Фирсова Светлана
Конспект занятия по математике «Путешествие в мир величин: длины, высоты, ширины» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Сравнение двух предметов по величине (длина, высота, ширина).
Цель: Закрепить знания детей о величинах (ширине, высоте и длине) .
Задачи:
Образовательная:
1. Закреплять представления о величинах.
2. Обозначать результаты сравнения соответствующими словами:
Длинный – короткий, длиннее -короче,
Высокий -низкий, выше- ниже,
Широкий –узкий, шире -уже.
3. упражнять в сравнении двух предметов по величине (длина, ширина, высота)
Развивающие:
1. развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать.
2. Продолжать развивать логическое мышление, сообразительность, внимания, воображение.
3. Развивать слуховое и зрительное восприятие, наблюдательность.
Воспитательные:
1. Продолжать воспитывать умение слушать указания воспитателя и действовать в соответствии с ним.
2. Самостоятельность,работу в коллективе.
3. воспитывать интерес к математике.
Интегрируемые образовательные области: (Художественно- эстетическое (рисование и разукрашивание рисунков)
Физическое (физ. Минутка)
Познавательное (разные величины, способы решения поисковых задач)
Социально - коммуникативные (позитивная установка, общение)
Речевое (связная речь, развитие словаря)
Демонстрационный материал : игрушки (заяц, сумка, пирамидки, скакалки, дороги)
Картинки (разукрашки с деревьями и дорогой, облако с физ. минутной, игра - викторина)
Раздаточный материал (набор предметов для сравнивания по величине с досками, касса счетных материалов «учимся считать», карандаши,шишки, деревянные палочки, косточки., цветные стаканчики и чаши.
Используемая лит-ра : занятия по ФЭМП в средней группе под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Математика от трех до 7 лет. Библиотека программы «детство». Материалы ФОП 4-5 лет.
Ход занятия:
Дети заходят.
Организационный момент:
Ребята посмотрите, к нам сегодня пришли гости на занятие.
-Давайте поздороваемся.
Сегодня мы совершим путешествие в сказку «величин».
Но я слышу, что к нам стучится еще один гость. Кто бы это мог быть?
О, да это же заяц!.Поздоровайтесь и с ним Дети садятся за столы.
Он пришел на занятие к нам с большой сумкой и просит помощи. Пока щел к нам забыл название величин (Длинный – короткий, длиннее -короче, Высокий -низкий, выше- ниже, Широкий –узкий, шире -уже.) ,как сравнить игрушки правильно.
-Поможем?
Основная часть:
Игра- «сравни» (дети сравнивают пирамидки (выше –ниже, дороги серпантиновые (шире –уже, скакалки (длиннее -короче). Дети употребляют слова :Длинный – короткий, длиннее -короче, Высокий -низкий, выше- ниже, Широкий –узкий, шире -уже.
По желанию ребенок выходит и сравнивает предметы.
Зайцу все объяснили, рассказали. Заяц все вспомнил. С заданием справились, молодцы.
Дети из набора касса счетных материалов «Учимся считать» по команде воспитателя выкладывают из треугольников высокие и низкие елочки, из прямоугольников вагоны для поезда (состав длинный и короткий, из квадратов составляют дорогу широкую и узкую. (Развиваем мышление наглядно образное).Дети справились с заданием, воспитатель хвалит их. Молодцы!
Воспитатель читает задания-викторины на определение длинный и короткий, высокий и низкий, узкий и широкий.
ДЛИННЫЙ-КОРОТКИЙ
Зайчонок решил сравнить предметы по длине.
Помоги Зайчонку правильно подобрать слова.
Пример: У КРОКОДИЛА ХВОСТ длинный, у ЗАЙЦА короткий
У ЖИРАФА ШЕЯ длинная, у БЕГЕМОТА.
У ДЕВОЧКИ ВОЛОСЫ длинные, у МАЛЬЧИКА.
ВЕРЕВКА длинная, а ЛЕНТА.
У СТРАУСА НОГИ длинные, а у ПИНГВИНА
ШОРТЫ короткие, а БРЮКИ.
ЗИМОЙ ДЕНЬ короткий, а летом.
ГОД длинный, а день.
ПОЛЕНО короткое, а БРЕВНО.
ВЫСОКИЙ-НИЗКИЙ
Помоги Зайчонку сравнить предметы по высоте,
Правильно подбери слова к предложениям.
ЕЛКА высокая, а ЗЕМЛЯНИКА низкая
ФОНАРЬ высокий, в ЗАБОР.
ДОМ высокий, а ИЗБУШКА.
БЕГЕМОТ высокий, а ЖИРАФ.
СОСНА высокая, а КУСТ.
ХОЛМ низкий, в ГОРА.
ОДИН БЕРЕГ высокий, а ДРУГОЙ.
КУСТ высокий, а ТРАВА.
ШКАФ высокий, а СТОЛИК.
ФИКУС высокий, а КАКТУС.
УЗКИЙ-ШИРОКИЙ
Зайчонок посмотрел на свое отражение в воде и удивился, какие у меня узкие ушки, а у моего приятеля из Африки – Слона – широкие. Но Зайчику не хотелось меняться ушками, ему захотелось сравнить, какие предметы шире, а какие уже.
Помоги Зайчику.
ДОРОГА широкая, а ТРОПИНКА узкая.
ЛЕНТА узкая, а ПОЛОТЕНЦЕ.
РЕКА широкая, а РУЧЕЕК.
ПРОСТПЕКТ широкий, а ПЕРЕУЛОК.
КОРИДОР узкий, а КОМНАТА.
ЮБКА узкая, а ПЛАТЬЕ.
ТУФЛИ узкие, а БОТИНКИ.
КОВЕР широкий, а ПОЛОВИК.
МОСТ широкий, а МОСТИК.
Дети встают на физ. минутку.
Дети встают в круг и повторяют за воспитателем слова и движения:
1. «Мы строили елочку высокую и низкую». На слово «высокую» дети и воспитатель поднимают руки вверх, а на слово «низкую» - приседают.
2. «Дорога у нас бывает широкая и узкая». На слово «широкая» воспитатель с детьми разводят руки по сторонам, а на слово «узкая» сводят руки перед собой, образовывая небольшое расстояние между ладонями.
3. «Состав поезда у нас бывает длинный и короткий». На слово «длинный» воспитатель с детьми разводят руки по сторонам, а на слово «короткий» сводят руки перед собой, образовывая небольшое расстояние между ладонями.
После этого дети встают в круг и идут друг за другом:
1. Сначала по широкой дороге дети идут обычным шагом, после чего идут по узкой тропинке, переставляя ноги друг за другом от носка к пятке;
2. Дальше дети попадают в низкий тоннель (здесь они идут друг за другом гусиным шагом, после чего они попадают в высокий тоннель, по которому они передвигаются обычным шагом;
3. В конце дети продолжают идти по дорожке друг за другом и показывают длинную дорогу, вытягивая руки по сторонам, и короткую дорогу, складывая ладони рядом друг с другом на небольшом расстоянии.
Дети проходят, садятся за стол. Разукрашивают высокое дерево,а низкое обводят в круг. Разукрашивают дорогу длинную и широкую, а короткую и узкую рисуют карандашом.
Все с заданием справились, молодцы.
Заяц принес с собой еще одну игру и предлагает в нее поиграть. В цветных чашах лежат предметы (шишки, палочки, косточки от фруктов) и их надо разобрать по высоте, ширине и длине. (названия у предметов могут быть одинаковые, а величины разные).
Заключительная часть:
Вот подошел конец нашему путешествию.
Заяц считает вас большими и велики математиками, но ему надо бежать в лес его ждут друзья,Дарит игру ребятам. Заяц очень удивлен, что дети все такие умные и все знают. Прощается.
Воспитатель задает вопросы : что понравилось, что больше запомнилось, что показалось трудным заданием, что было смешным, забавным? Какое задание было самым трудным?
Вы все большие молодцы!
Занятие окончено.
Попрощаемся с гостями.