Дорогина Жанна Анатольевна
Конспект открытого занятия по ФЭМП в старшей подгруппе «Необычные приключения детей на острове Сокровищ. Число 9»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Развитие логического мышления и закрепление элементарных математических представлений у детей старшего возраста посредством занимательного игрового материала.
Задачи:
-Формировать знания детей об образовании числа 9 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 8 и 9. Закреплять знания числового ряда. Учить пользоваться количественным и порядковыми числительными, считать в пределах 9 и обратно.
Публикация «Конспект открытого занятия по ФЭМП в старшей подгруппе „Необычные приключения детей на острове Сокровищ, Число 9“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Открытые занятия. Конспекты
- Пираты и сокровища
- Старшая группа
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Число и цифра 9. Состав числа девять, счёт до девяти
- Темочки
-Упражнять в умении сравнивать предметы различной величины, размещая их в ряд в порядке возрастания (убывания, длины, высоты. Дать возможность на практике применить имеющиеся знания, для получения результата.
-Закрепить в самостоятельной деятельности знания геометрических фигур.
Продолжать закреплять представления детей о частях суток и их последовательности.
-Совершенствовать умение двигаться в заданном направлении и обозначать его словами: вперед, назад, направо, налево.
-Продолжать развивать мыслительные операции детей: память, внимание, речь, фантазию, воображение, логическое мышление, творческие способности, в ходе самостоятельного выполнения полученных заданий.
-Воспитывать интерес к занятиям по математике. Мотивировать детей к самостоятельному решению поставленных задач.
Предварительная работа: Совместно с родителями, детям предложено сделать по 2 странички в мини-книжку с загадками и пословицами; разучивание пальчиковой гимнастики «Паучок», стихотворения о частях суток и цифре 8.
Методические приемы: применение поискового метода, групповая работа, работа в парах, наглядный метод (работа по карте,практический (решение и анализ возникших ситуаций,словесные методы (занимательный игровой материал, показ, вопросы, объяснение, игровые методы, сюрпризный момент, мотивация личной заинтересованности ребенка (желание применить свои навыки).
Оборудование: плоскостные геометрические фигуры 5 цветов, карта – плакат с планом, карта-схема, плоскостные заготовки камней с цифрами, магнитная доска, пособие «Пальмы» (различной высоты, раздаточный материал (зонтики и листочки, сундук, призы, ковер-самолет.
1. Ход занятия.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. РЕФЛЕКСИВНЫЙ КРУГ.
Ты шагай, ты шагай, Своей дорогой не зевай.
Ты шагай, ты шагай, Себе пару выбирай.
Поздоровайся ладошкой, Поздоровайся и ножкой,
Плечиком и локотком, И конечно язычком -Здравствуйте!
-На прошлом занятии по математике, мы с вами закрепили образование числа 8. Сегодня мы познакомимся с числом 9, узнаем, как оно образуется, научимся считать до 9 и обратно, вспомним геометрические фигуры, последовательность частей суток.
Приходит Пират-Ярослав
-Привет детишки! Что –то, скучно мне стало на моем острове. Хочу поиграть, а не с кем. Мне чайки нашептали, что у вас в садике, самые веселые, самые умные дети, вы знаете буквы, цифры, разные фигуры. Вот я и хочу дать вам задание, и проверить, справитесь вы или нет. Если найдете мои сокровища, я их вам отдам. А если не найдете, заберу вас к себе на остров. Задание сложное, поэтому, даю вам подсказку, карту острова сокровищ. А я буду сидеть на самой высокой пальме и наблюдать за вами (уходит).
- Вот это да! Ну что же ребята, сегодня у нас будет очень необычное занятие по математике. Мы с вами побываем на необитаемом острове, «Острове сокровищ». Пират бросил нам вызов, он думает мы не справимся с его зданиями, и не найдем его сокровища. Так вот, наша задача найти сундук с сокровищами. Но путь к этим сокровищам долог и труден, и нам надо будет выполнить немало разных заданий. Сейчас мы сядем на наш волшебный ковер-самолет, вы закроете глаза, а я скажу волшебные слова и мы окажемся на необитаемом острове.
(Звучит Шум прибоя и крик чаек. «Абра-кадабра! Крибле –Крабле –Бумс!»)
Вот мы с вами и на пиратском острове. А теперь оглянитесь и посмотрите как тут интересною. Ну а теперь давайте посмотрим карту, которую пират нам оставил. (Воспитатель показывает плакат с заданиями)
Давайте посчитаем вместе, сколько будет всего заданий.
А теперь смотрите внимательно вокруг, и найдите задание под №1.
Карточка с заданием №1.
Вот первое из них. Ребята, а какая геометрическая фигура изображена у нас на этой карточке? (треугольник, правильно)
- Чтобы пройти первый шаг, вам нужно будет ответить на вопросы. Я буду задавать, а вы быстро отвечайте. Готовы? Дети встают в круг.
- Какое сейчас время года? (зима)
- Перечислите все зимние месяцы? (декабрь, январь, февраль)
- А сколько всего зимних месяцев? (3)
- А сколько всего дней в неделе? (7) Назовите какие дни недели, вы знаете?
- Как называется часть суток, когда мы просыпаемся, умываемся и чистим зубы, делаем зарядку и идем в садик? (утро)
- Как называется часть суток, когда дети играют в садике, обедают? (день)
- Как называется часть суток, когда дети идут домой из садика? (вечер)
- Какое время суток наступает, когда мы ложимся спать? (ночь)
Еще раз давайте с вами повторим, что сутки состоят из четырех частей: утро, день, вечер и ночь.
А наша Яна даже знает стишок про части суток, послушайте.
Утро наступает, солнышко встает,
Всех ребяток будит, в детский сад зовет.
День уж наступает, много дел у нас:
Погулять, покушать, и настал сон-час,
А потом конечно вечер подойдет,
Нас домой из сада мама заберет.
Скоро ночь наступит, всем нам спать пора,
Спать мы будем крепко до самого утра!
- Молодцы с этим заданием справились. Давайте найдем и прочитаем следующее, 2-е задание пирата.
Карточка с заданием №2
-Ребята, какая геометрическая фигура изображена у нас на этой карточке? (прямоугольник)
Скажите вы помните, какое число мы вами закрепили на предыдущем занятии? Тогда отгадай те мою загадку?
Быстро ходит Осьминог. - У него же восемь ног!
Быстро нить плетет Паук. - У него же восемь рук!
Кто бы мне приделать смог, Восемь рук, И восемь ног!
Посмотрите на доску, на столе лежали яблоки. Сколько их Яна? (8) В гости пришел Ваня и принес еще 1 яблоко. Сколько всего стало яблок? (9). Давайте посчитаем хором. Как же получилось число 9 Максим? К 8 добавили 1, получилось число 9. Посмотрите на цифру 9 .
[i]Кот улегся на карниз, Хвост пушистый свесил вниз,
Котик, котик, до чего ж на девятку ты похож. [/i]
Сейчас мы поработаем за столами, и для начала разомнем наши пальчики.
Динамическая пауза. «Паучок»
Паучок ползет по ветке, а за ним ползут и детки (пальцы одной руки бегут по ветке вверх до локтя)
Дождик с неба вдруг полил, паучков на землю смыл (пальчиками показ дождика с неба, смываем ладошками с предплечий)
Солнце стало припекать, паучок ползет опять,
а за ним ползут и детки, чтобы поиграть на ветке (ползут по ветке)
Перед вами лоточки с раздаточным материалом и набор цифр. Мы будем выкладывать в 2 ряда, верхний и нижний ряд.
-Итак, в верхнем ряду положите 8 зонтиков, а рядом цифру, которая обозначает количество зонтиков. В нижнем ряду выложите на 1 листочек больше, чем зонтиков и цифру, которая обозначает их количество. Сколько листочков вы выложили? (9)
- Где у нас больше фигур, в верхнем или нижнем ряду? На сколько листочков больше,чем зонтиков? Что больше число 8 или число 9? (9) 8 больше или меньше 9? (меньше). Число 9 больше или меньше 8? (больше) На сколько число 9 больше числа 8? (1) На сколько число 8 меньше числа 9? (1)
- А как сделать так, чтобы фигур в обеих рядах стало поровну? (убрать 1 листочек)
- А как еще можно сделать, чтобы стало поровну зонтиков и листочков? (добавить 1 зонтик) –
-Так как же получилось число 9? Мы к 8 добавили 1.
-Молодцы, вы всё правильно сделали и правились с этим заданием.
Карточка с заданием №3.
А теперь смотрите внимательно вокруг, и найдите задание под №3.
Ребята, а какая геометрическая фигура изображена у нас на этой карточке? (квадрат)
- На нашем пути к сокровищам много препятствий. Нам надо будет сейчас ребята перебраться через болото по камням. Но камни эти необычные, а пронумерованные от 1 до 9. Шагая по камням по порядку, мы будем их считать. Но посмотрите, камни лежат не на своем месте, нас хотят запутать. (Воспитатель просит детей выложить пронумерованные камни по порядку и посчитать).
- Ребята, а нам ведь всё равно придётся возвращаться обратно домой, давайте сразу проверим, знаете ли вы обратный счет.
(Воспитатель вызывает другого ребёнка для счёта наоборот).
- Молодцы, дети, и тут справились! Вот мы и приблизились еще на один шаг к сокровищам.
Ищем карточку с заданием №4.
А теперь смотрите внимательно вокруг, ищем следующее задание.
-Ребята, а какая геометрическая фигура изображена у нас на этой карточке? (круг). Чтобы продвинуться дальше, нам нужно выполнить следующее задание, но сначала отгадайте мою загадку.
Возле леса на опушке, трое их живет в избушке,
Там три стула и три кружки, три кровати, три подушки,
Угадайте без подсказки, кто герои этой сказки? («Три медведя»)
Правильно, помните, у медведей в домике, все предметы были разные по…
Величине.
Сейчас мы с вами поиграем в игру, и посмотрим, умеете вы сравнивать предметы по величине. Мы же с вами на острове и игра называется:
«Посадим пальмы в ряд» Дети усаживаются на коврике.
- Нам надо расставить пальмы в ряд, начиная от самой низкой и заканчивая самой высокой. (Предварительно дети вспоминают правило раскладывания предметов – слева на право.)
-Давайте теперь расскажем про каждую пальму, какой она высоты? (самая низкая, низкая, высокая, самая высокая).
-Максим, какая по высоте первая пальма? (самая низкая)
-Яна, какая по высоте вторая пальма? (низкая)
-Ваня, какая по высоте 3 пальма (высокая)
-Максим, какая по высоте 4 пальма? (самая высокая)
Затем дети выстраивают пальмы в обратном порядке, начиная от самой высокой и заканчивая самой низкой. (Самая высокая, высокая, низкая, самая низкая).
Очень хорошо, и с этим заданием вы тоже справились.
- Ну вот ребята, мы с вами выполнили практически все задания, мы совсем уже близко к сундуку с сокровищами.
И наконец последнее задание №5. Ребята, а какая геометрическая фигура изображена у нас на этой карточке? (овал). Что то привязано к карточке, давайте посмотрим.
- Что же здесь? Здесь есть схема. Давайте будем двигаться по ней: от двери прямо 5 шагов вперед, потом 2 шага налево, развернуться и еще 5 шагов вперед, возможно мы тут что-то найдём. (Находим сундук с сокровищами).
Ура! Сокровища мы нашли, ну а где же пират? Наверное, он отправился в море. Вот бы он удивился, что вы справились со всеми его заданиями. Мне было очень интересно, а вам? Я предлагаю ему на память подарить нашу замечательную мини-книжку с цифрами и загадками, которую мы с вами делали, пускай цифры учит и нас вспоминает! Вы согласны? Давайте положим ее вот сюда, под пальму, пират вернется и найдет наш подарок.
- А сейчас мы сядем на наш волшебный платок, вы закроете глаза, а я скажу волшебные слова. А когда откроете глаза, увидите, что мы вернулись с острова обратно к нам в детский сад, и там мы рассмотрим пиратские сокровища.
(Шум моря и крик чаек). «Абра- кадабра! Крибле - крабле – бумс…»
-Открываем глаза. Мы в садике. Ура.
Рефлексия:
Давайте вспомним. Где мы с вами побывали? Чем мы сегодня занимались на занятии? Что мы делали, чтобы найти сокровища? (ответы детей – прыгали по камням, чтобы перебраться через болото, повторяя прямой и обратный счет; сравнивали по величине- выстраивали пальмы в ряд; искали сундук, и т. д.) Зачем мы это делали? (Хотели показать пирату свои знания). Что новое мы узнали? Важно ли то, что вы сегодня узнали? Для чего вам это пригодиться в жизни? Какое задание было для вас самым трудным? Почему? Какое задание больше всего понравилось? Почему? Я хочу вам сказать, вы большие молодцы! Мне было приятно, что вы не растерялись и справились со всеми заданиями пирата. Ваня посчитал камни в обратном порядке. Яна, правильно расставила пальмы и назвала их, а еще рассказала нам стишок про части суток. Максим первым выложил фигурки за столом.
Ну что открываем сундучок, посмотрим сокровища? (Значки путешественников, ракушки и шоколадки).
-На этом наше занятие закончено, всем спасибо, идем в группу и расскажем остальным ребятам о нашем приключении.