ГАРИБОВА ТАТЬЯНА
Конспект открытого занятия по формированию экологического воспитания в средней группе «Поможем Матушке природе»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия по формированию экологического воспитания в средней группе
«Поможем Матушке природе»
Воспитатель :
Гарибова Т. В.
Публикация «Конспект открытого занятия по формированию экологического воспитания в средней группе „Поможем Матушке природе“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Цель: Расширять представления детей о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, взаимосвязи природы и человека, познакомить детей с системой очистки воды при помощи различных материалов.
Задачи:
Образовательные: создавать условия для:
- развития познавательного интереса к миру природы;
- формирования первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;
- развития умений проводить несложные опыты с водой;
- обобщения представлений детей об элементарных предметных понятиях: «природа», «живое», «неживое» (Познавательное развитие);
- предупреждения утомляемости детей (Физическое развитие);
- активации словарного запаса детей: природа, насекомые, рыбы, помощь.
- развития умения понятно для окружающих выражать свои мысли (Речевое развитие) ;
- формирования навыков коллективного общения;
- формирования партнерских отношений у детей в процессе исследовательской деятельности;
- формирование представлений детей о свойствах бумаги: намокает в воде, становиться тяжелее (Социально-коммуникативное развитие);
Воспитательные : создавать условия для воспитания гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом.
Развивающие: создавать условия для развития воображения, внимания, мышления, целостного восприятия предметов.
Подготовительная работа: Чтение энциклопедии «Отчего и почему?», чтение художественной литературы В. Бианки «Приключение муравьишки», проведение беседы «Лес и человек».
Материалы и оборудование для занятия :
Аудио запись голоса птиц, звуки леса, шум воды, мультимедийный проектор, экран; карточки с правилами поведения в природе, изображение муравейника. камни с цифрами, мусорные корзинки, бумажные цветы, для опыта: стаканчики, фильтры (ватные диски, марля, ситечко, активированный уголь, плотная ткань, салфетка, банка с грязной водой, воронки, халаты и шапочки на всех детей.
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель :
Собрались все дети в круг (встают в круг)
Я твой друг (руки к груди)
И ты мой друг (протягивают руки друг к другу)
Крепко за руки возьмёмся (берутся за руки)
И гостям мы улыбнёмся (улыбаются)
Воспитатель : Ребята посмотрите, сколько гостей у нас сегодня. Давайте с ними поздороваемся.
Воспитатель : Утром мне по электронной почте пришло необычное письмо. Посмотрите на экран. (слайд. 1) Сейчас я вам его прочитаю.
«Дорогие друзья! Я обращаюсь к вам с просьбой о помощи!
К нам в лес попали люди, которые не знают правил поведения на природе и не понимают их важность. Они натворили много бед! Пострадали муравьи среди сосен и другие звери в лесу, рыбки в речке, погибают кувшинки. Помогите навести порядок, спасите братьев ваших меньших!
Матушка природа»
Воспитатель : Вот такая беда приключилась. Ну что ребята, хотите отправиться в гости к матушке природе и помочь навести там порядок?
И отправимся мы с вами в лес. А что такое лес? Что растёт в лесу?
Дети: Лес – это, деревья, кусты, травы, ягоды, грибы, насекомые, птицы, звери)
Воспитатель : Деревья – это основа леса. Они выделяют кислород, необходимый для чистого воздуха, являются жильём и убежищем для зверей и птиц.
Воспитатель : Но прежде чем отправиться в лес, нужно вспомнить правила поведения на природе. Давайте напомним друг другу, возьмите картинку и расскажите. (Дети рассказывают правила в стихах, показывают соответствующую картинку)
Воспитатель : Молодцы, вы всё знаете. Теперь мы готовы отправиться в гости к Матушке природе?
Воспитатель : Ну что, готовы? Давайте попросим ветерок помочь нам. Возьмёмся за руки, закроем глаза и дружно скажем:
«ВЕТЕРОК ПОДУЙ СИЛЬНЕЙ, УНЕСИ НАС В ЛЕС СКОРЕЙ.»
(слайд 2) На экране появляется картинка леса.
Воспитатель : Посмотрите, ребята, вот мы с вами и в лесу.
(слайд 3) На экране появляются муравьи.
Воспитатель : Что вы можете сказать о муравьях? Какие они?
( Ответы детей: Маленькие, трудолюбивые, сильные, они могут поднять вес, который больше их в несколько раз)
Воспитатель : Иногда случается так, что муравей далеко уходит от домика и сбивается с пути. Тогда он бросается туда-сюда, останавливается и бежит, он разыскивает дорогу. Что же помогает ему найти дорогу? Муравьи определяют, куда идти по запаху. Но не только по запаху. Оказывается, что муравьи обладают очень хорошей памятью. Они запоминают, что расположено около домика, какие деревья, цветы, кустарники, так находят дорогу домой. По запаху они отличают чужих муравьёв от своих и не терпят, когда к ним заползает чужой муравей. Как называется дом у муравьёв (Муравейник) А из чего он сделан? И где находится? (Из палочек и хвойных иголочек, среди деревьев)
Воспитатель : Дети, какую пользу приносят муравьи? (ответы детей)
Воспитатель : Муравьи помогают птицам, они опускаются на муравейник, вытягивают крылья и так сидят несколько минут. Муравьи ползают по птице, выделяют кислоту и ей уничтожают вредных насекомых, которые кусают птицу.
(слайд 4)
Ой, беда, беда, беда
Пропала муравьиная нора,
На муравейник кто-то наступил,
Потом камнями завалил!
Ребята, давайте муравьям поможем,
Камни снова на тропинку сложим.
(дети берут камни, рассматривают их, на них цифры)
Д/и «Тропинка» (от 1 до 8)
Дети, вам надо не только восстановить тропинку, а камешки расположить по порядку от 1 до 8. Чтобы муравьи нашли дорогу домой. Справитесь?
Воспитатель : Молодцы ребята, вы справились с заданием. Посмотрите муравьи довольны и благодарят вас. (слайд 6) Ну а нам пора идти дальше.
Воспитатель : А вот и речка, а в ней и рыбки, о которых говорилось в письме. Посмотрите какие они грустные! Ребята как вы думаете почему?
( Ответы детей: вода в реке грязная)
Воспитатель : А почему она такой стала? Посмотрите, что это?
( Ответы детей: ее загрязнили люди мусором)
Воспитатель : Правильно.
Опытно-экспериментальная деятельность
Воспитатель : А мы с вами можем очистить воду прямо сейчас. Каким образом? ( Ответы детей: собрать мусор) А ещё как? (ответы детей) Я знаю еще один способ. Хотите провести эксперимент? Для этого нам нужно пройти в мини-лабораторию. И захватим с собой воду из речки. (Воспитатель достает колбу набирает воду)
Воспитатель : Скажите, что нужно сделать прежде, чем мы пройдем в мини-лабораторию? Какие правила безопасности нужно соблюдать во время проведения опытов?
Ответы детей: необходимо надеть халаты и головные уборы, не шуметь, не вертеться, быть очень внимательными и аккуратными при работе с веществами и предметами.
Воспитатель : Ребята, когда очищают воду, то это значит – её фильтруют. Значит, мы с вами сейчас что будем делать? (Фильтровать воду). Воду фильтруют с помощью фильтров. В качестве фильтров вы сегодня можете использовать: ___
У вас они лежат на столах. Попробуем отфильтровать воду разными способами и посмотрим, что из этого лучше очистит воду. На столах у вас баночки с грязной водой, воронки и стаканчики, куда будете сливать воду через фильтр.
(Дети по парам фильтруют воду.)
Давайте теперь сравним, после какого фильтра вода стала чище?
А что сделать, чтобы к нам в дом не попала загрязненная вода? (построить очистительные сооружения)
Вот так примерно, ребята происходит очистка воды в очистительных сооружениях, и мы в своих кранах получаем чистую воду.
Посмотрите наши рыбки немного повеселели (слайд 7)
Продуктивная деятельность «Составь картину»
Перед вами плакат с изображением леса. Вам нужно подобрать подходящие изображения того, что мы можем встретить в лесу. Например, животные, птицы, насекомые, растения. Найти каждой картинке свое место и наклеить на плакат.
На отдельном столе приготовлено все необходимое для аппликации: клеенки, клей-карандаш, салфетки, а так же на разносе изображения представителей флоры и фауны. Самостоятельная работа детей. В: Молодцы ребята! Красивая картина у вас получилась. Матушке – природе обязательно понравится.
Давайте картину оставим в лесу.
Заключительная часть
Воспитатель : Ну вот мы всем и помогли.
Ребята нам с вами пора возвращаться в детский сад. (Встаём в круг) Давайте закроем глаза и скажем:
«ВЕТЕРОК ПОДУЙ СИЛЬНЕЙ УНЕСИ НАС В САД СКОРЕЙ»
Открываем глаза мы с вами в саду.
Воспитатель : Посмотрите ребята, а у нам опять по электронной почте пришло письмо (слайд 9)
«Дорогие ребята, спасибо вам за помощь! Вы навели порядок в нашем лесу и позаботились о моих детях! Теперь я вижу, что вы мои настоящие друзья. Я официально назначаю вас защитниками природы и высылаю вам эмблемы. До новых встреч!
Матушка Природа»
Воспитатель : Ребята ну раз мы теперь защитники природы, то и дальше будем спешить на помощь к братьям нашим меньшим, правда?
А теперь скажите, пожалуйста, Вам понравилось наше путешествие? Что больше вам понравилось? (аудиозапись №4)
А в заключении занятия давайте обратимся ко всем людям Вика Яицкая нам сейчас расскажет стихотворение.
Чтоб цветы в лесу цвели,
Всю весну и лето
Мы не будем собирать
Их больших букетов.
Если птенчик из гнезда
Выпорхнул до срока,
Мы поможем, не беда,
Не трещи, сорока.
Хоть и вредный мухомор,
Мы его не тронем.
Вдруг понадобиться он
Жителю лесному.
Хрупкий домик муравья
Надо тоже охранять.
Обязательно он должен
За заборчиком стоять.
Зайчика и ежика —
Жителей лесных
Лучше вы не трогайте!
Охраняйте их!
Давайте, дошколята,
Природу охранять!
О ней ни на минуту
Не надо забывать.
Ведь цветы, леса, поля и речки,
Это все для нас навечно!
Воспитатель : Ребята, я хотела поблагодарить вас за активное участие. Надеюсь, что наше занятие было полезно и познавательно для Вас. А Матушка Природа», передала нам подарки, (эмблемы «Защитники природы» (раздаются эмблемы) И еще вот такой подарок для вас Книга (подарок для детей).