на планете, которая называется … (Земля). Это наш общий дом.

Есть такая наука «экология» – «наука о доме». Экология - это наука о связях (взаимоотношениях) между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой.

Она учит нас, бережно относится к окружающему миру, к нашей планете. Сегодня, 22 апреля – Международный день Земли.

Если каждый человек на Земле будет заботиться о доме, в котором он живет, то природа подарит нам свежий воздух, чистую воду в реках и озерах, вкусные и полезные фрукты и овощи.

Я предлагаю вам создать коллаж «Берегите природу».

Выберите одну из картинок, кого вы считаете наиболее важным в природе и приклейте на наш плакат.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Полна чудес весенняя природа». Конспект открытого занятия в средней группе«Полна чудес весенняя природа». Конспект открытого занятия в средней группе Конспект открытого занятия в средней группе «Полна чудес весенняя природа…» Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Социализация»,.

Конспект открытого занятия по экологии «Свойства воздуха» в старшей группе Цель: систематизировать знания детей о свойствах воздуха, развивать познавательную и речевую активность в процессе экспериментирования.

Конспект КВН  «Наш дом — природа» для детей средней группы Уважаемые коллеги, друзья! Предлагаю вашему вниманию конспект открытого занятия по экологии для родителей и сотрудников ДОУ. К сожалению,.

Конспект открытого занятия по экологии во второй младшей группеКонспект открытого занятия по экологии во второй младшей группе b]Конспект открытого занятия по экологии во второй младшей группе «Прогулка в зимний лес».[/b] Задачи: 1. Закрепить знания детей о времени.

Конспект открытого занятия по экологии во второй младшей группе «Волшебница вода»Конспект открытого занятия по экологии во второй младшей группе «Волшебница вода» Цели: -познакомить детей с основными свойствами воды, основываясь на проведенном опыте. - формировать представление о том, что вода является.

Конспект открытого занятия «Земля — наш общий дом» Конспект занятия «Земля – наш общий дом». Интеграция образовательных областей: 1. Познание. 2. Коммуникация. 3. Художественная литература.

Конспект занятия «Земля-наш общий дом» для подготовительной группыКонспект занятия «Земля-наш общий дом» для подготовительной группы Цель: Показать, что планета Земля, человек, природа - это единое целое. Задачи: Образовательные: расширение представления детей о том, что.

Конспект занятия по формированию целостной картины мира в подготовительной группе «Земля — наш общий дом»Конспект занятия по формированию целостной картины мира в подготовительной группе «Земля — наш общий дом» Образовательная область: «Познавательное развитие» Раздел: Ознакомление с социальным миром Тема: «Земля – наш общий дом» Цель: Формирование.

Конспект занятия по экологии «Кто где живет» в подготовительной группеКонспект занятия по экологии «Кто где живет» в подготовительной группе Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию конспект занятия экологического кружка "Эколята" Задачи. Способствовать установлению причинно.

Конспект занятия по экологии «Растения» в подготовительной группеКонспект занятия по экологии «Растения» в подготовительной группе Задачи. Дать детям представления о растениях Земли, их взаимосвязи с окружающей средой и между собой. Показать этажность леса зависимость.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект открытого занятия по экологии в подготовительной группе «Природа — наш общий дом»
Опубликовано: 28 октября 2021 в 15:21
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект открытого занятия по экологии в подготовительной группе «Природа — наш общий дом»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Николаевна Щемелева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД