Елена Кирьянова
Конспект открытого занятия по ФЭМП «Путешествие в математическое Королевство. Счёт в пределах 20»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие элементарных математических представлений, формирование по-знавательного интереса, логики, мышления, анализа, проектирования своей
деятельности.
Программное содержание:
I. Образовательные задачи:
1. Закреплять умение узнавать геометрические фигуры и описывать их (прямоугольник, ромб, трапеция, треугольник, пятиугольник, квадрат, круг)
2. Закреплять знания о днях недели, о временах года, о частях суток.
Публикация «Конспект открытого занятия по ФЭМП „Путешествие в математическое Королевство, Счёт в пределах 20“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Открытые занятия. Конспекты
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Темочки
3. Закреплять количественный, порядковый и обратный счёт в пределах 20.
4. Совершенствовать навыки решения математических выражений и неравенств.
5. Продолжать формировать умение решать арифметические задачи и задачи на логику.
6. Закрепить состав числа 8.
7. Совершенствовать навыки ориентировки в пространстве и от себя (справа-слева, под-над)
II. Развивающие:
развивать мышление, память, внимание, мелкую моторику пальцев рук, словарный запас, познавательный интерес.
III. Воспитательные:
формировать умение слушать взрослого, быстро выполнять задания, оказывать помощь, работать в команде.
IV. Словарная работа (обогащение и активизация словаря) – математические термины : ромб, прямоугольник, пятиугольник, трапеция, углы, стороны, математическое выражение, неравенство, сумма.
Материал и оборудование : ИКТ, презентация, мяч
Демонстрационные материалы :
Календарь суток
Календарь времён года
Календарь дней недели
Раздаточный материал :
Математические наборы
Геометрические фигуры
«Ковёр» с заплатками
Карточки с заданиями
Предварительная работа :
- дидактические игры математического содержания
- решение логических задач
- решение простых арифметических задач
Ход занятия:
(СЛАЙД 1) Воспитатель:
- Ребята, к нам сегодня на занятие пришли гости посмотреть, чему вы научились, и как много знаете. Поздоровайтесь с гостями.
- Давайте встанем в круг, возьмёмся за руки и улыбнёмся друг другу.
Дети вместе с воспитателем становятся в круг.
- В круг широкий, вижу я,
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо 1, 2. 3.
А теперь пойдем налево 1, 2. 3.
В центре круга соберемся 1, 2. 3
И на место все вернемся 1, 2. 3.
Улыбнемся, подмигнем,
И занятие начнём.
(СЛАЙД 2) - Ребята, сегодня когда я пришла в детский сад, обнаружила письмо. Здесь написан адрес дошкольного корпуса. Может это нам? А какой адрес нашего корпуса?
( Дети называют адрес: г. Москва, ул. Донецкая, д. 21, дошкольный корпус «Семицветик», ребятам подготовительной группы №3)
(СЛАЙД 3) - Да, это нам. Послушайте, что здесь написано.
«Дорогие ребята! Мне очень нужна ваша помощь. Какие-то проказники очень досаждают мне, делают всё наоборот. Помогите мне, пожалуйста! Королева Математика»
- Вы согласны помочь? (Да).
Нам нужно точно знать, сколько человек отправится в путешествие, чтобы никого не потерять дорогой. (Дети пересчитываются. Последний говорит: в путешествие отправляется 25 детей)
Но перед тем, как отправиться в Королевство Математики нам нужно размяться! В этом нам поможет мяч.
Разминка.
-Маша, назови соседей числа 5.
- Лёша, назови соседей числа 10.
- Оля, назови соседей числа 12.
-Лера, сосчитай от 3 до 7
-Аня, сосчитай от 5 до 12
- Илья, сосчитай от 10 до 4
-Полина, сосчитай от 11 до 8
- Если к этому числу прибавить 1, то получится 10. Какое это число? (9)
-Буратино загадал число на 3 больше, чем 2. Какое число загадал Буратино?
- Ване 10 лет. Сколько ему было год назад? (девять лет)
-Оксане пять лет. Сколько лет исполнится девочке через 2 года? (семь)
-В вазе лежали сливы. Прибежало двое детей и каждый взял по сливе. На тарелке осталась лежать ещё одна слива. Сколько слив было на тарелке до прихода детей? (на тарелке было три сливы)
-Мама, папа, дочка и подружка пошли на речку. Все кроме подружки пошли купаться. Сколько людей осталось на берегу? (на берегу остался 1 человек)
- У бабушки Даши внучка Маша
Кот Пушок, собака Дружок.
Сколько у бабушки внуков? (1)
- На дереве сидят 4 птицы: 2 воробья, остальные вороны.
Сколько ворон? (2)
- 9 грибов нашел Вадим,
А потом еще один.
Вы ответьте на вопрос:
Сколько он грибов принес? (10)
- Пять лисят песок копают.
Три на солнце отдыхают.
Два купаются в золе.
Сколько всех, скажите мне? (10)
- Пять индюков купили сапоги.
Сосчитать сапоги помоги. (10)
- Размялись, а теперь отправляемся в путешествие!
- Ребята, а на чем мы можем путешествовать?
- Верно! А на чём отправимся в путешествие мы, вы узнаете, отгадав загадку.
Ни пера, ни крыла, а быстрее орла! Только выпустит хвост – понесётся до звёзд! (Ракета) Верно! Сейчас каждый из вас сконструирует свою собственную ракету! А делать мы это будем из счётных палочек. Проходим за столы.
(СЛАЙД 4) - Перед вами на экране образец. Внимательно его рассмотрите! Для того, чтобы сконструировать точно такую ракету, вам понадобятся 11 счётных палочек. Отсчитываем и приступаем к конструированию!
- Вижу у всех получились ракеты, сравните свои ракеты с образцом. У всех так? (Да) А мы отправляемся в путь. Начинаем обратный отсчёт! (дети считают от 20 до 0)
(СЛАЙД 5) Вот мы и в королевстве Математики.
Ворота закрыты. Почему?
2. (СЛАЙД 6) – Посмотрите, на воротах королевства необычные часы. Что обычно показывают часы? (время) А эти показывают части суток, дни недели и времена года, но и они не исправны. Разве сейчас ночь? Зима? Суббота?
- Предлагаю разбиться на команды и исправить ошибки. Первый ряд – справляет часы, показывающие части суток. Второй ряд – часы, показывающие времена года, а третий ряд исправляет часы, показывающие дни недели (работа в 3-х командах)
Ребята, вот мы и в королевстве Математики! Но что это? На ваших необычных часах задание от Королевы. Ах, вот в чём дело! Для каждой команды подготовлены испытания и их нужно пройти, чтобы помочь Королеве! Поможем? (Да)
Пока одна команда выполняет задания, две другие внимательно слушают. Если команда дала правильный ответ, то вы хлопаете в ладоши, если не правильный – топаете ногами.
Задание команде 1:
- В какое время суток королева будет обедать? (Днем)
- Что будет делать королева на кухне вечером? (Ужинать)
- Назовите часть суток по порядку. Начните с утра. (Утро, день вечер, ночь)
- Какая часть суток идёт после дня?
- Какая часть суток перед утром? (ночь)
- Сколько всего частей суток?
-Какое время суток самое светлое (день)
-Если первая часть суток - утро. То какая третья часть (вечер)
-В какое время суток вы приходите в детский сад?
- В какое время суток на небе можно видеть луну и звёзды?
Задание команде 2:
-Сколько месяцев в году? (12)
-Какой из нижеперечисленных месяцев не относится к осенним?
• а) сентябрь
• б) декабрь
• в) октябрь
• г) ноябрь
-Перечислите все времена года по порядку (Зима, весна, лето, осень)
- Назовите летние месяцы (июнь, июль, август)
-Сколько месяцев у каждого времени года? (три)
-Каким месяцем заканчивается год?
-Когда возвращаются птицы с юга?
-В каком месяце дети идут в школу?
-Когда облетают листья с деревьев?
-Как называется самый первый месяц года?
Задание команде 3:
1. Какой сегодня день недели?
2. Какой вчера был день недели?
3. Какой завтра день недели?
4. Сколько всего дней в неделе?
5. Какой день идёт после вторника?
6. Какой день недели идёт перед четвергом?
7. Как называется пятый день недели?
8. Сегодня четверг. Через неделю мы пойдём на экскурсию. В какой день недели мы пойдём на экскурсию? (в четверг)
9. Какой день стоит между вторником и четвергом? (среда)
10. У Паши день рождения в пятницу, а сегодня только вторник. Сколько дней до Пашиного дня рождения? (три)
- Молодцы! Теперь препятствий больше нет, и мы можем пройти за столы!
3. (СЛАЙД 7) Воспитатель обращает внимание детей на экран, на котором изображён «ковёр»
1. - Посмотрите, это ведь любимый ковёр королевы Математики, и он весь в заплатках! Ребята, а заплатки-то не простые. На что они похожи?
(на геометрические фигуры)
- Оказывается, Королева хотела заплатки для своего любимого ковра совсем другого цвета, а ей всё напутали! Нужно подобрать для каждой заплатки заплатку, совпадающую по форме, но не совпадающую по цвету и тогда мы сможем починить ковёр. Перед каждым из вас имеются такие коврики и геометрические фигуры. Разложите геометрические фигуры на ковре так, чтобы геометрические фигуры совпадали, а цвет был другим!
(дети выполняют задание, а я прохожу, смотрю). Когда все заканчивают спрашиваю:
- Какая фигура в левом верхнем углу? Что ты можешь рассказать об этой фигуре?
- Какая фигура в правом нижнем углу? Что ты можешь рассказать об этой фигуре?
- Какая фигура в левом нижнем углу? Что ты можешь рассказать об этой фигуре?
- Какая фигура в правом верхнем углу? Почему она так называется? Что ты можешь рассказать об этой фигуре?
(например, это квадрат, у него четыре угла, все стороны равны, квадрат похож на)
-Какая фигура стоит справа от ромба? Что ты можешь о ней рассказать?
-Какая фигура стоит слева от овала? Что ты можешь о ней рассказать?
-Какая фигура стоит над пятиугольником? Что ты можешь о ней рассказать?
-Какая фигура стоит под квадратом? Что ты можешь о ней рассказать?
- Молодцы!
3. (СЛАЙД 8) Ребята, впереди лужайка, где рос любимый цветок королевы, а сейчас его нет. Остался всего один лепесток! Но я знаю, как нам помочь королеве! Цветок этот волшебный и если правильно решить математическое выражение, то появится следующий лепесток! Справитесь? Кто знает верный ответ, поднимаем руки! (спрашиваю желающих)
А теперь давайте немного разомнёмся. Встали.
Физкультминутка.
Раз – согнуться, разогнуться.
Два – нагнуться, подтянуться.
Три – в ладоши три хлопка
Головою три кивка.
На четыре – руки шире
Пять, шесть – тихо сесть.
4. Игра «Больше или меньше»
Ребята, перед вами лежат карточки и математические наборы. Вам нужно достать знаки больше-меньше и верно их расставить. Открываем математические наборы.
Прохожу, смотрю, правильно ли выполняют задания.
- Кто хочет прочитать свою карточку? (спрашиваю 2-х, 3-х детей)
- На ваших карточках осталась пустой одна строчка. Составьте каждый своё неравенство. (смотрю у всех, поправляю, если у кого не верно, спрашиваю 2-х, 3-х детей)
Чтобы выполнить следующее задание, мы должны провести гимнастику для глаз.
Гимнастика для глаз
Мы с вами долго занимались. Наши глазки так устали
(дети трут ладони, разогревают их)
Мы дадим им отдохнуть и закроем не спеша ладонями глаза
(закрывают ладонями глаза, далее выполняют по тексту)
Посидим в темноте. Краска чёрная везде.
А теперь их открываем и
немного поморгаем: раз, два, три, четыре, пять.
Головою не верти, влево посмотри, вправо погляди.
Глазки вверх, глазки вниз, поработай, не ленись!
(СЛАЙД 9) -Ребята, посмотрите на экран. Ёжик нёс яблоки в подарок королеве, но шалуны и тут постарались, рассыпали все яблоки. Поможем ёжику? Только в каждую корзину нужно положить по 2 яблока, но так, чтобы в сумме получилось число 8. Давайте вспомним с вами состав числа 8. 8 – это 1 и 7, 2 и 6, 3 и 5, 4 и 4. А теперь проверим правильно ли мы сказали! И с этим заданием вы справились!
(СЛАЙД 10) -Ребята, посмотрите! Ведь это любимая картина королевы Математики, она сама нарисовала её, постаралась, чтобы в каждом вертикальном и горизонтальном рядах кораблики не повторялись. Но шалуны стёрли 2 кораблика. Сможем восстановить картину? Чем отличаются кораблики? Внимательно теперь посмотрите на картину и скажите, какой третий кораблик должен стоять во втором ряду? А какой в третьем ряду? (ответы детей)
(СЛАЙД 11) Королева Математика Благодарит нас и говорит Спасибо! Даже её друзья цифры вышли поблагодарить вас!
Ну а теперь нам пора возвращаться в детский сад, а для этого нужно сосчитать от 1 до 20.
Итог.
- Расскажите, чем вы занимались? Какие знания вы получили?
- Ребята, расскажите, что больше всего вам понравилось в Королевстве Математики?
- Вы знаете, и мне понравилось, как вы справились с заданиями в Королевстве Математики.