Любовь Бетина
Конспект открытого занятия по исследовательской деятельности «Электричество» для детей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование у детей представлений об электричестве, в том числе статическом.
Задачи: познакомить детей с понятием электризация и её возникновением при помощи трения; дать понятие, что такое электроны (что они бывают положительно и отрицательно заряжены); выяснить, что является источниками электроэнергии; расширить понятия о том, откуда берется электроэнергия; дать понятие об единице измерения «вольт»; познакомить с ученым Александро Вольта и его научными достижениями;
Публикация «Конспект открытого занятия по исследовательской деятельности „Электричество“ для детей подготовительной группы» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Электричество, бытовые приборы. Конспекты занятий
- Электричество. Электроприборы, бытовая техника
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2022
Материалы: варежки из шерсти, полоски синтетической ткани, воздушные шары, батарейки (заряженные и разряженные, ноутбук, цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии»(можно заменить мультиметром, часы, несколько батареек с разным уровнем заряда. Иллюстрации: портрет Вольта, строение батарейки, Вольтов столб, схема взаимодействия зарядов.
Ход занятия
Педагог: Ребята, сегодня мы с вами отправимся к нашему другу Наураше в лабораторию, сейчас я выполню вход в лабораторию и приступим. Но ноутбук не включается (не подключен к розетке)
Педагог: Никак не получается, вы не знаете в чем может быть дело?
Ответы детей (поломался, разрядился)
Педагог: Если он разрядился, что мы можем сделать?
Дети: Подключить к электричеству.
Педагог: А что такое электричество?
Дети: Это энергия, которая поступает по проводам в наши дома и питает электроприборы.
Педагог: Да, верно. Нашу жизнь без электричества уже сложно представить…
В это время на проектор поступает видеозвонок из научной лаборатории:
«Здравствуйте, уважаемые старшие научные сотрудники дошкольной Академии естественных наук! Нам срочно требуется ваша помощь! Дело в том, что мы в своей лаборатории столкнулись с проблемой, у нас вышли из строя все часы, они просто не работают! Помогите нам выяснить, почему так произошло и можно ли это исправить? Очень надеемся, что вы разберетесь с этим. Часы вам высылаем!»
Педагог: Ну что, ребята, поможем нашим коллегам?
Дети: Да!
Педагог: Тогда предлагаю вам надеть форму научных сотрудников, но для этого вы должны доказать, что ими являетесь, я буду вам давать определение, а вы должны ответить, что это за наука. Готовы?
1. Наука, которая изучает свойства тел и явлений неживой природы (физика)
2. Наука обо всём живом (биология)
3. Наука, которая изучает вещества, их строение и свойства (химия)
4. Наука, изучающая как устроена Земля (география)
5. Наука, которая изучает взаимоотношения между человеком, растительным и животным миром и влияние человека на окружающую среду (экология)
6. Наука, которая изучает Вселенную, космическое пространство, небесные тела (астрономия)
Правильно ответившему ребенку на голову надевается конфедератка.
Педагог: Вы отлично справились с заданием!
Теперь я вижу, что передо мной настоящие научные сотрудники.
На столе лежат часы с разряженной батарейкой.
Педагог: Ребята, а вы знаете как работают часы?
Ответы детей.
Педагог: Действительно, часы могут работать как от батареек, так и электричества. Но чтобы выяснить, что случилось с нашими часами, мы должны разобраться как они устроены. Давайте их рассмотрим.
Рассматривают, находят батарейку.
Педагог: Кстати, по-научному батарейка называется гальванический элемент. Посмотрите, на батарейке есть загадочные символы и цифры, на ней написано 1,5 v. Где мы уже встречали такие символы в саду?
Дети: рядом с розетками.
Педагог: Буква V(на экране) – это единица измерения электрического потенциала - Вольт, а цифры рядом с ней количество этого потенциала. Единицу напряжения так назвали в честь ученого, посмотрите на экран. Это Александро Вольта, итальянский физик и химик, который знаменит тем, что в 1745 году построил прибор, в котором создавались и накапливались электрические заряды посредством трения. Прибор это называется электрофор. На первом этапе сургуч напирали шкурой животного, происходила электризация. Электризация – это когда заряженные частички переходят от одного тела к другому. Давайте с вами тоже попробуем создать электризацию. Для этого нам понадобятся два шарика.
Опыт 1. Два шарика (отталкиваются)Электризация предметов.
Оба шарика электризуются с помощью трения об варежку. Шарики подносятся друг к другу, они отталкиваются, делается вывод, что одинаково заряженные частицы отталкиваются.
Опыт 2. Два шарика. Дети электризуют шарики об варежку и подносят к кусочкам бумаги, кусочки бумаги притягиваются. Шарики мы электризовали, а кусочки бумаги нет, как думаете у них одинаково заряженные частицы (нет) Вывод: по-разному заряженные частицы притягиваются.
Педагог: существуют два типа заряженных частиц: отрицательные и положительные, посмотрите на экран (картинка с зарядами частиц – и +)Что же мы поняли, как они взаимодействую друг с другом?
Дети: Одноименные отталкиваются( ++ --, а разноименные притягиваются (на экране схема +-)
Педагог: Поиграем в игру, вам нужно поделиться на пары, вытащить каждому из мешочка карточку со знаком +- и показать, как эти заряды взаимодействуют друг с другом: обняться или разбежаться.
Педагог: Да, верно. Как я уже раньше сказала батарейка называется гальваническим элементом. А первый гальванический элемент тоже изобрел Альксандро Вольта, посмотрите на экран – это Вольтов столб. Он опустил в банку с кислотой две пластины - цинковую и медную (цинковая пластина имеет отрицательный заряд, а медная положительный) и соединил их проволокой. После этого цинковая пластина начала растворяться, а на медной стали выделяться пузырьки газа. Вольта предположил и доказал, что по проволоке протекает электрический ток.
Обратите внимание на нашу батарейку, что мы ещё на ней можем увидеть?
Дети: Знаки плюс и минус.
Как вы думаете, что это значит?
Дети: Что у неё есть положительно и отрицательно заряженные частицы.
Педагог: Верно. И помимо этих частиц в батарейке есть кислота, которая помогает им производить электричество, как в Вольтовом столбе.
А чтобы понять, что же случилось с нашей батарейкой мы отправимся в лабораторию к Наураше.
Педагог: Как понять, хорошая это батарейка или нет?
Дети: Нужно измерить есть ли в батарейке электричество или нет.
Педагог: Именно, и в этом нам и поможет Наураша (Вместо цифровой лаборатории можно использовать мультиметр). Маша, помоги мне зайти в лабораторию по изучению электричества. И у меня как раз есть новая батарейка, но вот беда, я её положила к остальным и теперь не знаю, какая из них новая, придется проверить все и выяснить. (каждой паре детей достается по 1 батарейке)
Опыт 3. Хорошая и плохая батарейка. Измерение показателей батареек.
Педагог предлагает детям разделиться на пары и выбрать батарейки(«плохую» и «хорошую»)Один ребенок из пары производит измерение, а второй следит за показателями и запоминает.
Педагог: Отлично, вы справились с измерениями, что же нам удалось выяснить?
Дети: Что в батарейке из часов совсем нет электричества, а в новой батарейке его много.
Педагог: Так почему перестали работать часы в институте?
Дети: Потому что в батарейках закончилось электричество.
Педагог: Как это исправить?
Дети: Заменить старую батарейку на новую.
Педагог: Давайте сделаем приятный сюрприз для наших коллег? Заменим плохую батарейку в их часах на новую. И отправим им часы обратно?
Дети: Да!
Педагог: Вы знаете как правильно устанавливать батарейку?
Ответы детей (расположить стороны батарейки в отсек плюс к плюсу, а минус к минусу)
Дети меняют старую батарейку на новую, часы начинают работать.
Педагог: Часы снова работают! Вот и мы справились. И часы снова заработали. Что помогает им работать?
Дети: Электричество в батарейке.
В это время поступает звонок на экране из лаборатории
Сотрудник:
-Ребята, вы справились, часы снова заработали! Что же с ними было не так?
Дети: Разрядилась батарейка!
Сотрудник: Ах, вот в чем дело. Спасибо вам большое за помощь, теперь мы заменим батарейки во всех часах! До свидания! До новых встреч!
Педагог: Ребята, вы большие молодцы. Справились со всеми заданиями и помогли разобраться в проблеме. Вам понравилось? А что понравилось больше всего?