Умерова Зарема Айдеровна
Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе «Путешествие Красной шапочки в Африку»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Путешествие Красной шапочки в Африку».
Цель: развитие связной речи
Интеграция образовательных областей: Социально-коммуникативное развитие (умение общаться, мотивация к познанию, игровой сюжет занятия-путешествия, речевое развитие (расширение словарного запаса, активизация словаря, развитие монологической и диалогической речи, художественно-эстетическое развитие (музыкальная игра, познавательное развитие (представления о животном и растительном мире Африки, физическое развитие (выполнение двигательных упражнений).
Публикация «Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе „Путешествие Красной шапочки в Африку“» размещена в разделах
- Животные жарких стран. Африка для детей
- Животные жарких стран. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- «Красная шапочка»
- Темочки
Задачи:
Образовательные: Способствовать речевому развитию детей :
1. Обогащение словаря: расширять словарь детей новыми словами (Африка, пасть, пальма, обобщающим понятием (дикие животные Африки);
- учить подбирать и активно использовать в речи определения к предметам (длинный, коричневый хвост; большая зубастая пасть, длинная пятнистая шея);
- учить подбирать слова, противоположные по смыслу (добрый-злой, длинный-короткий).
2. Грамматический строй речи : учить согласовывать прилагательные с существительными (зеленый крокодил, зеленые листья, зеленая трава, зеленое яблоко);
- учить пользоваться глаголами в повелительном наклонении (попрыгай, поиграй);
- упражнять в правильном употреблении предлогов под, перед, на, за;
- упражнять в образовании существительных при помощи суффиксов (обезьяна-обезьянка, крокодил-крокодильчик).
- словарь и грамматика: учить составлять предложения, короткий рассказ.
3. Звуковая культура речи : закрепить правильное произношение звуков ч, ж.
4. Связная речь: учить составлять описательный рассказ по игрушке (называть объект, его свойства, признаки, действия, давать ему оценку).
Развивающие :
• Развивать любознательность, психические процессы (внимание, память).
Воспитательные:
• Воспитывать любовь к животным.
• Воспитывать навыки коллективного общения, умение уступать и договариваться.
Дидактическое обеспечение занятия
1. Интерактивная доска: Попугай с письмом, Письмо от бабушки, слайд Африка. Магнитофон, аудиозаписи «У жирафа пятна-пятна» (Е. Железнова, песни из сказок «Красная шапочка», «Доктор Айболит».
2. Атрибуты: игрушки: Крокодил, Жираф, Обезьяна, Доктор Айболит; шапочка, фартук и корзинка для Красной шапочки; фартук, шаль, очки для бабушки.
3. Дидактические пособия: макеты «Река», «Пальма», «Тропический Лес»;
схема для составления описательного рассказа «Дикие животные» ( из 4-х частей: кто это, какого цвета, части тела, что любит есть); раскраски «Животные Африки».
Предварительная работа:
- заучивание чистоговорок, физминуток, пальчиковых игр;
- рассматривание картин, иллюстраций «Животные Африки»;
- рассматривание познавательной энциклопедии, карты для детей «Африка»;
- чтение художественной литературы: К. Чуковского «Айболит», «Бармалей»;
- составление рассказов с использованием опорных схем.
Форма занятия : игра-путешествие.
Методы и приемы:
• Сюрпризный момент «Появление Красной шапочки», письмо от Бабушки.
• Проблемная ситуация: «Как помочь Красной шапочке найти бабушку?».
• Просмотр слайдов.
• Вопросы к детям.
• Рассматривание игрушек.
• Составление рассказов по опорным схемам.
• Слушание отрывков из музыкальных произведений.
• Игра малой подвижности «Идем по стрелочкам».
• Игра «Волшебные превращения».
• Мыслительные эксперименты «Для чего обезьяне длинный хвост?», «Что еще бывает зеленым?», «Для чего жирафу такая длинная шея?».
• Музыкальная, пальчиковая, речевые игры.
• Индивидуальная помощь, подсказ.
• Положительная оценка, похвала.
• Рефлексия.
Ход занятия (звучит сказочная мелодия) :
Воспитатель. Ребята, вы слышите, какая звучит необычная сказочная музыка? А вы сказки любите? Какие сказки вы знаете? (ответы детей). Много сказок вы знаете, и сегодня мы с вами отправимся в одну из них. Закрываем глаза и произносим волшебные слова вместе со мной:
Ча, ча, ча-
Че, че, че-
Чу, чу, чу – прямо в сказку я лечу.
Звучит песенка из сказки «Красная шапочка». Дети закрывают глаза проговаривают чистоговорку, воспитатель в это время превращается в Красную Шапочку.
Воспитатель. Ребята, вы узнали, в какого сказочного героя я превратилась? Конечно, я - Красная шапочка. Здравствуйте, я рада вас видеть в сказке.
Воспитатель-Красная шапочка. Посмотрите, ребята, нас ждет еще один гость (обращает внимание на попугая с письмом). Кто это такой яркий и красивый? ( Ответы детей: Это попугай с письмом).
Красная шапочка : Письмо пришло из Африки. Сейчас мы послушаем, от кого оно.
Голос: «Здравствуй, дорогая внученька Красная шапочка. Я уехала в Африку к доктору Айболиту, чтобы подлечиться и заблудилась. Срочно приезжай. Твоя бабушка».
Красная шапочка : Ребята, кто знает, где находится Африка? (ответы детей)
Да, ребята. Африка находится далеко на юге, там, где всегда тепло. Вы помните сказку К. И. Чуковского «Доктор Айболит»? (ответы детей). Вот к нему и отправилась моя бабушка.
Красная шапочка : Ребята, вы поможете мне отыскать бабушку? А вам не страшно будет в Африке, там много диких животных? (ответы детей).
Красная шапочка : Чтобы попасть в Африку, нужно закрыть глаза и 2 раза произнести волшебные слова:
Жа, жа, жа-
жу, жу, жу-
Же, же, же – вот мы в Африке уже.
(звучит песенка «Маленькие дети, ни за что на свете….», пока глаза у ребят закрыты, воспитатель раскладывает материал для путешествия)
Красная шапочка : Глаза открываем. Вот мы и в Африке (воспитатель обращает внимание на слайд «Африканская природа», на ковре стрелочки, указывающие дорогу).
Красная шапочка : Вот и тропинка. Отправляемся по стрелочкам (дети идут по стрелочкам к макету «Пальма», на пальме сидит обезьяна).
Красная шапочка : Кто это? ( Ответы детей: Это же обезьяна). Как называется дерево, на котором она сидит? Да, это дерево называется пальма. Какие у пальмы зеленые большие листья. Ребята, а что еще бывает зеленым? (индивидуальные обращения к детям, имеющим проблемы в речевом развитии : яблоко какое? - зеленое, трава какая? - зеленая, крокодил какой? - зеленый). А где сидит обезьянка: на пальме или под пальмой? (Ответы детей.) Давайте поиграем с ней. (Обезьяна прячется за, перед, на, под пальму - воспитатель вовлекает в игру малоактивных детей, предлагает повторить предложение – например «Обезьяна сидит на пальме» и т. д.).
Красная шапочка : Обезьяна, а ты не встречала мою бабушку?
Обезьяна: Я знаю, где она, но скажу, если вы мне расскажете, какая я, ведь я никогда не видела себя в зеркале (ребята с помощью схемы составляют описательный рассказ об обезьянке).
Красная шапочка : Ребята, а как вы думаете, для чего обезьянке нужен длинный хвост? ( рассуждения детей: длинный хвост нужен обезьянке, чтобы быстро передвигаться и держаться за ветки, а также срывать бананы). А теперь порезвимся с обезьянкой, давайте попросим ее: попрыгай с нами, поиграй с нами ( дети повторяют слова: попрыгай, поиграй; воспитатель обращается к малоактивным детям с предложением повторить слова).
Физминутка.
Рано утром на полянке
Разрезвились обезьянки:
Левой ножкой топ-топ,
Правой ножкой топ-топ.
Руки вверх, вверх, вверх-
Кто поднимет выше всех?
Руки вниз, вниз, вниз-
Ты до пола дотянись.
(обезьянка указывает стрелочками дорогу дальше, дети подходят к макету реки Нил).
Красная шапочка : Кто это? (на голубой ткани лежит игрушка крокодил. Ответы детей: это река, а в ней крокодил).
Красная шапочка : Не боитесь крокодила? У него такая зубастая пасть, а для чего она ему? (ответы детей). Зубастая пасть нужна крокодилу, чтобы добывать пищу. Давайте вспомним пальчиковую игру (дети выполняют пальчиковую игру, педагог обращает внимание на детей, имеющих речевые проблемы, помогая проговаривать слова и выполнять движения в соответствии с текстом) :
В жаркой Африке живет
Крокодил зубастый
По реке спешит, плывет
Хищный и опасный.
Красная шапочка : Как вы думаете, крокодил по характеру злой или добрый? ( ответы: злой). Я думаю, что, если мы расскажем ему, какой он, тогда он станет добрым и укажет нам дорогу дальше, поможет найти мою бабушку.
(Ребята, с помощью схемы составляют описательный рассказ, крокодил указывает дорогу дальше, дети подходят к макету дерева, возле него стоит жираф).
Красная шапочка : Здравствуй, жираф. Ты такой необыкновенный. Давайте расскажем жирафу, какой он (дети составляют описательный рассказ). Как вы думаете, а для чего жирафу такая длинная шея? (рассуждения детей).
Жираф: Длинная шея мне нужна, чтобы срывать листья с высоких деревьев. А еще кроме длинной шеи у меня есть веселые пятнышки (проводится музыкальная игра).
Музыкальная игра:
У жирафа пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
У жирафа пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
(Хлопаем по всему телу ладонями)
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
(Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела).
Красная шапочка. Ты такой высокий и шея тебя такая длинная, не видел ли ты мою бабушку?
Жираф предлагает поиграть в игру с карточками:
Дид. игра «Найди животных жарких стран»
Жираф указывает стрелками дорогу дальше. Звучит музыка из сказки К. Чуковского «Доктор Айболит. Возле доктора Айболита встречают бабушку.
Красная шапочка : Бабушка, мы тебя нашли, нам помогли африканские животные.
Бабушка (помощник воспитателя, переодетый в бабушку) : Спасибо вам ребята. А какие животные вам помогли? (дети рассказывают бабушке о животных, бабушка играет в игру «Назови ласково» (обезьяна – обезьянка, крокодил-крокодильчик, хвост- хвостик) и дарит всем раскраски животных Африки).
Красная шапочка : Теперь ребята мы возвращаемся домой, повторим нашу чистоговорку с закрытыми глазами.
Жа, жа, жа-
Жу, жу, жу-
Же, же, же – вот и дома мы уже (Красная шапочка превращается в воспитателя, бабушка в помощника).
Воспитатель: Понравилось вам путешествие в Африку? (ответы детей). Предлагаю вам рассказать своим друзьям и родителям о нашем путешествии