Юлия Мазур
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе по теме «Составление загадок о насекомых»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: создание условий для развития речи детей посредством обучения составлению загадок по алгоритму.
Задачи:
-формировать умение составлять загадки о насекомых, используя алгоритм;
-формировать умение выделять наиболее существенные признаки насекомых;
-закреплять знания о способе передвижения насекомых, особенностях их поведения;
-упражнять в подборе прилагательных и глаголы к существительным; в правильном употреблении предлогов;
Публикация «Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе по теме „Составление загадок о насекомых“» размещена в разделах
- Загадки для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Конспекты по развитию речи
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Открытые занятия. Конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление загадок. Учим детей придумывать загадки
- Старшая группа
- Темочки
-продолжать учить задавать вопросы, делая выводы и умозаключения;
-продолжать учить связности высказывания, отвечая полным предложением;
-активизировать и расширить словарь по теме словами : пчела, муравей, бабочка, кузнечик, комар, божья коровка, красивая, разноцветная, белая, узорчатая, порхающая, восхитительная, легкокрылая, трудолюбивый, маленький, быстрый, черный, старательный, ползающий, полосатая, жалящая, мохнатая, медоносная, жужжащая, шумная, красная, овальная, летающая, крылатая, пятнистая, яркая, безобидная, прыгающий, зеленый, тонкий, стрекочущий, длинноногий, летающий, пищащий, кусающий, надоедливый, длиннокрылый, летать, порхать, восхищать, трудиться, строить, переносить, ползать, нести, собирать, жалить, летать, ползать, радовать, прыгать, стрекотать, прятаться, маскироваться, пищать, кусать, надоедать, присасываться.
-развивать монологическую речь, слух, зрительное восприятие, память, воображение, пантомимическую выразительность, образность;
-воспитывать интерес к жизнедеятельности насекомых.
Материал: интерактивная доска, ноутбук, предметные картинки с изображением насекомых, листы с алгоритмом составления загадок, цветные карандаши, мяч, письмо, наложенные изображения.
Предварительная работа: рассматривание картинок и энциклопедий, чтение сказок К. Чуковского «Муха Цокотуха», «Тараканище», В. Бианки «Как Муравьишка домой спешил», Г. Скребицкий «Счастливый жучок», прочтение пословиц и поговорок, народных примет, отгадывание загадок.
Ход НОД:
Дети заходят в группу.
-Дети, к нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся.
Дети встают в полукруг перед воспитателем.
-Скажите, какое сейчас время года? Какие признаки весны вы знаете?
(Солнышко ярко светит, становится тепло, снег тает, птички поют, на деревьях появляются почки, появляются первые цветы, начинает расти трава, просыпаются насекомые).
-Ребята посмотрите, нам пришло письмо (конверт с картинкой весны, пишет нам Весна.
«Здравствуйте дети, я к вам так долго добиралась, через леса, через поля, через снежные сугробы. Суровая Зима заколдовала меня и насекомых в том числе. А помочь можете только вы, если будете выполнять задания Зимы».
-А вот и первое задание «Назови насекомых» (наложенные картинки)
-Следующее задание «Назови какой, какая, какие?» (с мячом)
Бабочка – красивая, разноцветная, белая, узорчатая, порхающая, восхитительная, легкокрылая….
Муравей – трудолюбивый, маленький, быстрый, черный, старательный, ползающий…
Пчела – полосатая, жалящая, трудолюбивая, мохнатая, медоносная, жужжащая, шумная…
Божья коровка – красная, овальная, летающая, крылатая, пятнистая, маленькая, яркая, безобидная…
Кузнечик – прыгающий, зеленый, тонкий, стрекочущий, длинноногий…
Комар – летающий, пищащий, кусающий, надоедливый, длиннокрылый…
А теперь давайте вспомним, что умеют делать насекомые? (передай ладошкой) (летать, порхать, восхищать, трудиться, строить, переносить, ползать, нести, собирать, жалить, летать, ползать, радовать, прыгать, стрекотать, прятаться, маскироваться, пищать, кусать, надоедать, присасываться).
-А сейчас присаживайтесь на стульчики (садятся около мольберта).
Игра «Узнай насекомое»
-Зима загадала насекомое, я знаю, что это за насекомое, вы должны его отгадать, задавая вопросы. Я могу отвечать на вопросы только однозначно «Да» или «Нет». Вы должны выяснить про задуманное насекомое :
• Как оно двигается: летает, ползает, бегает, прыгает, плавает? ( Варианты вопросов: Оно летает? Оно бегает? Оно прыгает? И т. п.)
• Какие оно издает звуки: жужжит, пищит, стрекочет, молчит?
• Какой у него цвет: черный, серый, зеленый, желтый, в крапинку, в полоску, в узорах?
• Какое у него тельце: жесткое, мягкое, гладкое, мохнатенькое?
•Оно жалит, кусается, щекочет, безобидное?
-Это пчела (воспитатель вывешивает картинку пчелы на мольберт). Давайте составим про пчелу загадку. Для этого будем использовать таблицу, зарисовывая ответы:
Какая? Что бывает таким же?
По цвету: полосатая Тигр
По форме: вытянутая, продолговатая, овальная Огурец
По действию: жалящая, жужжащая, летающая Змея, самолет
-Между словами в столбиках будем вставлять слова «но не».
Читают загадку :
Черно-желтая, полосатая, но не тигр,
Вытянутая, продолговатая, но не огурец,
Жалящая, жужжащая, но не оса.
-А сейчас Ваня выберет насекомое из предложенных картинок на столе. Составим загадку про него.
Какой Что бывает таким же?
-Между словами в столбиках вставляем слово «но не».
Читают загадку :
-А давайте мы поиграем в игру «Изобрази насекомое» (выходят в середину группы).
-Полетаем как бабочки, пожужжим как пчелы, потрудимся как муравьи, пропищим как комары, пострекочем и попрыгаем как кузнечики.
-А еще Зима приготовила вам уже заполненную таблицу, давайте ее рассмотрим и отгадаем загаданное насекомое :
Какой Что бывает таким же?
-Вы молодцы, ребята, хорошие загадки у нас получились, и вы отлично справились с заданиями и освободили весну и насекомых из заточения зимы. (на экране зима уходит, появляется весна и изображение одуванчика). (дети проходят к экрану, садятся)
-Вот и проснулись насекомые. (картинка).
Давайте поиграем в игру «Закончи предложение». Я начинаю, а вы продолжаете, повторяя полным ответом.
• Пчела спряталась (в цветке)
• Божья коровка ползёт (по листу)
• Муравей сидит (около цветка)
• Кузнечик спрятался (под листом)
• Бабочка порхает (над цветком)
• Комар летает (около цветка)
-А за то, что вы выпустили насекомых из заточения Зимы, вам от них благодарность (воспитатель показывает корзинку с медовыми конфетами).
Итог занятия :
-Давайте, ребята, вспомним:
Чем мы сегодня занимались на занятии?
Каких насекомых называли?
В какие игры играли?
Что вам понравилось делать больше всего?
Какое задание было сложнее других? (ответы детей).