Евгения Первеева
Конспект открытого занятия по познавательному развитию в средней группе «Воздух и его свойства»
▼ Скачать +Заказ
Цель: Развивать познавательный интерес детей к окружающему миру в процессе экспериментирования
Программные задачи:
1. Обобщить представления детей о воздухе и его свойствах, способствуя формированию познавательного интереса.
2. Развивать исследовательские способности детей через опыты и эксперименты.
3. Расширять знания детей о свойствах воздуха : невидим, прозрачный, воздух движется, не имеет запаха и вкуса.
Публикация «Конспект открытого занятия по познавательному развитию в средней группе „Воздух и его свойства“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Средняя группа
- Темочки
4. Развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность.
5. Воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.
Оборудование: экран, слайды, полиэтиленовые пакеты, стаканчики с водой, трубочки для коктейля, салфетки, веера, мольберт, книга, символы, лимон, чеснок.
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости. А мы с вами знаем:
«Придумано кем – то просто и мудро
При встрече здороваться – доброе утро!».
– Гостей мы поприветствовали, а теперь поприветствуем друг друга. Сделайте кружок.
«Друг к другу лицом повернулись
И друг другу улыбнулись.
Руку правую подали,
Руку левую пожали
И друг друга мы обняли.
Отошли. И поклонились.
И немного покружились.
Все готовы заниматься,
Будем очень мы стараться!»
Воспитатель: Сегодня у нас с вами очень интересное занятие. Мы превратимся в настоящих ученых – исследователей и будем проводить эксперименты. Ученые работают в помещении, где много приборов для опытов. В нем они занимаются экспериментами и делают разные открытия. А как это помещение называется?
Дети: лаборатория?
Воспитатель: И мы с вами попытаемся тоже сделать открытие, а результат будем записывать в нашу книгу знаний.
- А полетим мы в нашу лабораторию на самолете.
- А что бы нам долететь благополучно, нужно сказать волшебные слова:
Физминутка «Самолет»
Мы садимся в самолет, (Дети приседают)
Отправляемся в полет! («Заводят» самолет, встают, говорят: «ж-жу»)
Мы летим над облаками. (Руки в стороны)
Машем папе, машем маме. (По очереди обеими руками)
Видим, как течет река, (Показывают руками волны)
Видим лодке рыбака. («Забрасывают» удочку)
Осторожнее: гора! (Наклоняются влево, вправо, говорят : «ж-жу»)
Приземляться нам пора! (Приседают)
Воспитатель: Вот мы с вами и прилетели.
- Сегодня мы будем изучать загадочное вещество-невидимку. А какое это вещество вы узнаете, отгадав загадку:
Мы его не замечаем,
Мы о нём не говорим.
Просто мы его вдыхаем –
Он ведь нам необходим… - Что это?
Дети: это воздух.
Воспитатель: Правильно, сегодня мы будем говорить о воздухе.
- А как вы думаете, что такое воздух?
Дети: воздухом мы дышим
Воспитатель: Правильно, воздух – это то, чем мы с вами дышим. Воздух необходим для жизни и человеку, и животным, и растениям.
- А вы знаете, что без воды и еды человек может прожить несколько дней, а без воздуха всего несколько минут.
- Сегодня на занятии мы узнаем, что такое воздух, как его обнаружить и какими свойствами он обладает.
- Воспитатель: В лаборатории необходимо соблюдать определенные правила: соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно.
Воспитатель: Итак, мы сегодня говорим о воздухе. Скажите ребята, а мы можем воздух увидеть? Посмотрите направо, налево, вверх, вниз. Видите ли вы воздух?
Дети: Нет, не видим.
Воспитатель: Сделаем вывод: если мы его не видим, значит воздух какой?
Дети: Воздух невидимый.
Воспитатель: - А теперь подумайте и скажите, можем ли мы определить какого цвета воздух, если он невидимый? Посмотрите вокруг. Какого он цвета?
Ответы детей.
Воспитатель: Действительно, у воздуха нет цвета. Он прозрачный, бесцветный.
- Ребята, а как вы считаете, воздух имеет какую-нибудь форму.
Ответы детей.
Воспитатель: Воздух не имеет формы.
- Давайте попробуем поймать воздух рукой. Получается? (Нет).
Хотите, я научу вас ловить воздух.
Дети: хотим!
Опыт №1 «Поймать воздух»
Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нем?
Дети: Он пустой, в нем ничего нет.
Воспитатель: Посмотрите, какой он прозрачный тонкий. Убедились, что в пакете ничего нет? (да)
Давайте наберем в пакет воздух и закрутим его. Что случилось с пакетом?
Дети: – пакет надулся и стал толстый.
Воспитатель: На что пакет похож?
Дети: Он похож на подушку, на, на…
Воспитатель: Правильно. А вы видите воздух в пакете?
Дети: нет
Воспитатель: Приложите руку к пакету, вы видите свою руку через пакет?
Дети: – Да
Воспитатель: Значит, мы можем точно сказать какой воздух?
Дети: – Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый.
Воспитатель: Теперь пакет развяжем и выпустим из него воздух. Каким стал пакет? Ответы детей.
Воспитатель: Пакет опять стал тоненьким, почему? (нет воздуха, вышел)
- Какой мы можем сделать вывод?
Вывод: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый, не имеет формы, чтобы увидеть воздух его надо поймать и поместить в оболочку.
Воспитатель: Молодцы! Какую картинку мы разместим в нашей книге знаний? (дети прикрепляют символы на мольберт)
Опыт 2 «Воздух внутри нас»
Воспитатель: – Как вы думаете, внутри нас есть воздух? (ответы)
Давайте проверим. Перед вами стаканчики с водой и трубочки.
Возьмите трубочки, опустите их в стаканчики с водой. Не пейте воду, а аккуратно подуйте, что происходит?
Дети: Из трубочки выходят пузырьки.
Воспитатель: Правильно, пузырьки появляются. Что это за пузырьки?
Ответы детей.
Воспитатель: Совершенно верно, это пузырьки воздуха. Подуйте ещё раз в трубочку.
Откуда они берутся пузырьки воздуха?
Дети: Мы выдыхаем воздух и в воде появляются пузыри.
Воспитатель: Дети, как вы думаете, почему пузыри поднимаются вверх, а не падают на дно?
Дети: Воздух лёгкий.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Значит, какой вывод мы можем сделать?
Вывод: внутри нас есть воздух и воздух легче воды. (дети прикрепляют символ)
Воспитатель: Давайте проведем еще один эксперимент.
Воспитатель: Ребята, а как воздух попадает к нам во внутрь?
Дети: через нос
Воспитатель: Конечно. Все люди обычно дышат через нос. Давайте покажем, как дышат наши носики. Вдохнули - выдохнули. И ещё раз! Вдох-выдох!
- Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух, мы его видим?
Дети: Нет
Опыт 3 (С бумажной салфеткой)
Воспитатель: Ребята, возьмите салфетки за уголок, поднимите перед собой и подышите, вдох и выдох.
Что вы заметили? Что происходит с салфеткой?
Дети: Салфетка тихонько шевелится.
Воспитатель: – Правильно, при выдохе образуется ветерок и салфетка приходит в движение. Попробуйте ещё раз. Подуйте на салфетку.
-Положите салфетку на стол.
Опыт 4 (с веером)
Воспитатель: – Хотите ещё почувствовать ветер.
Возьмите веера, помашите на себя. Что вы чувствуете?
Дети: – Ветерок, воздух.
Воспитатель: Правильно, ребята. Опустите веер, а сейчас ощущаете ветерок (Нет)
- Помашите ещё раз. Чувствуете? (Да)
Воспитатель: Дети, какой вывод мы можем с вами сделать?
Вывод: Воздух мы не видим, но можем ощущать. Ветер – это движение воздуха. (Дети прикрепляют символ)
Опыт 5 (воздух не имеет вкуса и запаха)
Воспитатель: Ребята, имеет ли воздух вкус?
Дети – нет
Воспитатель: Поймайте воздух ротиком. Есть вкус? (нет)
Воспитатель: Верно, воздух не имеет вкуса.
Воспитатель: Дети, а давайте понюхаем воздух. Как вы думаете, воздух имеет запах?
Дети: Нет. Не пахнет.
Воспитатель: А как же получается, что мы чувствуем запах еды, духов или лекарств?
-Оказывается, воздух движется и доносит запахи до наших носиков, хотя сам воздух запаха не имеет. Проверим?
- Закройте глаза (воспитатель подносит к детям разрезанный лимон в контейнере)
Чем пахнет?
Дети:- Лимонами.
Воспитатель: Ещё раз закрывайте глаза. (воспитатель подносит к детям разрезанный чеснок в контейнере)
Чем пахнет?
Дети: - Чесноком.
Воспитатель: - Так воздух имеет запах или нет?
Ответы детей.
Воспитатель: Итак, какой вывод мы сделаем?
Вывод: Воздух не имеет вкуса и запаха, но может переносить запахи. (Поместим символ в нашу книгу.)
Воспитатель: Мы сегодня с вами славно поработали учеными, много сделали экспериментов и опытов. Вам понравилось работать в лаборатории? Молодцы!
Воспитатель: Что же такое воздух? (это-то чем мы дышим) Кому необходим воздух? (Всем) Можно жить без воздуха? (нет)
С какими свойствами воздуха познакомились? Давайте вспомним.
1. Воздух невидимый.
2. Не имеет цвета.
3. Не имеет форму.
4. Не имеет вкуса и запаха, но может переносить запахи.
5. Ветер – это движение воздуха.
6. Воздух – лёгкий.
7. Воздух есть везде, даже внутри человека.
Воспитатель: На этом наши исследования закончены. Пора возвращаться в детский сад. Занимайте места на самолете. Книгу знаний мы забираем с собой, она будет нам напоминать о нашем путешествии.
Что бы нам вернуться, нужно сказать волшебные слова:
Руки в стороны – в полет
Отправляем самолёт.
(руки в стороны, покачивание руками)
Правое крыло – вперёд,
(поворот вправо)
Левое крыло – вперёд.
(поворот влево)
Раз, два, три, четыре
(ходьба на месте)
Прилетел наш самолет.
(руки в стороны, покачивание руками)
Воспитатель: Вот мы и вернулись. Ребята, вы узнали сегодня, что такое воздух, и я думаю, что, придя домой, вы обязательно расскажите о своём открытии друзьям и родителям.