Оксана Дерябина
Конспект открытого занятия по художественно-эстетическому развитию в старшей группе «В гости в село Дымково»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия по художественно-эстетическому развитию в старшей группе «В гости в село Дымково.
Тема: «В гости в село Дымково»
Цель: Обобщить и закрепить знания детей о дымковской игрушке.
Программное содержание:
Публикация «Конспект открытого занятия по художественно-эстетическому развитию в старшей группе „В гости в село Дымково“» размещена в разделах
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковские игрушки. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мое село, мой поселок
- Открытые занятия. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
• Равномерно покрывать лист, слитными линиями (вертикальными и горизонтальными, в образовавшихся клетках ставить мазки, точки и другие элементы;
• Закрепить знания детей об особенностях и своеобразии дымковской игрушки (история возникновения, цвета, элементы).
• Развивать композиционные умения, чувства цвета при составлении узоров из элементов дымковской росписи.
• Воспитывать интерес к русскому народному творчеству.
Оборудование и материал: силуэты дымковских игрушек, цветик- семицветик, карусель с дымковскими игрушками, акварель, кисти, ватные палочки, салфетки, аудиозапись с р. н. песнями.
Ход занятия:
1. Организационный момент. Зал оформлен каруселью и дымковскими игрушками.
Дети входят в зал под музыку, их встречает воспитатель здоровается, приветствуют гостей, звучит музыка входит воспитатель одетый в дымковском костюме.
В-ль: Здравствуйте, ребята! Я сегодня пришла к вам из дымковской страны, где живут разные игрушки: индюки, козлики, олени, барашки, птички и прекрасные барышни.
Такую красоту делают в селе Дымково, откуда я родом. (в руках дымковская игрушка)
Я хочу пригласить вас в село Дымково.
Играет р. н музыка.
В-ль: Давайте мы сейчас расскажем нашим гостям чем знаменито село Дымково!
Чтение стихов.
1 ребё нок:
Мягко падает снежок,
Вьется голубой дымок.
Дым идет из труб столбом,
Точно в дымке все кругом.
Голубые дали,
И село большое
Дымково назвали.
2 ребё нок:
Там любили песни, пляски.
В селе рождались чудо-сказки.
Вечера зимою длинны,
И лепили там из глины.
3 ребё нок:
Все игрушки не простые,
А волшебно расписные.
Белоснежны, как березки,
Кружочки, клеточки, полоски –
Простой, казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор.
4 ребё нок:
И пошла о Дымке слава,
Заслужив на это право.
Говорят о ней повсюду.
Удивительное чудо!
2. Беседа.
В-ль: Приглашаю на стулья, «Посидим рядком, да поговорим ладком!»
В- ль: Почему же село это назвали Дымково?
Дети: Когда на улице было очень холодно, в домах затапливали печь. Дыма на улице было так много, что ничего не было видно. Один дым. А летом в пасмурную погоду, возле реки стоял густой туман и казалось, что село стоит как-будто в дымке. Вот и назвали то село Дымково.
В- ль: В те времена у детей игрушек не было. Вот взрослые и начали лепить для них разные игрушки. А из чего мастера лепили дымковскую игрушку?
Дети: Из глины.
В-ль: А где же мастера брали глину?
Дети: На берегу реки Вятке, которая протекала рядом с селом.
В-ль: Как же игрушки получились такие веселые, нарядные? Ведь глина красная не красивая.
Дети: Сначала игрушку лепили, потом подсушивали, обжигали в печи, покрывали мелом, разведенным на молоке, а потом уже расписывали.
В-ль: Да, ребята, так и появились дымковские игрушки.
В-ль: В какое время года взрослые лепили игрушки?
Дети: В зимнее время года.
В-ль: Да, именно в зимнее время года мастера занимались дымковской игрушкой, так как весной, летом и осенью у них было много работы в огороде, дома, на скотном дворе. Ребята, а какие вы пословицы знаете о труде?
Дети:
1. Терпение и труд - все перетрут.
2. Дело мастера боится.
3. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
4. Труд человека кормит, а лень портит.
5. Какие труды – такие и плоды.
В-ль: Ребята, а село то у нас не простое, а волшебное и есть там волшебный цветик - семицветик (вкл. запись песни «Есть на свете цветок алый-алый.)
Яркий цветик - семицветик
Принесла, ребята, вам
Каждый лепесток секретик
Разгадать поможет вам.
Давайте оторвем лепестки и посмотрим, что же за секретки они хранят. (дети отрывают и строятся в ряд)
В-ль:Что же это? Какие то кружочки, полоски, сеточки. Я не понимаю, может вы мне поможете?
Дети: Это элементы дымковской росписи.
В-ль: Ах, вот какие секретики хранил наш цветик-семицветик. Давайте назовём элементы дымковской росписи. (дети называют элементы, которые нарисованы на лепестках) .
Дети: Круги, полоски, точки, сетка, кольцо.
В-ль: Что означает круг в дымковской росписи? Волнистая линия, клеточки.
Дети: Солнце, вода, земля.
В-ль: Есть в них особый смысл (круги-солнце, волнистая линия – вода, маленькие кружочки – семена). Люди верили, что эти символы будут оберегать их жилища, детей, урожай.
3. Рассматривание дымковских игрушек.
В-ль: Хорошо живется в Дымково, весело, а игрушек там видимо-невидимо, а карусель то какая веселая.
В-ль: Ребята, я вас приглашаю на ярмарку, посмотрите сколько тут красивых, ярких, нарядных игрушек. Они радуют нас своей красотой.
В-ль:
Карусель, карусель
ред тобой мелькает быстро
Ряд игрушек расписной!
В-ль: Как называются эти игрушки?
Дети: дымковские.
В- ль: Правильно. А почему их так назвали?
Дети: Потому что их сделали в селе Дымково, которое расположено на берегу реки Вятки.
В- ль: Какой фон у игрушек? Какие цвета используют мастера для росписи игрушки?
Дети: Малиновый, красный, желтый, зеленый, синий, оранжевый.
В- ль: А как одним словом можно сказать про цвета, краски?
Дети: Яркие, нарядные, веселые, праздничные.
В-ль: Обратите внимание, какие узоры нарисованы на игрушках. Какие элементы росписи чаще встречаются на игрушках? (обратить внимание на точки, что они расположены между кругами, на круге, по краю колец и т. д.)
Дети читают стихи.
1. В Дымково, вблизи от Вятки,
Лет четыреста назад
К празднику весны «Свистунье»,
Их лепили стар и млад.
2. Эти вятские игрушки,
Словно радуга весной:
Посмотрите, вот индюшка,
Хвост, как веер расписной,
Удлинённая бородка,
Как султанчик, гребешок,
Крылья с яркою подводкой –
Вся игрушка, как цветок!
3. Рядом барышня – красотка,
Подбоченившись, стоит;
Фартук, юбка и кокошник:
Всё сверкает и горит.
Брови чёрные дугою,
Глазки, щёчки, алый рот –
Кажется, взмахнёт рукою
И немедля в пляс пойдёт.
4. Скоморохи, водоноски,
Барыни и петухи –
Украшают их полоски,
Клетки, точки и круги.
Красный, жёлтый и зелёный,
Алый, синий, голубой –
Все цвета на белом фоне
Этой дымки расписной.
5. Знает промысел народный
Вся страна и целый мир;
Мы увидели сегодня
Этот русский сувенир
. В- ль: Мне очень понравилось, как вы рассказали о дымковской игрушке. А сейчас я предлагаю отправиться в мастерскую и стать дымковскими мастерами.
Физминутка.
Кисточку возьмем вот так:
Это трудно? Нет, пустяк.
Вверх - вниз, вправо - влево
Гордо, словно королева,
Кисточка пошла тычком,
Застучала «каблучком».
А потом по кругу ходит,
Как девицы в хороводе.
Мы рисуем: раз, раз.
Всё получится у нас!
(Рука опирается на локоть, кисточку держать тремя пальцами, выше металлической части. Выполнять движения кистью руки. Кисточку ставить вертикально. Сделать несколько тычков без краски).
В-ль: Давайте тоже научимся расписывать игрушки. Вы хотите попробовать? Предлагаю нарисовать узоры на платье барышни. У меня есть заготовки. Я нарисовала барышню на картоне и раскрасила некоторые детали, чтобы вам было интереснее. Давайте вспомним с чего начинаем расписывать игрушки? (закрашиваем основные части, затем из кругов, колечек, точек составляем узор. Наносим круги, точки с помощью тычков, а волнистые и прямые линии концом кисточки.) 1,2,3-закроем глазки мы и каждый из вас придумает свои узоры, используя элементы дымковской росписи.
4. Самостоятельная работа детей.
В-ль: После такой работы мастера отдыхали. «Делу-время, а потехе-час» Вот и я пока работы сохнут приглашаю вас поиграть в игру.
Игра «Карусель»
Еле, еле, еле, еле
Завертелись карусели,
А потом кругом, кругом
Все бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите,
Раз и два, раз и два,
Вот и кончилась игра,
В-ль: Все ребята молодцы, потрудились от души.
Ну, что ж, за такую работу полагается награда, каждый мастер заслужил, потому что поработал на славу (раздаются петушки на палочке).
Вам пора возвращаться обратно в детский сад, жду вас еще раз в гости…
(Дети возвращаются обратно в группу). Играет русская народная песня. Дымковская барышня уходит. Детей встречает воспитатель.
5. Итог работы.
Анализ детских работ
- Ребята, где вы были? Чем занимались?
- Посмотрите на свои расписные игрушки. Какие они красивые!
- А вам нравятся ваши работы?
- Расскажите чем рисовали узор? Какие элементы росписи использовали для составления узора?
- Какие краски использовали?