Людмила Попенина
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Волшебный сундучок деда Грамотея»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Волшебный сундучок деда Грамотея».
Цель: Обобщение изученных гласных звуков и букв: А, У, О, Ы, И, Э, создать радостное эмоциональное настроение от совместной командной деятельности; поддерживать интерес к обучению в школе, желание учиться.
Публикация «Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе „Волшебный сундучок деда Грамотея“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Задачи:
Образовательные:
Совершенствовать фонематический слух: учить выделять звук в слове, определять его место в слове.
Совершенствовать процессы внимания, памяти, логического мышления.
Учить называть слова с заданным звуком и определять место звука в словах.
Формировать умение делить слова на слоги.
Развивающие:
Развивать умение устанавливать место звука в слове.
Закрепить знание гласных звуков.
Воспитывающие:
Воспитывать умение внимательно слушать и выполнять указания воспитателя.
Воспитывать любовь к родному языку.
Формировать чувство товарищества.
Интеграция образовательных областей: социально – коммуникативное, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Оборудование: Сундук с замком, фрагменты ключа, карточки Воскабовича (Арлекин, Орлекин, Ирлекин, Урлекин, Ырлекин, Эрликин); предметные картинки, где находятся звуки У, О, И; магнитная доска; графический тренажер «Игровизор»; ИКТ.
Ход занятия:
Орг. момент.
Воспитатель: – Ребята, к нам сегодня на занятие пришло много гостей. Давайте с ними поздороваемся.
Дети: – Здравствуйте.
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришло много гостей. Давайте с ними поздороваемся.
Дети: - Здравствуйте.
Воспитатель: – Ребята, к нам сегодня на занятие пришло много
гостей. Давайте с ними поздороваемся.
Дети: – Здравствуйте.
II. Эмоциональная настройка.
Воспитатель: Ребята, а какое у нас сегодня настроение?
Дети: – Хорошее, радостное, веселое.
Воспитатель: – Давайте возьмемся за руки и передадим друг
другу свое хорошее настроение.
Дети: хорошее, радостное, весёлое.
Воспитатель: Давайте возьмёмся за руки и передадим друг другу своё хорошее настроение.
Воспитатель: – Ребята, какое у вас сегодня настроение?
Дети: – Хорошее, радостное, веселое.
Воспитатель: – Давайте возьмемся за руки и передадим друг
другу свое хорошее настроение.
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Мы пожмём друг другу руки
Побежит тепло по кругу
Вместе будем очень дружно
На вопросы отвечать.
Все хотим мы заниматься
Все хотим мы много знать.
Воспитатель: Ребята! К нам пришла посылка от Деда Грамотея из страны АБВГДейки»! Давайте посмотрим, что там внутри.
(Сюрпризный момент: воспитатель показывает ребятам сундучок)
Воспитатель: Сундучок-то не простой! На нем замок. Давайте прочитаем письмо: «Дорогие дети подготовительной группы! Пишет вам Дед Грамотей из страны АБВГДейки! До меня дошли сведения, что вы очень любознательные ребята и любите заниматься. Я прислал для вас подарок в сундучке. Но сундучок волшебный, на нём особенный замок. Чтобы этот замок открыть, нужно собрать ключ. Фрагменты ключа найти несложно, нужно лишь угадать, где они лежат, и выполнить задания. Найти фрагменты несложно, нужно лишь угадать, где они лежат. Мои волшебные помощники спрятали их у вас в группе. Отгадайте мои загадки и узнаете, где их искать. Приложите ключ к замку и сундучок откроется! Желаю успеха! Дед Грамотей» (Слайд 2).
Воспитатель: Вот это да! Ну, что, интересно узнать, что находится в сундучке? Будем собирать ключ?
(Ответы детей)
-Но сначала, скажите ребята, чем отличается буква от звука? (Букву мы видим, пишем, читаем, а звук мы слышим и произносим).
-Давайте с вами вспомним все гласные звуки и сделаем гимнастику для наших губ. А в этом нам помогут волшебные карточки Арлекин-А, Орлекин-О, Ирлекин-И, Урлекин-У, Ырлекин -Ы, Эрликин-Э (выполняется упражнение индивидуально и хором).
Воспитатель: ну, а теперь мы можем приступить к заданиям! А вот и загадки здесь в письме. Ищем первый фрагмент ключа. Он находится там, о чём идёт речь в загадке (Слайд 3).
ЗАГАДКА №1
Есть в комнате портрет,
Во всём на вас похожий.
Засмейтесь – и в ответ
Он засмеётся тоже.
Дети: Это зеркало! Надо искать там, где зеркало!
(Воспитатель вынимает фрагмент ключа из-за зеркала)
Воспитатель: Ребята, а здесь есть задание. Посмотрим, что же нам приготовил Дед Грамотей. Итак, нам нужно определить «Где спрятался звук?» У. То есть, вам нужно определить, звук У спрятался в начале, середине или в конце слова. Внимание на экран. (Использование ИКТ: слайды 4-11). Работа индивидуально.
Воспитатель: Молодцы с заданием справились, отгадываем следующую загадку (Слайд 12)
ЗАГАДКА №2
У бумажных умных птичек
Много крылышек - страничек.
Дети: Книга! Ключ будем искать там, где у нас в группе книги!
(Находят второй фрагмент, выполняют второе задание.)
Воспитатель: Ребята, Дед Грамотей приготовил для нас игру «Кто в домике живет».
Давайте поможем Буратино и Чипполино правильно расставить картинки. В этом домике живут только те картинки, в названиях которых есть звук «о», а этом домике живут те картинки, где есть звук «и» (Работа на магнитной доске)
Воспитатель: Молодцы с заданием справились, отгадываем следующую загадку (Слайд 13)
ЗАГАДКА №3
Очищают воздух,
Создают уют,
На окнах зеленеют,
Круглый год цветут (Комнатные растения)
Воспитатель: Посмотрим, что же здесь приготовил для нас Дед Грамотей.
Игра: «Кто в каком домике живёт» (Работа на магнитной доске)
-Ребята, перед вами 3 дома: одноэтажный, двухэтажный и трёхэтажный. Так же вы видите животных. Вам нужно назвать животное, определить, сколько слогов в слове. Если один слог, то поселяем это животное в одноэтажный дом, если 2, то в двухэтажный, и если 3, то в трёхэтажный (белка, кошка, курица, петух, собака, заяц, волк, ёж, корова).
Воспитатель: Молодцы с заданием справились. А сейчас, я предлагаю вам немного отдохнуть.
Физминутка:
Гласные звуки очень любят играть.
Звук А- широко открываем рот и широко разводим руки.
Сначала медленно, протяжно, потом коротко и быстро (А-А-А)
Звук О–ротик делаем круглый (ртом показывать и руками снизу вверх. Протяжно и медленно, потом быстро и коротко).
Звук У делается, губки как трубочка. Руками отводим вперед как трубочка.
Сначала медленно, протяжно, потом коротко и быстро.
А И улыбается, поставили пальчики и проговариваем сначала медленно, протяжно, потом коротко и быстро. Пальчики разводим в стороны.
-Молодцы, продолжаем отгадывать загадки (Слайд 14).
ЗАГАДКА №4.
В ней суп и кашу варят,
И картошку жарят.
Из неё едят и пьют,
Её моют, берегут. (Посуда)
-Ребята, где у вас в группе посудка? Нужно искать там.
Воспитатель: Посмотрим, что же здесь приготовил для нас Дед Грамотей.
Игра «Четвёртый лишний» (Слайды 15-18). Работа парами.
Автоматизация гласных звуков [а], [о], [у], [и], в названии предметов, изображённых на картинках.
Воспитатель: Дети, здесь мы будем работать парами (определяются пары). Внимательно посмотрите на картинки, которые вы видите на экране. Подумайте и скажите, какая картинка не подходит к остальным? Объясни, почему ты так думаешь?
- Молодцы, справились с заданием. Продолжаем отгадывать загадки (Слайд 21).
ЗАГАДКА №5
Пишет он, когда диктуют,
Он и чертит, и рисует, -
А сегодня вечерком
Он раскрасит наш альбом.
Дети: Это карандаш! Надо искать ключ там, где у нас лежат карандаши!
Педагог вместе с детьми находит фрагмент ключа с заданием. Графический тренажер «Игровизор» Воскабовича.
Воспитатель: Ребята, следующее задание будем выполнять за столом. Задание называется «Путь через лабиринт». Перед вами лабиринт буквы «А» находится в нижней части листа. Стрелка – это «вход» в лабиринт, картинка – «выход». Внутри лабиринта – рассыпанные «бусинки» - буквы, из которых состоят слова «астра» и «Аня». Вам нужно фломастером прочертить путь через лабиринт, минуя бусинки с буквами и обвести «главную» букву по контуру.
Дети выполняют задание под спокойную музыку.
Воспитатель: Молодцы с заданием справились. Мы собрали все фрагменты ключа. Можем собирать ключ. (Ребята собирают ключ и достают из сундука БУКВАРЬ).
- Дети, это букварь. С помощью данной книги, вы научитесь читать в школе.
Давайте скажем Деду Грамотею спасибо за подарок и попрощаемся с ним
(Слайд 22).
Рефлексия: Педагог предлагает детям выбрать карточки: весёлое и грустное солнышко. Если понравилось занятие, выбрать весёлое, а если было скучно или сложно, неинтересно, выбрать грустное. (Слайд 23)
Дети встают в круг.
Педагог: Что вам было трудно? Что вам больше всего запомнилось? Кому вы расскажите про гласные звуки? Над чем вы хотели бы поработать в дальнейшем?
(Ответы детей).
- Молодцы, все сегодня постарались, были активными и внимательными!
В продолжение занятия, педагог предлагает детям игровизор «Дорисуй, напиши».