татьяна андрюхина
Конспект открытого занятия по развитию речи для детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Образовательные:
- Формировать умение сочинять нравственно-смысловую сказку
- Упражнять в умении отвечать на вопросы полным предложением, образовывать слова с помощью уменьшительно - ласкательных суффиксов, подбирать прилагательные к существительным, различать эмоции героев
- Ввести в активный словарь существительное «хранительница»
- Активизировать в речи вежливые слова и фразы (пожалуйста; спасибо; извините, что отвлекаю; можно вас на минутку)
- Закреплять представления о частях сказки: начало, середина, конец
Развивающие :
Публикация «Конспект открытого занятия по развитию речи для детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2024
- Развивать творческие способности (воображение, мышление, логику, умение рассуждать, делать умозаключения) в придумывании сказочного сюжета, разговорную речь, интонационную выразительность
Воспитательные:
- Воспитывать нравственные качества: внимательность, доброту, отзывчивость, заботу, желание помочь, чувство коллективизма, сплоченности.
Материал: эмблемы на одежде детей, лист А4, ручка, мольберт, конверт с изображением Хранительницы сказок, письмо в конверте, видеозапись новой сказки «Репка» без звука (в которой все герои были заняты своими делами и не пришли на помощь дедушке, экран, проектор, плоскостные изображения героев сказки, смайлики с разным настроением, двухполосные карточки (верхняя - изображения героев, нижняя – пустая, настольный театр на пластиковых стаканах ( персонажи: дед, бабка, внучка, кошка, мышка, мяч, раскраски на тему сказок
Ход:
- «Здравствуйте, милые дети,
Вы прекрасней всех на свете!
Собрались все дети в круг.
Я - твой друг и ты – мой друг.
Крепко за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся.»
- Ребята, представляете, я сегодня утром пришла в детский сад и увидела письмо. От кого оно?. (воспитатель показывает конверт с изображением волшебницы). Чтобы точно знать, надо письмо прочитать
- Здравствуйте, ребята!
Я – хранительница сказок.
Где я только ни бывала,
Много сказок услыхала.
Но увидела одну,
Ничего я не пойму.
Что-то в сказке той не так?
Помогите мне понять!
-Ребята, так письмо от Хранительницы сказок. А вы знаете, кто такая Хранительница?. (Человек, который хранит что-то)
- И что же она у нас просит?. (Она увидела какую-то сказку и просит нас помочь ей понять, что в ней не так)
- Ребята, а что же такое сказка?. Как мы можем понять, что это сказка, а не рассказ?. (В сказках всё неправда, есть волшебство. В сказках есть то, чего не бывает на самом деле) Правильно. Сказки – это народная мудрость, это настоящая драгоценность. Ведь без них жить было бы очень скучно и грустно, сказки учат нас быть добрыми и смелыми, сильными и умелыми. А что есть и у сказки и у рассказа? Какие части? (начало, середина, конец) Молодцы! Но в конверте еще что-то лежит… А вот и видеописьмо с непонятной сказкой. Посмотрим?.
(Просмотр сказки без звука)
- Как вы думаете, как называется сказка, которую мы посмотрели? (Репка)
(Если не называют, воспитатель спрашивает: на какую сказку похожа)
- Мы с вами знаем сказку «Репка»? (Да)
- А что же не так в этой сказке? (Дедушке никто не помог)
- Может быть еще чего-то не хватает в сказке, которую мы посмотрели? (В ней нет звука)
(Если не отвечают, говорю: можем мы понять о чем говорят герои) (Не хватает слов)
- Так вот о чём писала нам в письме Хранительница сказок. Помните: она просила нас помочь, наверно, ей нужна помощь в озвучивании этой сказки, очень похожей на сказку «Репка».
-Ребята, Вы готовы помочь Хранительнице?. (Да.)
- Но прежде чем мы начнём помогать, я предлагаю вам поиграть в игру «Назови ласково». Я буду называть слова, а вы подумайте и скажите их ласково.
Дед – дедушка, дедулечка, дудуля
Дом-домик
Внучка - внученька
Зерно – зёрнышко
Бабушка – бабулечка, бабуля
Лопата-лопаточка
Кошка – кошечка
Собака-собачка
- Какие вы молодцы! Теперь можем приступить к работе. Скажите, чем похожи эти сказки? (героями)
-Чем же они отличаются? (В сказке «Репка» герои дружные, помогают друг другу, а в новой сказке никто не захотел помочь деду)
-Давайте с вами вспомним всех персонажей сказки «Репка», которую мы знаем. (Дети называют персонажей, на мольберте появляются картинки)
-Ребята, а как бы вы охарактеризовали всех героев сказки. Они какие были
-Дед, он какой? (трудолюбивый, старый, добрый, работящий, хороший, слабый)
-Бабка, она какая? (хозяйственная, ласковая, добрая, заботливая)
-Внучка, она какая? (весёлая, быстрая, шустрая, отзывчива, красивая)
- Собачка, она какая? (добрая, умная, верная)
- Кошка, она какая? (пушистая, ласковая, милая)
- Мышка, она какая? (маленькая, быстрая, ловкая, шустрая)
- Ребята, сейчас мы разделимся на пары. Посмотрите: у вас на одежде есть изображения героев сказок, у кого-то из вас они одинаковые. Найдите свою пару и подойдите к столу, на котором есть такой же герой…. (на столах заранее поставлены фигурки героев из театра на пластиковых стаканах0
- Все нашли своё место?. А Саша нашёл место?.
- Итак, мы будем работать в парах. Перед вами на столах лежат карточки с героями сказки, на свободное поле под каждым персонажем положите смайлик, который бы характеризовал этого героя. Он какой?
- А мы с Сашей выполним это задание у доски…
- Молодцы, ребята, справились с заданием. Какие же герои в известной нам сказке «Репка»?. (добрые, радостные)
- А как вы думаете, в сказке, которую нам прислала Хранительница, герои тоже все добрые и отзывчивые? (Нет)
-Почему вы так решили? (Потому что они не помогли деду, не пришли ему на помощь)
-Ребята, но ведь Хранительница просила нашей помощи, давайте поможем ей и озвучим её сказку.
- Посмотрим начало сказки… (просмотр отрывка сказки)
- Что мы увидели в начале сказки? (Дед рассматривает в лупу семечко, посадил его, выросла репка большая пребольшая, стал дед репку из земли тащить, тянет, потянет, вытянуть не может)
-Кто попробует озвучить этот кусочек? Какими же словами можно начать сказку? (По ходу сочинения детьми текста воспитатель записывает его на листке бумаги.)
(Жил-был дед. Один раз он нашёл зёрнышко, рассматривал он, рассматривал его в лупу и решил посадить. Выросла репка большая пребольшая. Стал он её из земли тащить, тянет, потянет, вытянуть не может)
-Молодец. А что же было дальше? Посмотрим (просмотр следующего отрывка сказки)
- Что мы увидели? (Позвал дед бабку)
- А чем была занята бабка? ( н-р: рубашку новую шила)
- А помогать она ему пошла? (Нет)
-А как вы думаете, почему? Что же он мог такое сделать, что она не захотела ему помочь? (Дед грубо её позвал, не вежливо, а бабушка занята была)
-Кто попробует придумать к этому отрывку слова? (Понял дед, одному ему репку не вытащить и крикнул:» Эй, старая, иди репку тащить». А бабка отвечает: «Ишь, что удумал, у меня своих дел много, вот рубашка прохудилась, зашить надо)
- Молодец! А что же было дальше? Посмотрим (просмотр следующего отрывка сказки)
- Что мы увидели? (Позвал дед внучку)
- А чем была занята внучка? (каталась на качелях)
- А помогать она ему пошла? (Нет)
- Тоже не пошла….
-Кто попробует придумать к этому отрывку слова? ( Позвал дед внучку: «Эй, внучка, ну-ка быстро иди сюда репку тащить. А внучка ответила: «Нет, не пойду. Буду на качелях качаться)
- Молодец! Посмотрим дальше. (просмотр следующего отрывка сказки)
- Кто попробует придумать слова к этому отрывку? ( Позвал дед Жучку: «Эй, Жучка, а ну-ка иди сюда. Быстро помоги мне репку тащить». Жучка даже не услышала и продолжала спать.)
- Отлично! Смотрим следующий отрывок… (просмотр следующего отрывка сказки)
- Что мы увидели?. (позвал дед кошку.)
- Что же делала кошка? (Кошка ловила бабочку и не послушала деда)
- Кто попробует придумать к этому отрывку слова? ( Позвал дед кошку: «Эй, кошка, быстро иди сюда, будем репку тащить». Но кошка не обратила внимания и не пошла помогать)
- Молодец! Смотрим дальше… (просмотр следующего отрывка сказки)
- Кто придумает слова к этому отрывку? ( Позвал дед мышку: «Мышка, где ты там? Быстро иди сюда, помощь нужна». Мышка нашла кусок сыра и тащила его в норку, и не пошла помогать деду)
- Не смог дедушка вытащить репку. Задумался: что же делать? Так почему же все герои не пошли помогать деду? (Все герои не пошли помогать деду, потому что он грубо их звал, невежливо)
- Правильно. И конец сказки получился печальный, грустный: никто не помог деду. Поэтому и сказка у нас получилась какая… (злая, грустная, печальная)
- Правильно. Что же нужно сделать деду, чтобы все пришли ему на помощь? (Вежливо и ласково позвать)
- А хотите придумать хорошую добрую сказку?. (Да) Итак, как же мог позвать дед бабку?. (Бубулечка - красотулечка, извини, что отвлекаю, очень нужна твоя помощь, репка выросла большая-пребольшая, вытащим, сварю очень вкусную кашу)
- Внучку? (Внученька моя любимая, можно тебя на минуточку, нам с бабулечкой очень нужна твоя помощь. Приходи, пожалуйста)
- Жучку? (Жученька, просыпайся, моя хорошая, очень нужна твоя помощь: помоги нам, пожалуйста, репку вытащить, вытащим репку, сварю вкусную кашу, а тебе дам косточку)
- Кошку? (Кошечка моя милая, никак без тебя не справиться, помоги нам, пожалуйста, репку вытащить, сварю вкусную кашу, а тебе налью молочка)
- Мышку? (Мышулечка (Мышуленька) все ждём тебя, помоги нам, пожалуйста, репку вытащить)
- И вытащили репку. Что же сказал дедушка всем друзьям? (Спасибо вам большое за помощь, вы – настоящие друзья) Вот и сказке конец, кто сочинял, тот молодец!
- Ребята, вы – молодцы! Хорошо себя вели и занимались! Я записала нашу сказку и обязательно отправлю ее Хранительнице сказок.
- Кому же мы помогли сегодня?
- Как мы помогли? Что сделали?
- Наша сказка получилась добрая или злая? Почему?
- Мы знаем, что каждая сказка чему-то нас учит. А чему же учит придуманная нами сказка? (Приходить на помощь друг другу, быть добрыми и любить своих близких и друзей). Конечно. Вы снова меня порадовали. Ой, ребята, а ведь Хранительница сказок не только прислала видео письмо, но и посылку. Это же подарки вам от нее. (воспитатель раздает детям раскраски)
Наше занятие закончилось. Скажем нашим гостям: До свидания!