Галина Калала
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе «Путешествие в звуковой город с Машей и Мишей»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе «Путешествие в звуковой город с Машей и Мишей.
Тема: «Путешествие в звуковой город с Машей и Мишей»
Цель: знакомство со звуками М-Мь, буквой М
Задачи обучающие :
-закрепить понятия гласный и согласный звук и их произношение ;
Публикация «Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе „Путешествие в звуковой город с Машей и Мишей“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Открытые занятия. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
-учить детей правильно произносить и различать звуки «м» и «мь», выделять нужный согласный звук в словах
-учить различать твердые и мягкие согласные звуки
учить определять место звука М, Мь в слове
Задачи развивающие:
-Развивать у детей фонематический слух, воображение, творческое мышление, внимание и память.
Задачи воспитательные:
-Воспитывать самостоятельность, интерес к грамматике, культуру общения со сверстниками.
Оборудование: магнитная доска ; карточки для определения позиции звука в слове; условные обозначения согласных звуков; изображения букв А, У, О, И, М, контурное изображение буквы М;
Ход занятия:
Дети входят в группу, садятся в круг на ковер.
1. Организационный момент.
Сядем рядышком, по кругу, скажем "Здравствуйте!" друг другу.
Нам здороваться не лень: всем "Привет!" и "Добрый день!";
Если каждый улыбнётся – утро доброе начнётся.
– Доброе утро всем!
Сюрпризный момент: приход Маши и Миши. Знакомство с героями.
Воспитатель: Сегодня Маша и Мишка приглашают нас в Звуковой город и они хотят сегодня посмотреть, как же вы занимаетесь. На нашем занятии мы повторим, что такое звуки и какими они бывают, будем находить место звука в заданном слове, будем продолжать учиться определять,сколько слогов в слове,отгадаем загадки.
Воспитатель: Но сначала вспомним наше правило, как нужно вести себя на занятии :
Один, два, три, четыре, пять
Будем мы сейчас опять
Смотреть, слушать, размышлять,
Но друг другу не мешать.
Внятно, четко говорить, не вертеться, не шалить.
А сейчас я вас приглашаю за столы на свои места, а Маша и Миша будут присутствовать на занятии.
2. Закрепление пройденного материала:
Воспитатель: Дети, Маша и Миша рассказали мне такую историю : Добрая волшебница, когда они были у нее в гостях в сказочном Звуковом городе, показала им вот такие разноцветные домики: красный, синий, зеленый. Подошла Маша к красному домику и увидела красный квадратик и решила на него нажать. И услышала такую песенку: -А –А-А; О-О-О; У-У-У; И- И-И.
Подошел Миша к синему домику и нажал на синий квадратик и услышал такую песенку: -Б-Б-Б-Б и т. д. получилась серьезная песенка
Подошла Маша к зеленому домику и нажала не зеленый квадратик и из этого домика услышала добрые, нежные, ласковые песенки: Бь –Бь -Бь; Нь-Нь-Нь и т. д.
Маша и Миша подумали, какие интересные квадратики,нажимаешь на них и оттуда слышатся звуки.
Воспитатель: Дети, а что мы обозначаем такими квадратиками?
Дети: Звуки.
Воспитатель: Давайте пропоем с вами их.
Воспитатель: Давайте попробуем с вами пропеть песенку красного домика.
Дети: А-А-А ; О-О-О; У-У-У; И-И-И
Воспитатель: Какие это звуки?
Дети: Эти звуки называются гласные. Они поются и тянутся.
Воспитатель: А теперь попробуем пропеть звуки из синего домика. Поем. Какие серьезные звуки, они совсем не поются, как они называются.
Дети: Согласные.
Воспитатель: Их мы обозначаем каким цветом? Синим.
Дети : Это согласные твердые.
Воспитатель : А теперь пропоем зеленые.
Дети: Они мягкие, но пропеть мы их не можем. Они тоже согласные.
3. Сообщение темы занятия.
Воспитатель: Сегодня мы познакомимся с новым звуком, но чтобы узнать его, послушайте стихотворение:
Мышка мыла мылом нос.
Мыла уши, мыла хвост.
Мыла так, что стала белой.
И от счастья мыло съела.
Воспитатель:
- Какой звук часто встречается в словах этого стихотворения?
Дети:
- Звук М.
Воспитатель:
- Сегодня мы познакомимся со звуком М. Послушайте, как я его произношу. М. М. М. Посмотрите, открыт ли у меня рот, когда я произношу этот звук?
Дети:
- Нет, закрыт.
Воспитатель:
- А пропеть этот звук можно? Давайте попробуем.
(Вместе с детьми педагог пытается «пропеть» звук м).
Дети:
- Не получается.
Воспитатель: Почему? Что вам мешает? (Губы)
Звук «М» - согласный или гласный? Почему? (Согласный есть преграда – губы)
Давайте, обратим внимание на Машу и Мишку, они скучают : произнесем их имена, есть здесь звук М? МАША Где он стоит : в начале, середине, конце?
- Звук «М» - твердый или мягкий? (Твердый)
- Каким цветом мы обозначим звук «М»? (Синим)
МИШКА
- Звук «Мь» - согласный или гласный? Почему? (Согласный)
- Звук «Мь» - твердый или мягкий? (Мягкий)
- Каким цветом мы обозначим звук «Мь»? (Зеленым)
Гимнастика для глаз
Мы гимнастику для глаз выполняем каждый раз.
Вправо, влево, вверх, вниз,
Повторить ты не ленись.
Укрепляем мышцы глаза.
Видеть лучше будем сразу.
Глазки вправо, глазки влево,
И по кругу проведем.
Быстро – быстро поморгаем
И немножечко потрем.
Определение места звука в слове. Игра «Где живет звук»
-Мы с вами знаем, что звук может стоять в начале, середине или конце слова. Предлагаю вам поиграть в игру «Где живет звук М?».
Перед вами карточки, где есть картинки и домики для определения места звука в слове. Покажите, где начало слова, конец, середина. У каждого из вас есть фишки синие и зеленые, и под картинками, на схеме нужно определить место заданного звука. Определение звуков.
Что у нас на первой картинке? Мышка.
- Я буду называть слово, а вы внимательно слушайте, где находится звук М или Мь. Дети обозначают место звука синим или зеленым квадратиком.
Дом, лимон, гном, миска,
Дети работают со схемами и фишками (2 последних слова самостоятельно)
Физкульминутка.
Вышли мыши как-то раз.
Посмотреть который час.
Один, два, три, четыре — мыши дернули за гири.
Вдруг раздался страшный гром —
Убежали мыши вон.
- Воспитатель: Наше следующее задание.
Игра «Цветик Семицветик» : на мольберте серединки цветка синяя и зеленая. На лепестках слова, начинающиеся на М и Мь, распределяем лепестки по мольбертам.
Упражнение «Закончи слово»
- Послушайте следующее задание: я начну говорить слово, а вы его заканчивайте-добавляйте в конце звук м. Например: я говорю СО. ,а вы добавляйте -М. Какое слово получилось?
Дети: - Сом.
- ДО., КО., ШУ., ДЫ., КРЕ., ГНО.
Знакомство с буквой М.
Воспитатель:
- Ребята, у каждого звука есть своя буква. Скажите, а чем отличается звук от буквы? (Звуки мы слышим, а буквы видим, читаем, пишем).
- Правильно, звуки мы слышим, а увидеть их нам помогают буквы. Звуки «М» и «Мь» мы будем обозначать буквой М. (На доске демонстрационная буква М).
- Посмотрите на нее. На что она похожа? (Рассматривание демонстрационных картинок «На что похожа буква М» - на горы, на горбы верблюда, на молнию)
Палочка и палочка,
Между ними галочка.
И понятно сразу всем:
Получилась буква М.
Штриховка буквы М.
Воспитатель: Миша и Маша приглашают вас на ковер. Мы с вами хорошо поработали. А сейчас вспомним, с каким звуком вы познакомились? В каких словах мы его слышали. Определим, сколько слогов в словах.
Воспитатель : Ребята, наше занятие подошло к концу.
Маше и Мише вы очень понравились, давайте скажем Мише и Маше до свидания
Рефлексия.
- Ребята, в корзине у Маши и Миши лежат смайлики, но они разные.
- Чем они отличаются? ( настроением: радость, задумчивость, грусть)
- Если вам сегодня было легко на занятии, справились со всеми заданиями - возьмите радостного смайлика, если встречались трудности, но вы их старались преодолеть - задумчивого смайлика, а если совсем трудно - грустного.)