Волненко Татьяна Николаевна
Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе по сказке «Рукавичка» с помощью театра тантамаресок
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: учить детей эмоционально воспринимать содержание сказки, запоминать действующих лиц и последовательность действий.
Програмные задачи:
Образовательные:
Учить детей внимательно слушать рассказ воспитателя, вопросы и отвечать на них, узнавать животных по загадкам. Подбирать признаки к словам, согласовывать прилагательные с существительными в роде; активизировать и расширить словарный запас. Закрепить знания украинской народной сказки «Рукавичка». Обучать детей переносить сюжет в игру с использованием театра тантамарески. Учить детей четко произносить текст, используя разную эмоциональную окраску (радость, грусть). Активизировать в речи выражения: Мышка-норушка, Лягушка- попрыгушка, Зайчик- побегайчик, Лисичка-сестричка, Волчок- серый бочок, Кабан - клыкан, Медведюшка - батюшка, пословицу «В тесноте, да не в обиде».
Публикация «Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе по сказке „Рукавичка“ с помощью театра тантамаресок» размещена в разделах
- Варежки, перчатки, рукавички
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Средняя группа
- Сценарии по сказкам
- Тантамарески своими руками
- Театр своми руками. Кукольный, настольный, пальчиковый
- Театр. Конспекты театрализованной деятельности
- Театр. Театрализованная деятельность
- «Рукавичка», сказка
- Темочки
Развивающие:
Развивать речевую и познавательную активность детей, умение сравнивать, обобщать, делать выводы и умозаключения. Развивать мышление, воображение, зрительную память, наблюдательность. Развивать связную речь.
Воспитательные:
Воспитывать интерес и любовь к русским народным сказкам. Формировать навык сотрудничества, доброжелательность
Предварительная работа: знакомство детей с украинской народной сказкой «Рукавичка», рассматривание иллюстрации к сказке; отгадывание загадок; дидактические игры, упражнение «Покажи мимикой», разучивали потешки и стихотворения.
Оборудование: шапочки-маски животных для театра танмарески; большая рукавичка; аппликации для украшения рукавички, сугробы для физминутки, снежки для дыхательной гимнастики, массажные варежки и перчатки.
Ход занятия:
Дети приветствуют друг друга:
Здравствуй хутор, здравствуй сад!
Каждый здесь друг другу рад!
Хоть и холод за окошком и снежок идет весь день,
Много есть у нас занятий
И играть совсем не лень!
Воспитатель: Ребята, посмотрите какая метель за окном!
(На экране зима, метель)
Артикуляционная гимнастика»Вьюга воет»
Завывает ветром- тянут звук [y] пропевая его в разных регистрах на одном дыхании и показывая высоту звука рукой
Намела вьюга много-много снега, засыпала все дорожки. Пошли по дорожкам гулять.
Я вас приглашаю на зимнюю прогулку.
Перешагиваем через сугробы (впереди видят большой сугроб)
Физминутка «Мы шагаем по сугробам» .
Мы шагаем по сугробам, (дети идут, высоко поднимая ноги)
Поднимай – ка выше ногу,
Проложи другим дорогу.
Воспитатель: А вот впереди перед нами большой сугроб, давайте на него подуем
Дыхательная гимнастика «Снежки»
Глубоко носом вдохнем, выдох – ртом, дуем на снежок.
(находят варежку)
Воспитатель: А это что? (Варежка) А на что мы надеваем варежку? Правильно, на руку. Значит её можно назвать рукавичка.
А кто же ее потерял? Юля, не твоя рукавичка? Миша, а может твоя?
Прислушивается: Рукавичка не простая, там кто-то живет. А кто живет давайте узнаем если отгадаем загадки.
(Презентация на экране).
Загадки про животных:
1. В подполье, в коморке,
Живет она в норке,
Серая малышка,
Кто же это? (Мышка)
Воспитатель: А как вы догадались, что это мышка? (Ответы детей)
(Маленький рост,длинный хвост, острые зубки.) А в каких сказках живет мышка? («Курочка Ряба», «Теремок», «Репка»).
2. Летом в болоте вы ее найдете.
Зеленая квакушка, кто это? (Лягушка).
Воспитатель: Лягушка (что делает (квакает, ловит мух, плавает)
3. Длинное ухо, комочек пуха,
Прыгает ловко, любит морковку. (Заяц).
Воспитатель: А как можно назвать ласково (Заюшка, зайчик, заинька)
4. Хитрая плутовка, рыжая головка.
Хвост пушистый - краса! Как зовут ее? (Лиса).
Воспитатель: Лиса (что делает) … (выслеживает, бежит, ловит, вынюхивает).
5. Серый, страшный и зубастый.
Произвел переполох.
Все зверята разбежались.
Напугал зверят тех (Волк)
Воспитатель: А как в сказках волка называют? (волчок - серый бочок)
6. Этот зверь с двумя клыками
С очень мощными ногами
И с лепешкой на носу
Роет землю он в лесу… (Кабан)
Воспитатель: А как он хрюкает? (хрю, хрю)
6. Косолапый и большой,
Спит в берлоге он зимой.
Любит шишки, любит мёд,
Ну-ка, кто же назовет? (Медведь)
Воспитатель: Ребята, расскажите, какой медведь?
Ответы детей (Большой, лохматый, грозный)
Воспитатель приглашает детей сесть на стулья: Может вы догадались из какой сказки эти герои? (ответы) Правильно, из украинской народной сказки «Рукавичка».
А теперь давайте вспомним с чего началась сказка «Рукавичка» (Потерял дед рукавичку)
- Кто первый пришел к рукавичке? (мышка-норушка)
- Кто второй пришел к рукавичке? (Лягушка - попрыгушка)
- Кто третий прибежал к рукавичке? (Зайчик - побегайчик)
- Кто четвертый прибежал к рукавичке? (Лисичка - сестричка)
-Кто пятый прибежал к рукавичке? (Волчок – серый бочок)
- Кто следующий прибежал к рукавичке? (Кабан – клыкан)
- Кто последним пришел к рукавичке? (Медведюшко-батюшко)
- Чем закончилась сказка «Рукавичка» (Дед увидел, что потерял рукавичку и пошел ее искать. Собачка помогла деду найти рукавичку. Звери испугались и убежали).
Воспитатель: Хоть и маленькая была рукавичка, звери жили в ней дружно, не ссорились. В тесноте, да не в обиде. Вы ведь тоже дружные ребята, становись скорее в кружок.
А давайте теперь превратимся с вами в наших сказочных героев?
Проводится физкультминутка»Звериная зарядка»
Эй, ребята, что вы спите,
Нам животных покажите.
У лисички острый нос,
У нее пушистый хвост.
Лиса по лесу похаживает
Шубу рыжую поглаживает.
Заяц по лесу скакал,
Заяц корм себе искал.
Вылез мишка из берлоги,
Разминает Миша ноги,
На носочках он пошел
И на пяточках потом.
Воспитатель: Ребята, надо найти хозяина рукавички. Давайте ее отнесем в Бюро находок. (Подходят к столу с коробкой)
Ребята, как вы думаете, для чего нужно Бюро находок? (ответы детей)
Правильно.
В нашем Бюро хранятся потерянные вещи, которые ожидают своих хозяев.
Задание: «Назови правильно».
Одна рукавичка, две рукавички, одна варежка, две варежки
Раздаётся стук в дверь. (Звук) – Здравствуйте! Это у вас открылось «Бюро находок»?
Воспитатель: Вы что-то потеряли?
Дед: Шел по лесу, потерял рукавичку. А теперь и не знаю как быть, ведь зима на улице, мороз. Что – то немного замерз.
Воспитатель: А у нас вот какие есть варежки и перчатки
b]Массаж с помощью массажных варежек и перчаток[/b]
Воспитатель: Давайте, погреемся.
Мы замерзли с вами. (Дети хлопают в ладоши)
И стучим зубами (похлопывают себя по плечам)
Хлопаем по рукам,
И хлопаем по ногам
Крепчает мороз (с усилением сожмите кулаки)
Щиплет щеки, щиплет нос (поглаживание щек, носа)
Воспитатель: Ну, вот мы и согрелись.
Дед: Хорошие рукавички, но не мои, а я другую нашел под снегом, пошлите я вам покажу.
(Снимает накидку с декорации «Рукавичка»)
Воспитатель: Вот спасибо, дедушка, эта рукавичка поможет нам рассказать сказку, садись дедушка.
Воспитатель: Но прежде мы с вами ребята, поиграем в игру
«Произнеси чистоговорку».
Дети произносят чистоговорки:
Олк- олк-олк- в лесу бродит волк
Су- су- су - и лиса живет в лесу
Сы-сы-сы – не боимся мы лисы
Айка- айка, айка - скачет серый зайка,
Веди, веди, веди- спят зимой медведи.
Ов, ов, ов- не боимся мы волков.
Бан, бан, бан- ищет желуди кабан.
СУ-су-су – дикие звери живут в лесу
b](Пересказ сказки при помощью театра тантамарески)[/b]
Воспитатель: Давайте, я буду рассказчиком, а вы будете показывать эту сказку, с помощью театра тантамарески.
Воспитатель: Давайте подойдем к столу и выберем только тех персонажей, которые участвуют в сказке «Рукавичка».
(Дети выбирают персонажей из всего многообразия, представленных на столике и занимают места для игры)
Воспитатель: Итак, каждый выбрал себе героя сказки. Назовите их.
Ребята, скажите, герои сказки говорят одинаковым голосом, или разным? (Ответы детей)
Звуковая гимнастика для голоса.
Воспитатель: Давайте сравним голос мышки и медведя. Медведь говорит каким голосом? (Ответы детей). А каким голосом говорит мышка? (Ответы детей) (Высокий голос, низкий голос).
Проводится звуковая гимнастика для голоса, направленная на закрепление умения детей изменять силу голоса и тембр.
Воспитатель: Тогда начнем нашу сказку
Шёл дед лесом, а за ним бежала собачка.
Шёл дед, шёл, да и обронил рукавичку.
Дети-«звери» выходят по ходу сказки и заходят за декорацию «Рукавичка»)
- Мышка по лесу бежала…Рукавичку увидала.
Мышка. Тут я буду жить.
Воспитатель: Из болота на опушку вышла погулять лягушка.
Рукавичку увидала,
В домик этот постучала.
Лягушка. Кто, кто в рукавичке живет?
Мышка. Я мышка- норушка, а ты кто?
Лягушка. Я лягушка- попрыгушка. Пусти меня!
Мышка. Заходи в дом.
Воспитатель: Вот их уже двое!
Зайчик по лесу скакал, рукавицу увидал.
Зайчик. Кто, кто в рукавичке живет?
Звери. Я мышка- норушка, я лягушка- попрыгушка, а ты кто?
Зайчик. Я зайчик - побегайчик. Пустите и меня!
Звери. Заходи к нам в дом.
Воспитатель: Вот их уже стало трое.
За деревьями, кустами промелькнуло быстро пламя,
Эта рыжая лиса
К рукавичке подошла.
Лиса. Кто, кто в рукавичке живет?
Звери. Я мышка- норушка, я лягушка- попрыгушка, я зайчик- побегайчик, а ты кто?
Лиса. Я лисичка-сестричка. Пустите и меня
Звери. Заходи к нам в дом.
Воспитатель: Вот их уже четверо!
Рыскал серый волк в лесу, глядь, рукавица на снегу.
Волк. Кто, кто в рукавичке живет?
Звери. Я мышка- норушка, я лягушка- попрыгушка, я зайчик- побегайчик, я лисичка- сестричка, а ты кто?
Волк. Я волчок - серый бочок. Пустите и меня.
Звери. Заходи к нам в дом.
Воспитатель: Влез и он и стало их пятеро.
Тут лесной кабан бежит
Увидал рукавичку и говорит
Кабан: Кто, кто в рукавичке живет?
Звери: Я мышка- норушка, я лягушка- попрыгушка, я зайчик- побегайчик, я лисичка- сестричка, я волчок – серый бочок, а ты кто?
Кабан: Я кабан – клыкан. Пустите и меня!
Вот беда всем в рукавичку охота.
Звери: - Тебе и не влезть!
Кабан : - Как-нибудь влезу, пустите!
Звери: - Ну, что ж поделаешь, лезь!
Воспитатель: Влез и этот. Уже их шестеро. И так им тесно, что не повернуться!
В берлоге тут медведь проснулся,
очень сладко потянулся
Ему что-то не спалось,
Решил он выйти на мороз.
По сугробам зашагал,
Рукавицу увидал.
Медведь. Тук! Тук! Кто живет тут!
Звери. Я мышка- норушка, я лягушка- попрыгушка, я зайчик- побегайчик, я лисичка- сестричка, я волчок – серый бочок, я кабан- клыкан, а ты кто?
Воспитатель:
Ты, мишутка, не сердись!
Лучше рядом поселись.
Будешь дом наш сторожить,
И все будем мы дружить.
Так они и порешили –
Дружно, весело все жили.
Нам запомнить нужно:
Побеждает дружба!
Все артистами сегодня побывали,
Сказку «Рукавичку» показали,
Воспитатель: Молодцы, ребята! Я хочу посмотреть, кто у нас в рукавичке поместился? Выходите, ребята!
(Дети выходят)
Воспитатель: Дедушка, тебе понравилась наша сказка?
Дед: Понравилась, но рукавица не моя.
Воспитатель: Я знаю как вам помочь и зверей не обидеть. Была где-то в нашем «Бюро находок» ещё одна рукавичка., это, наверное твоя (Достает).
Дед: (забрал рукавичку)
Посмотрите, а большую рукавичку, чтоб зверюшкам нравилось в ней жить, давайте её украсим.
Подходите, пожалуйста, к столу, посмотрите. У нас здесь есть все, чем можно украсить рукавичку. Вы выберите то, чем хотели бы украсить, здесь есть все для аппликации (Елочки, снежинки ) (Украшают варежку).
Воспитатель: Молодцы, ребята! Все старались! Вот какую сказочную рукавичку сделали. Посмотрите, дедушка, на нашу работу.
Воспитатель: Здорово! Понравилась вам сказка? (Ответы детей)
Ребята, скажите, можно – ли сказать, что звери в сказке добрые? Почему?
Можно – ли сказать, что рукавичка спасла зверей? Как она их спасла? (Ответы детей)
(Дети встают в круг для завершения занятия)
Воспитатель: Вот и подошло к концу наше занятие. Ребята, скажите, как называлась сказка, которую мы сегодня пересказали? (Ответы детей) (Рукавичка)
Дед: Да, вижу, что вы дружные, добрые, заботливые, умелые, настоящие друзья. Спасибо. Примите от меня гостинцы - книга русских народных сказок и конфеты.
Воспитатель угощает детей