Елена Тимошенко
Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Эксперименты и опыты с водой»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе на тему : «Эксперименты и опыты с водой»
Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.
Задачи:
• Закрепить знания детей о свойствах воды.
• Закрепить у детей знания о значении воды в жизни человека: вода- источник жизни;
Публикация «Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе „Эксперименты и опыты с водой“» размещена в разделах
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Открытые занятия. Конспекты
- Средняя группа
- Темочки
• Развивать навыки проведения лабораторных опытов : закрепить умение работать с незнакомыми растворами, соблюдать при этом необходимые меры безопасности.
• Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, а также отстаивать свое мнение.
• Развивать связную речь детей. Активизировать словарь. Совершенствовать навыки диалогической речи.
• Развивать любознательность, способствовать формированию навыков коммуникативного поведения.
Ожидаемый результат: сформированные знания о разных состояниях воды, бережное отношение к воде.
Оборудование: на каждого ребёнка по 4 стакана и по2 тарелочке; вода, сахарный и речной песок; таз, ложечки, лёд; листы бумаги, разноцветная гуашь; магнитная доска, символические изображения каждого опыта.
Предварительная работа: беседа о воде, показ презентации.
Ход занятия:
Воспитатель: доброе утро! Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями и пожелаем друг другу хорошего настроения!
Дети здороваются с гостями, говорят пожелания друг другу.
Воспитатель: мое желание вам слушать внимательно, не отвлекаться. Сегодня наше занятие пройдет в лаборатории «Хочу все знать». Войти в лабораторию можно только в специальной одежде. Оденьте фартуки и головные уборы.
Дети и воспитатель одевают специальную одежду.
Воспитатель: а вы знаете, что такое лаборатория?
Дети: это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.
Воспитатель: верно, послушайте мою загадку:
Я и туча, и туман, и ручей, и океан,
И летаю, и бегу, и стеклянной быть могу!
Вы узнали, что это?
Дети: вода
Воспитатель: а что вы знаете о воде? Где вы встречаете воду? В каком виде встречается вода в природе?
Дети: когда мы моем руки, когда мы видим на улице лужи, когда мы купаемся в бассейне, когда мы купаемся в море, вода в природе встречается в виде облаков, в виде снега, в виде града, в виде тумана, в виде сосулек.
Воспитатель: кому и для чего нужна вода?
Дети: чтобы пить, чтобы мыть руки, огород поливать, вода нужна животным, растениям, человеку.
Воспитатель: да, вода нужна всему живому на Земле. Без воды наша планета была бы безжизненной.
Воспитатель: представьте, что на Земле исчезнет вода, что тогда произойдет?
Ответы детей
Воспитатель: надо ли нам беречь воду, как мы должны её беречь?
Ответы детей
Воспитатель: к нам в гости пришла малышка капелька и она про себя ничего не знает. Ребята, давайте поможем капельке и расскажем все что мы знаем про воду.
Показ нарисованной капельки и прикрепление ее на магнитную доску.
Воспитатель: мы все любим воду и сегодня будем заниматься исследованием воды. Узнать, показать и рассказать Капельке кто она.
Чтобы начать работу с водой давайте вспомним правила работы в лаборатории. Кто помнит наши правила?
Ответы детей
Правила поведения в лаборатории.
• слушать внимательно;
• громко не разговаривать,
• ничего не пробовать без разрешения;
• работать только на своем рабочем месте, не мешать друг другу;
• выполнять задания по команде;
• В лаборатории всегда должно быть чисто.
Практическая часть
Опыт №1. Способность воды отражать предметы.
Воспитатель: приглашаю всех подойти ко столу. Скажите, что на нём стоит?
Дети: таз с водой, таз с формочками.
Воспитатель: давай все по очереди заглянем в него.
Дети по очереди заглядывают в таз с водой
Воспитатель: что вы там увидели?
Дети: своё лицо, отражение.
Воспитатель: А где ещё можно увидеть своё отражение?
Дети: В зеркале, в витрине магазина и т. д.
Воспитатель: значит, вода может отражать предметы. Теперь подуйте все вместе на воду и загляните в неё.
Дети дуют на воду и смотрят в таз
Воспитатель: увидели ли вы теперь своё отражение?
Дети: очень плохо, оно размытое.
Вывод.
Воспитатель: Спокойная вода отражает предметы, как зеркало. Если вода неспокойна, то отражение предметов нечётко и размыто. Отметим это свойство воды вот таким символом.
Показ первого символа и прикрепление его на магнитную доску
Опыт №2. Какой формы вода.
Воспитатель: у меня на столе есть еще предметы. Какой они формы?
Ответы детей
Воспитатель: все предметы имеют разную форму. А вода имеет свою форму? Проведем еще один опыт. Возьмите формочки и наберите воды из таза. Посмотрите, что происходит с формой воды?
Дети берут формочки и набирают в них воду
Дети: она изменяется.
Воспитатель: какой формы стала у вас вода?
Ответы детей
Вывод
Воспитатель: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость.
Показ второго символа и прикрепление его на магнитную доску
Опыт №3. Запах воды
Воспитатель: понюхайте воду. Чем она пахнет?
Дети: ничем.
Воспитатель: чистая вода, ребята, ничем не пахнет. Как вы думаете, а бывает ли вода с запахом?
Ответы детей
Воспитатель: чем будет пахнуть вода, если я в неё положу варенье из смородины?
Ответы детей
Вывод
Воспитатель: вода не имеет запаха.
Показ третьего символа и прикрепление его на магнитную доску
Воспитатель: пройдем к следующему столу
Опыт №4. Вкус воды.
Воспитатель: ребята, как вы думаете, у воды есть вкус?
Ответы детей
Воспитатель: давайте вспомним, какие вкусы мы знаем? Конфета, какая на вкус? Лимон какой на вкус?
Ответы детей
Воспитатель: теперь попробуйте водичку. Какая она на вкус?
Ответы детей
Воспитатель: верно, она безвкусная. У вас на столе стоят тарелки с веществами, смешайте эти вещества с водой. А затем попробуйте и опишите, какой вкус у вас получился.
Дети смешивают воду с веществами, пробуют
Ответы детей
Вывод
Воспитатель: у чистой воды нет никакого вкуса, она безвкусная. Давайте хором повторим слово «безвкусная». Вода безвкусная.
Показ четвертого символа и прикрепление его на магнитную доску
Опыт №5. Прозрачность воды.
Воспитатель: возьмете второй стакан с водой. Какого цвета эта вода?
Дети: бесцветная
Воспитатель: а теперь возьмите ложку и опустите ее в стакан. Вы видите ложку?
Дети опускают ложку в стакан с водой
Дети: да
Воспитатель: у меня стакан с молоком, если я опущу туда ложку ее будет видно?
Воспитатель опускает ложку в стакан с молоком
Дети: нет
Вывод
Воспитатель: через воду ложку видно, а через молоко – нет. Значит вода прозрачная.
Показ пятого символа и прикрепление его на магнитную доску
Опыт №6. Цвет воды.
Воспитатель: у вас есть кисточка и гуашь. Пусть каждый из вас намочит кисточку и обмакнет в гуашь. А затем помешайте кисточкой прозрачную воду в ваших стаканчиках. Что произошло с водой?
Дети набирают краску на кисточку и макают в стакан с прозрачной водой
Ответы детей
Вывод
Воспитатель: вода поменяла свой цвет: у кого-то она стала жёлтой, у кого-то зелёной, красной, синей. Вода может менять свой цвет.
Показ шестого символа и прикрепление его на магнитную доску
Воспитатель: делать различные научные открытия, это дело не из легких, даже в лабораториях бывают перерывы. Давайте и мы с вами отдохнем и поиграем.
Физминутка
Я веселый- Лаборант
Ищу всюду свой талант,
Головой кручу, верчу,
Всё увидеть я хочу!
Чтобы лампочку достать,
На носочки надо встать.
Руки вверх я поднимаю,
По одной, их опускаю.
Наклоняюсь вправо, влево,
Буду сильным и умелым!
Воспитатель: Молодцы, проходите к следующему столу.
Опыт №7. Растворимость некоторых веществ.
Воспитатель: обратите внимание на 2 стакана в одной вода, в другом песок. Возьмите стакан с водой и выльете его в стакан с песком. Помешайте ложкой. Осталось ли, что-то в воде?
Дети берут стакан с водой и переливают в стакан с песком, затем перемешивают ложкой.
Ответы детей
Воспитатель: правильно. Речной песок не растворился, он опустился на дно, а вода стала мутная и грязная.
Вывод
Воспитатель: вода является растворителем для некоторых веществ.
Показ седьмого символа и прикрепление его на магнитную доску
Опыт №8. Различные состояния воды.
Воспитатель: ребята, сейчас я вам что-то раздам.
Воспитатель достаёт кусочки льда из специальной формы и кладет по кусочку каждому ребёнку в ладонь.
Воспитатель: Скажите, что это? Какой он?
Дети: лед. Твёрдый, тяжёлый, холодный.
Воспитатель: подержите его в тёплой ладошке. Что с ним происходит?
Дети: Он тает и превращается в воду.
Воспитатель: исходя из этого, что можно сказать про лёд?
Дети: Лёд – это замороженная вода.
Воспитатель: положите остатки льда на тарелочку. Вспомните, когда кипит чайник, что выходит сверху?
Дети: пар.
Вывод Воспитатель: вода может находиться в состояниях: 1. Лёд – это твёрдая, замороженная вода. 2. Жидкость- вода в обычном состоянии. 3. Пар – это нагретая до состояния кипения, парообразная вода.
Показ восьмого символа и прикрепление его на магнитную доску
Воспитатель: Ребята, подойдите, пожалуйста, ко мне. Посмотрите сколько символов о воде у нас на магнитной доске. Как вы думаете, мы помогли капельке понять, кто она?
Ответы детей
Воспитатель: давайте повторим, какие свойства воды мы сегодня открыли в нашей лаборатории, а капелька послушает.
Ответы детей:
1. Вода в спокойном состоянии вода отражает предметы.
2. Вода не имеет формы и принимает ту форму емкости, в которую ее переливают.
3. Не имеет запаха и цвета, она прозрачная.
4. Так же не вкуса.
5. Вода является растворителем для некоторых веществ.
6. Вода бывает жидкой, твёрдой и парообразной.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы успешно справились с работой лаборантов и замечательно провели опыты. Наша лаборатория закрывается. Мы с вами сегодня провели много опытов с водой.
Понравилось ли вам быть исследователями?
Дети:
Воспитатель: капелька благодарит вас за помощь и дарит раскраски в виде себя.
Приложение
Физминутка
Я веселый- Лаборант
Ищу всюду свой талант,
Головой кручу, верчу,
Всё увидеть я хочу!
Чтобы лампочку достать,
На носочки надо встать.
Руки вверх я поднимаю,
По одной, их опускаю.
Наклоняюсь вправо, влево,
Буду сильным и умелым!
Руки согнуты в локтях, показывают на себя
Расправляют руки
Разминают шею крутя головой
Поворачивают головой вправо, влево
Поднимаются на
носочки
Поднимают две руки вверх
По одной руке опускают
Наклон вправо, влево
Показывают силу.