Юлия Викторовна Назаркина
Конспект открытого занятия по ФЭМП в подготовительной группе «Число 17»
Тема: Занятие 22.
Программные задачи. Количество и счёт: число 17.
Геометрические фигуры: рисование символического изображения собачки.
Ориентировка в пространстве: ориентировка на листе бумаги.
Цели.
Продолжать знакомить с образованием числа 17.
Закреплять:
- умение записывать число 17;
- рисовать символическое изображение собачки в тетради в клетку.
Учить:
- анализировать узор и продолжать его по образцу;
- понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно;
- упражнять в определении расположения предметов на листе бумаги;
- решать логическую задачу.
1. «Продолжаем знакомиться с образованием числа 17».
- Чтобы узнать тему нашего занятия, послушайте стихотворение:
В двух автобусах сидят
Семнадцать маленьких утят.
Они учиться все хотят
И в школу дружно все спешат.
- Сегодня мы будем продолжать знакомиться с числом и цифрой 17. Для этого посмотрим на своё первое задание в тетради, где маленькие утята спешат на автобусе в школу.
Задания и вопросы:
- Сколько утят в первом автобусе? (Десять).
- Напишите число десять в первом прямоугольнике.
- Сколько утят во втором автобусе? (Семь).
- Напишите цифру семь в третьем прямоугольнике.
- Сколько утят в двух автобусах? (Семнадцать).
- Как получилось число 17? (К десяти прибавили семь).
- Напишите число семнадцать в последнем прямоугольнике.
- Прочтите получившийся пример.
2. Состав числа 17.
- А сейчас давайте посчитаем, из каких чисел состоит число 17 и поселим эти числа в домике, где живёт число 17.
Я возьму 17 палочек и поделю их между Ильёй и Настей. Только Илье дам 1 палочку, а остальные Насте. Сколько палочек у Насти? (16).
- Значит, какие числа мы поселим в домик к числу 17? (1 и 16).
(И так далее, пока не запишем весь состав числа 17.)
- Посмотрите, сколько чисел живёт в доме с числом 17.
3. «Продолжите узор».
- А сейчас посмотрите на второе задание. Вы должны закончить узор до конца строчки.
- Никита вместе с вами выполнит задание на доске.
4. «Слушай и рисуй»
- Переходим к третьему заданию, где нарисованы стулья.
Задания и вопрос:
- Нарисуйте мяч на первом стуле.
- Нарисуйте мяч под вторым стулом.
- Нарисуйте мяч справа от третьего стула.
- Нарисуйте мяч слева от четвёртого стула.
- Где нарисовали мячи? (На стуле, под стулом, справа от стула, слева от стула).
5. Физкультминутка «Найди своё место»
У каждого ребёнка карточка с цифрой. Дети свободно бегают по группе. На сигнал «Стройся!» дети выстраиваются в колонну по порядку, ориентируясь на цифры соседа.
6. «Будь внимательным»
- Найдите четвёртое задание в тетради. Вы сможете сами догадаться, какое здесь задание? (Ответы детей).
- Закрасьте столько кружков, сколько отличий между клоунами.
Задания и вопрос:
- Сколько кружков закрасили? (Четыре).
- Назовите отличия. (Клоун слева играет семью шариками, а клоун справа – девятью; у клоуна слева три пуговицы, а у клоуна справа – две; у клоуна слева цветок на шляпе с пятью лепестками, а у клоуна справа – с четырьмя; у клоуна слева воротничок с пятью треугольниками, у клоуна справа – с шестью).
7. «Рисуем собачку»
- Посмотрите на последнее задание и скажите мне, что надо сделать в этом задании. (Справа нарисовать собачку, начиная от точки, точно такую же, как слева).
Вопросы:
- Из каких геометрических фигур нарисована собачка? (Из прямоугольников)
- Сколько прямоугольников? (Восемь).
8. Самоконтроль и самооценка выполненной работы.
- Давайте посмотрим, как вы выполнили задания. В первом задании написали пример 10+7 =17. Во втором продолжили узор. В третьем рисовали мяч на стуле, под стулом, справа от стула, слева от стула). В четвёртом считали отличия между клоунами и закрашивали кружки. В пятом задании рисовали собачку по образцу.
Если выполнены правильно пять заданий, то у ребёнка должно быть пять смайликов. Если есть ошибки, то меньше.