Наталья Дзебелюк
«Животные Крыма». Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ
непосредственно организованной образовательной деятельности
по развитию речи в старшей группе
Тема: «ЖИВОТНЫЕ КРЫМА»
Цель: Расширить и закрепить знания детей о животном мире Крыма.
Программное содержание:
Закрепить у детей знание природных зон Крыма; систематизировать знания о животных, обитающих в разных природных зонах, их внешнем виде, повадках и образе жизни; познакомить с летучими мышами – представителями класса млекопитающих Крыма; продолжать учить связно и последовательно излагать свои мысли; воспитывать умение слушать товарищей, любовь и бережное отношение к природе, животным, желание заботиться о них.
Материал: карта полуострова Крым, набор картинок с изображением животных Крыма, видеозапись разговора с работником краеведческого музея, слайды с изображениями животных, картинки с «испорченным» изображением животных.
Ход занятия:
Перед началом занятия воспитатель с детьми отправляется на мини-экскурсию в методический кабинет, где организована выставка по теме «Мой Крым». В это время в группу заходят гости, заносится карта Крыма.
Дети с воспитателем заходят в группу. Воспитатель: -Ребята, посмотрите, пока мы с вами были на экскурсии, к нам пришли гости. Давайте поздороваемся (Дети здороваются). Воспитатель: -А что еще появилось в группе в наше отсутствие? (Карта) Воспитатель: -Давайте подойдем к ней поближе. (Дети подходят, становятся полукругом; воспитатель - слева от карты) Что это за карта? (Карта Крыма) Почему вы решили, что это Крым? (По очертанию нашего полуострова) На что похож наш полуостров? (На гроздь винограда, бабочку и т. д.) Воспитатель: - Да, ребята, это наш Крым. Послушайте, пожалуйста, стихотворение. Воспитатель читает стихотворение: На ладонях ласкового моря Маленькая нежится страна, Сон ее оберегают горы Колыбельную поет волна.
Воспитатель: -А почему наша карта разноцветная? (Это отмечены разные природные зоны) Какая природная зона обозначена желтым цветом? (Степь) Зеленым? (Лес) Коричневым? (Горы) Синим? (Море) Какие моря омывают наш полуостров? (Черное и Азовское)
Воспитатель: -Садитесь, ребята. (Дети садятся на стульчики, поставленные полукругом; воспитатель – на стул перед детьми)
-Дети, посмотрите, какая замечательная у нас карта! Но все-таки чего-то на ней не хватает. Как-то она пустовата. А как мы можем нашу карту оживить, сделать ярче, интереснее? (Нужно поселить животных на карту) Да, ребята! И я знаю, кто нам в этом поможет! Сотрудники нашего Феодосийского краеведческого музея! Сейчас мы свяжемся с ними по видеосвязи.
Воспитатель звонит по видеосвязи (берет в руки телефон и включает экран телевизора). Воспитатель: -Добрый день! Мы с ребятами хотим обратиться к вам с просьбой. У нас есть чудесная карта. И мы хотели бы оживить ее, заселить животными. Вы могли бы нам помочь и прислать изображения животных Крыма?
Работник краеведческого музея: -Здравствуйте! Да, конечно, мы будем рады помочь, особенно таким любознательным детям! Ждите, я сейчас отправлю вам изображения эл. письмом. До свидания!
Работник музея "сбрасывает" материал (слышен звук работающего принтера). Воспитатель встает, берет изображения, рассматривает их. Изображения животных приходят поврежденные.
Воспитатель: - Ребята, по-моему, компьютерный вирус испортил изображения! Давайте будем разбираться!
1. Изображение оленя с белой полосой посередине, расположенной так, что остались видны только рога и копыта.
Воспитатель: - Как вы думаете, кто здесь был изображен? (Благородный крымский олень)
Как только животное отгадано, на экране телевизора появляется полное изображение картинки. -В какой природной зоне обитает олень? (В горах) Чем питается олень? (Растениями, веточками деревьев и кустарников, желудями и орехами) Что интересного вы можете сказать об олене? (Он является эндемиком, т. е. обитает только в Крыму и занесен в Красную книгу) А что это такое – Красная книга? (Это книга, в которую заносят исчезающие виды животных) Разместим изображение на карте. (Один из детей прикрепляет изображение к карте)
2. Изображение обглоданного дерева (Заяц) Воспитатель: -А здесь вообще нет никакого животного, только обглоданное дерево. Кто же здесь должен быть? (Заяц) Почему вы решили, что это заяц? (Он очень любит обгладывать кору с деревьев) В какой природной зоне обитает заяц? (Степь и лес) Где живет заяц? (Под кустом) Что вы можете рассказать о зайце. (Ответы детей) Какая особенность есть у нашего крымского зайца? (Не меняет шубку зимой) Давайте разместим нашего зайца на карте. (Ребенок размещает изображение на карте)
3. Изображение поросенка дикого кабана. Воспитатель: –Ребята, а здесь только детеныш какого-то животного. Кто потерял своего малыша? (Дикий кабан) В какой природной зоне обитает дикий кабан? (В горах) Дикий кабан – это хищник. Кого называют хищниками? (Тех, кто питается мясом) Чем он еще питается? (Желудями, корешками растений) Как нужно вести себя при встрече с диким кабаном? (Не подходить близко, не дразнить, быстро и тихо уйти)
4. Изображение 2-х лис. Воспитатель: –А здесь почему-то изображены два животных? Кто это? (Это степная и горная лисы) Чем отличаются эти лисы? (цветом, размером) Давайте разместим наших лис в своих природных зонах.
Воспитатель: -Ребята, а мы же с вами знаем песенку-игру о лисе. Давайте поиграем! (Дети встают и становятся рядом со своими стульчиками)
Физкультминутка (с музыкальным сопровождением):
У лисицы острый нос (показываем «острый нос») У нее пушистый хвост (сзади руками показываем хвост) Шуба рыжая лисы (поглаживаем себя руками по плечам и рукам) Несказанной красоты! Лиса важно идет (идем важно, покачиваясь) Шубу пышную несет (поглаживаем себя по плечам и рукам) Я – охотница до птицы (делаем хватательные движения впереди себя) Кур ловить я мастерица! Как увижу – подкрадусь (ладонь приставляем ко лбу «козырьком») И тихонько затаюсь (приседаем, сжавшись в комок) После прыгну и схвачу (прыжок) Деткам в норку отнесу (оббегаем стульчики и садимся).
5. Тень летучей мыши. Воспитатель: –Ребята, а здесь вообще только чья-то тень! Как вы думаете, чья? (Это тень летучей мыши). Молодцы! Я еще о них вам ничего не рассказывала. Узнать о жизни летучих мышах нам поможет энциклопедия. Воспитатель берет в руки книгу и зачитывает:
В Крыму насчитывается 18 видов летучих мышей и все они занесены в Красную книгу. Их называют рукокрылыми. Как вы думаете, почему? (они имеют руки-крылья) Да, это очень хорошо видно на фотографии. Летучие мыши – самые безобидные существа и нуждаются в нашей защите. Они обитают в горных пещерах, в дуплах деревьев. Питаются летучие мыши насекомыми, причем охотятся на них ночью. А днем они отдыхают – повисают вниз головой. Зимой летучие мыши спят в своих домах. Они приносят большую пользу человеку, так как поедают вредных насекомых. Давайте разместим изображение летучей мыши на карте. Кто запомнил, в какой природной зоне обитают летучие мыши? (Летучие мыши обитают в горах). Ребенок прикрепляет изображение к карте.
6. Изображение: орешки, грибы, шишки. Воспитатель: -Ребята, а на этой картинке тоже нет животного! Чья это кладовочка, как вы думаете? (Это запасы белки) В какой природной зоне обитает наша белка? (В лесу) Кто расскажет стихотворение о белке? Ребенок читает стихотворение: От сосны до елки – скок! Белка делает прыжок. От сучка к сучку стремится, Словно мячик или птица.
А в сосне дупло с секретом: В нем запас хранится с лета. Там орешки и грибочки, Даже есть сухие почки.
Зима белке не страшна, Сделала запас она, Острый нюх найдет орех, Не помеха белке снег. Давайте разместим изображение на карте.
7. Изображение хвоста тушканчика. Воспитатель: –Ребята, а здесь вирус оставил изображение только части животного. Что это? (Хвост тушканчика) Почему вы решили, что это хвост тушканчика? (Длинный, тонкий, на конце с кисточкой) В какой природной зоне обитает тушканчик? (Степь) Чем питаются тушканчики? (Семенами растений, корешками) Где живет тушканчик? (В норе) Ребенок размещает изображение на карте.
8. Три картинки на одном листе: морской конек, медуза и дельфин.
Воспитатель: -Ребята, смотрите, тут целых 3 животных. Кто здесь изображен? (Медуза, дельфин и морской конек) Где они обитают? (В море) Все они занесены в Красную книгу. Какой вид медузы изображен на картинке? (Корнерот) Какой вид дельфина изображен на картинке? (Афалина) Какие интересные факты вы знаете о дельфинах? (Они очень любят играть и спасают людей) Давайте разместим изображения на карте.
9. Объявление! Друзья, кому нужны иглы, обращайтесь ко мне! Воспитатель: -Ребята, а здесь вирус оставил только объявление! Послушайте: Друзья, кому нужны иглы, обращайтесь ко мне.
О каком животном здесь говорится? (О еже) В какой природной зоне обитает еж? (В лесу) Ребята, а вы знаете, ежи - это хищники. Чем питается еж? (Насекомыми, мелкими грызунами, змеями, грибами, фруктами и ягодами) Как зимует еж? (Впадает в спячку) Давайте разместим изображение на карте.
Воспитатель: --Ну вот, ребята, поздравляю вас. Мы смогли оживить нашу карту. Все животные нашли свои дома. А в нашем детском саду появилась прекрасная карта. Как мы сможем дальше ее использовать? (Можем предложить ее другим детям, чтобы и они могли посмотреть, где обитают животные, какие в Крыму есть природные зоны)
-Дети, вы большие молодцы! Я вами горжусь. За то, что вы так хорошо сегодня потрудились, я хочу вас угостить грибочками.
(Воспитатель берет корзинку с печеньем "Грибочки")
А теперь, ребята, попрощаемся с нашими гостями и пойдем на прогулку.
(Дети прощаются и выходят)