Наталья Хохлюк
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Дифференциация звуков (Ж - З)».
[i]Задачи:[/i]
Закреплять знания о согласных звуках (Ж, З).
Закреплять произношение звуков (Ж – З) в слогах, словах, предложениях.
Закреплять понятия: звук, буква, согласный звук, слог, слово, предложение.
Дифференцировать понятия: «звук - буква», «глухой – звонкий звуки», «твёрдый – мягкий звуки».
Упражняться в звуковом анализе и синтезе слов.
Закреплять умение произносить слоги, слова, предложения чётко, выразительно.
Закреплять навык отвечать на вопросы полным ответом.
Закреплять графический образ букв: Ж, З.
Публикация «Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей ТНР» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Учиться навыкам сотрудничества, инициативности, доброжелательности, самостоятельности, ответственности.
Оборудование:
Домик согласных звуков; презентация; наглядные модели для: - определения характеристики звука, - определения артикуляции звуков, - дифференциации понятий звук – буква, - закрепления правила ШИ, ЖИ; комар и жук на палочках; палочка – помогалочка; тетради; простые карандаши; буквы З, Ж; карточки со слогами; карточки «смайлики – эмоции»;.
Ход занятия.
1. Игра – приветствие (стоя в кругу).
День весенний настаёт,
Солнце яркое встаёт,
Птица ранняя поёт,
Нас на улицу зовёт:
Скорее просыпайтесь,
Бодритесь, улыбайтесь!
Быть добрыми старайтесь!
(авт. стихи)
2. Выделение звуков (Ш, С). Объявление темы.
(Презентация).
- Сегодня мы будем учиться различать звуки, а какие вы догадаетесь сами. Послушайте предложения.
1. На лужайке жук жужжит: Ж-Ж-Ж.
- Какой звук звучал чаще?
2. За берёзой комар звенит: З-З-З.
- Какой звук звучал чаще в этом предложении?
- Итак, какие звуки мы сегодня будем учиться различать? (Ж-З).
Дети приглашаются за столы.
- Игры на звуки (Ж, (З) нам принесли сегодня друзья: жук Жак и комар Захар.
3. Произнесение изолированных звуков Ж, З. Выяснение артикуляции и характеристики звуков (Ж, З).
А). – Давайте споём песенку Жака низким голосом, на одном дыхании: Ж-Ж-Ж.
- А теперь споём песенку Захара высоким голосом, на одном дыхании: З -З -З.
Б). Игра «Расскажи о звуке» (артикуляция звуков).
С помощью наглядной модели для определения артикуляции звуков.
- Ещё раз произнесите любимый звук жука Жака. Расскажите, как правильно и красиво произнести этот звук.
Губы немного вытянуты. Язык в виде чашечки поднят вверх. Боковые края языка прижаты к верхним боковым зубам. Кончик языка у бугорков за верхними зубами. Между кончиком языка и бугорками образуется щель, в которую проходит воздух.
- Теперь произнесите любимый звук комара Захара. Расскажите, как правильно и красиво произнести звук (З).
Губы в улыбке. Широкий язык лежит за нижними зубами. Кончик языка упирается в нижние зубы. Воздух проходит через щёлочку, которая образуется между языком и верхними зубами.
В). Игра «Какой звук?» (определение характеристики звуков).
(С использованием наглядной модели «Определи, какой звук»).
4. Игра «Повторюшки».
- Жак и Захар предлагают вам поиграть в игру «Повторюшки».
ЗА- ЖА- ЗУ- ЖУ ЗО- ЗО-ЖО- ЗО ЖУ- ЗУ -АЖ- АЗ
ИЖ- ИЗ- ЭЗ- ЭЖ ЗЫ- ЖУ -ЖА- ЗА ИЗ- ИЖ- ЖИ- СЫ
ЗА- ЖУ- ЗЫ- ЖО ЖА- ЗА- ЗА- ЖО ЗЫ- ЖИ- ЗО -ЖУ
УЗ- ИЖ- ОЗ- ЭЖ ЖА- ЗО -ЖО -ЗА АЗ- ЫЖ- ИЗ-ОЖ
- Молодцы, вы правильно произнесли слоги.
5. Игра «Запомни - повтори».
- Я прочитаю вам рассказ о друзьях «Как комар Захар и жук Жак ходили друг к другу в гости» (авторск. ). Вы внимательно слушайте его и запоминайте слова со звуками (З) и (Ж).
Однажды жук Жак и комар Захар встретились на лужайке. Они поздоровались.
– З-З-З – сказал Захар.
- Ж-Ж-Ж – ответил Жак.
Захар зазвенел своим тоненьким голоском:
- Залетай ко мне завтра на завтрак.
- Хорошо. Ж-Ж-Ж – залечу. Спасибо за приглашение.
На следующий день жук прилетел в гости к комару и принёс ему в подарок ветку жасмина. Захар поставил её в зелёную вазу. Потом друзья стали завтракать. Комар Захар угощал друга замечательной запеканкой. А вместо чая был подан вкусный морс из земляники. Жук поблагодарил друга за вкусный завтрак и в ответ пригласил Захара в гости на ужин. Захар весело запищал: З-З-З и согласился.
Вечером комар прилетел к товарищу и тоже не с пустыми лапками. Он принёс Жаку веточку мимозы. Жак поставил мимозу в красивую жестяную баночку и принялся угощать Захара. Он красиво расставил на журнальном столике угощения: ржаные хлебцы в кружевных блюдечках и ежевичное желе в жёлтой вазочке. А в оранжевые чашки был разлит чай с жимолостью. Комар Захар поблагодарил жука за ужин и сказал: «Как хорошо дружить!»
- Назовите слова из рассказа на звук (З).
- Назовите слова из рассказа на звук (Ж).
6. Игра «Подарки друзьям».
Презентация + комар и жук на палочках.
По 1 ряду продвигается комарик, по 2 – жучок.
- У кого в руке комарик или жучок, выбирает картинку в подарок. Комарику Захару – на звук -? (З, а жучку Жаку – на звук (Ж). Обязательно говорите, где находится звук: вначале или середине слова.
Журавль, ваза, лыжи, замок, журнал, динозавр, снежинка, забор, жилет, гроза, пижама, этажерка, заяц.
Образец ответа: Я подарю Захару картинку замок. В слове з–з–замок звук (З) слышится в начале слова.
7. Игра «Запишем слова звуками».
У каждого ребёнка своё слово, изображённое на картинке. Дети выкладывают звуковую схему слов звуковыми фишками.
ВАЗА, ЖУК, ЖУКИ, ЗАМОК, ПИЖАМА, ЗАНОЗЫ, ЗОНТ, КОЗЫ, УЖИ, ПИЖАМЫ.
Взаимопроверка.
- Разделите свои слова на слоги.
- Поднимите руку, у кого в слове 1 слог. Произнесите своё слово.
- Поднимите руку, у кого в слове 2 слога. Произнесите своё слово по слогам.
- Поднимите руку, у кого в слове 3 слога. Произнесите своё слово по слогам.
8. Игры на ковре.
А). Динамическая пауза.
Золотым весенним днём
Звонко песню мы поём.
А в траве жужжат жуки,
Лезут звери из норы.
Зайка вылез из кустов,
Прыгать он всегда готов.
Выползает скользкий уж,
Жабы прыгают из луж.
Б). Игра «Поймай слово за хвост» (с «палочкой – помогалочкой», сидя на ковре.
- Захар и Жак любят играть в слова. Они предлагают вам игру «Поймай слово за хвост». Из слов убежал последний слог: из одних слов – слог ЗЫ, из других - слог ЖИ. Надо вернуть в неоконченное слово либо слог ЗЫ, либо слог ЖИ, чтобы получилось целое слово.
Н -р, берё ЗЫ, мор ЖИ.
- Я называю вам неоконченное слово, а вы должны назвать целое слово. У кого в руках палочка – помогалочка, тот и отвечает.
но – (жи)
зано –(зы)
у – (жи)
та –(зы)
гара – (жи)
по – (зы)
экипа – (жи)
ро – (зы)
пля – (жи)
гро – (зы)
лу – (жи)
ва – (зы)
ко - (зы)
В). Игра «Соберём слова из слогов».
Каждому ребёнку выдаются карточки с написанными слогами, из которых надо составить слова.
ЗОН–ТЫ, ЖАС- МИН, ПИ-ЖА-МА, ЗА-МОК, КО-ЗА, ВА-ЗА, КО-ЖА, НО-ЖИ, ЖА-БА, У-ЖИ, ТА-ЗЫ, ВА-ЗЫ, ЖА-БЫ.
9. Игра «Придумай предложение». Составление предложений по опорным словам.
Проводится на ковре, сидя на стульчиках. Каждому ребёнку устно даётся своё словосочетание + опорная картинка.
- А сейчас мы с вами покажем нашим друзьям, как научились составлять предложения.
Зелёная пижама, оранжевый зонтик, жёлтая ваза, ползут ужи, живёт заяц, крыжовник – корзина, лужок – зайцы, берёза – жук, Зоя – флажок, Женя – загорает, Захар – пижама, забавная жаба.
10. Закрепление букв З, Ж. Проводится за столами.
А). Игра «Исправим неправильные буквы».
На каждого ребёнка – лист с написанными буквами З и Ж правильными и неправильными.
- Давайте вспомним одно очень важное правило – про звуки и буквы (нагл. модель).
Мы звук произносим и слышим,
А букву мы видим и пишем.
- Вспомним, как пишутся печатные буквы Ж и З.
- Из каких элементов состоит буква З? В какую сторону пишется? (пишу под диктовку детей на доске).
- Из каких элементов состоит буква Ж? (пишу под диктовку детей на доске).
- Сейчас мы с вами поиграем в игру «Исправим неправильные буквы». Комар Захар и жук Жак писали буквы З и Ж, но некоторые буквы написали неправильно. Нужно зачеркнуть неправильно написанные буквы и сверху подписать правильные.
Б). Игра «Вставь пропущенную букву».
Слова написаны в индивидуальных тетрадях. Каждому ребёнку по 1 слову.
- Поможем жуку и комару восстановить слова. В этих словах не хватает буквы З или Ж. Но сначала вспомним ещё 1 правило – правило букв Ш и Ж:
ШИ, ЖИ пиши с буквой И (С использованием нагл. модели).
…УК, …ОНТ, КО…Ы, …УБ, …АБА, …ВУК, НО…И, ТА…Ы, ДО…ДИК, …УКИ, …УБЫ, …АПАХ, …АБЫ.
11. Рефлексия.
- Какие звуки мы учились сравнивать?
- Назовите слова на звук (Ж).
- Назовите слова на звук (З).
- Какая игра вам понравилась больше всего?
- Кому было сложно справляться с заданиями?
- Выберите карточку с той эмоцией, которая соответствует вашему настроению и поднимите её (у каждого ребёнка набор карточек с изображением разл. эмоций: радости, огорчения, равнодушия).