Марина Головнина
Конспект открытого занятия «Осень» с учетом требований ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия по ФГОС «Осень»
Подготовила и провела воспитатель 1 кв категории
Головнина М. В.
Г. Оренбург 2016. г
Цель. Активизировать речь, развивать воображение и творческие способности детей.
Задачи:
-Продолжать учить детей составлять рассказ по серии картинок.
-Закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.
Публикация «Конспект открытого занятия „Осень“ с учетом требований ФГОС» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень, осенняя пора. Консультации
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Открытые занятия. Конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2017
-Развивать умение детей называть признаки осени, изменения в природе, используя, связную речь,
-Познакомить детей как осень вдохновляет поэтов, художников, композиторов для создания произведений искусства;
-Продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения.
- Воспитывать любознательность, умение взаимодействовать друг с другом.
-Воспитывать бережное отношение к природе, желание заботиться о ней.
Используемые формы организации познавательной деятельности детей:
групповая, индивидуальная.
Оборудование и материал:
Стенгазета с изображением Осени-девушки, микрофон, ручка, блокнот, карта маршрута, кленовые, дубовые, березовые листья, грибок, признаки осени, клей, разноцветный песок, кисточки, белые кленовые листья.
Предварительная работа:
• На прогулке наблюдать за тем, как опадают листья с деревьев.
• Беседы об осени;
• Чтение художественных произведений: «Листопадничек» И. Соколов-Микитов,
«Лес осенью» А. Твардовский,стихи об осени А. С. Пушкина, А. Плещеева, А. И. Бунина;
• Разучивание стихов и поговорок об осени;
• Пение песен об осени и слушание музыки;
• Рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением осенней природы;
• Работа с цветным песком;
• Наблюдение за деревьями на прогулке;
Ожидаемый результат:
Дети с интересом наблюдают, делают выводы. Умеют рассуждать, доказывать, выстраивать предложение, устанавливая причинно-следственные связи. Активно и доброжелательно взаимодействуют со взрослыми и сверстниками в решении игровых, познавательных, творческих задач.
Воспитатель
-Ребята, посмотрите, какие предметы лежат у меня на столе?
Дети: Ручка, блокнот, микрофон.
Восп: Как вы думаете, кому нужны для работы эти предметы?
Дети: Журналистам, корреспондентам.
Восп: А где работают журналисты?
Дети: На телевидении, радио, в редакциях журналов, газет.
Восп: Какие должны быть журналисты?
Дети: Честными, умными, правдивыми, смелыми, грамотными, творческими.
Восп: А вы хотите сегодня стать журналистами и создать свою работу?
Дети: Да.
Восп: Я,ребята уже начала создавать стенгазету. Но, думаю, что вместе у нас получиться намного интересней. И название мы придумаем вместе.
-Ребята, наша природа всегда прекрасна, но есть одно время года, которое дарит людям особенную красоту! Природа вспыхивает ярко, загорается, а потом засыпает глубоким сном до весны. Темой нашей стенгазеты будет ответ на загадку.
Пришла без красок и без кисти,
И перекрасила все листья.
О каком времени года говорится в этой загадке?
Восп: Да, действительно, это осень.
-нам с вами предстоит необычная и сложная работа. Как вы думаете, что мы должны сделать, если мы журналисты.
Дети: Собрать как можно больше информации про осень.
Воспит: А поможет нам путевой лист. Возьмем с собой папку чтобы удобнее нести необходимые вещи. И первый пункт это компьютер или ноутбук. Корреспонденты и журналисты должны много знать. И компьютер их помощник. Он может нам о чем –то полезном рассказать.
Презентация «Осень лазами художников, поэтов, композиторов»
_Красоту и величие русской природы осенью воспевают художники-красками, поэты- стихами, композиторы-музыкой. А какие периоды осени вы знаете?
(ранняя, золотая, поздняя)
Осень-время года, которое не оставляет никого равнодушным. Поэтому такие замечательные строки посвящали осени поэты и писатели. Одним из них был всеми любимый А. С. Пушкин….И мы с вами знаем не одно его стихотворение. Давайте вместе вспомним стих-е «Уж небо осенью дышало»
Уж небо осенью дышало (глубокий вдох и выдох)
Уж реже солнышко блистало (руками тянемся вверх к солнышку)
Короче становился день (сели на корточки)
Лесов таинственная сень (покачиваясь с поднятыми вверх руками встают на ноги)
С печальным шумом обнажалась (покачиваясь, опускаются на корточки) Ложился на поля туман (нагнуться с вытянутыми вправо руками)
Гусей крикливых караван тянулся к югу (стоя на ногах, машут руками птицам)
Приближалась довольно скучная пора (шаг на месте)
Стоял ноябрь уж у двора. (остановились).
Воспитатель: (просмотр презентации)
Осень с ее неповторимыми красками, благоприятнейшая пора для творчества и всегда вдохновляла и вдохновляет художников создавать прекрасные произведения. Мастер кисти Иван Иванович Шишкин написал много картин осеннего леса, которые являются шедеврами и не перестают радовать нас.
Одним из самых известных художников, который очень любил писать осень является Исаак Ильич Левитан. Осень была любимейшим времени года для Левитана, и он посвятил ей более сотни своих картин. Картина «Золотая осень»-одно из лучших творений художника.
Богатством своих красот осень привлекала к себе внимание великого русского композитора Петра Ильича Чайковского, который написал муз. альбом «Времена года».В певучей мелодии Чайковского ясно слышится грусть от расставания с уходящим летом, сожаление об увядающей природе.
Воспитатель:
-Посмотрев небольшую презентацию об осени. Что вы могли сказать об этом времени года? (да ребята, действительно осень очень красивое время года, загадочное, яркое)
Но осень знаменита не только своей красотой. Осенью происходят в природе множество интересных явлений.
И следующий пункт 2 -это осенние листочки. (на путевом листке изображен кленовый лист)Но прежде чем отправиться в путь давайте сделаем гимнастику для глаз.
Вот стоит осенний лес (круговые движения глазами)
В нем много сказок и чудес!
Слева- сосны, справа-дуб (влево, вправо)
Дятел сверху, тук да тук. (вверх, вниз)
Глазки ты свои закрой, открой
Поиграли мы с тобой.
Воспитатель: А в лесу легко дышится, такой свежий воздух и наполнен ароматами зеленых лепестков. А вы знаете как себя нужно в лесу себя вести?
Если в лес пришел гулять, свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай.
Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь,
Испугаются зверушки – убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломай, никогда не забывай
Мусор с травки убирать, зря цветы не надо рвать.
Из рогатки не стрелять. В лес приходят отдыхать!
Ребята,посмотрите какой разноцветный ковер из осенних листьев!
Восп: Ребята скажите, а осенние листья они какие?
Дети: Оранжевые, желтые, разноцветные, золотые, яркие, сухие, опавшие, шумящие,
Восп: А что листья делают на ветру?
Дети: Литья кружатся, шуршат, качаются, шепчутся, шевелятся, шумят…
Восп: А как листья летят?
Дети: Плавно, тихо, бесшумно, легко, медленно…
Ребята, волшебница осень приготовила вам игру,- рассыпала литья разноцветным ковром. Выберите себе два одинаковых понравившихся листка.
-А ну-ка вокруг себя повернись и в листочек превратись.
Подвижная игра с речевым сопровождением «Осенние листочки»
Задачи: формирование социальных норм (готовность к совместной деятельности со сверстниками, развивать игровую деятельность, формировать представления об окружающем мире, развивать умение координировать речь и движение.
Мы — осенние листочки.
(Машем головой вправо-влево)
Мы на веточках сидели.
(Медленно поднимаем руки вверх, затем плавно опускаем вниз)
Дунул ветер – мы цепочкой
(Дети поворачиваются в сторону водящего)
Друг за другом полетели.
(Бегаем по комнате на носочках)
Полетели, полетели,
И на землю сели.
( Присаживаемся на корточки каждый к своим листьям : березовые дубовые кленовые
Ветер снова набежал
(Встаем на носочки, тянемся вверх руками)
И листочки все поднял,
Повертел их, покрутил,
(Кружимся вокруг себя на месте)
И на землю опустил.
(Снова садимся на корточки к своим листьям.)
Воспит: С какого дерева лист? (с клена). Значит как мы его можем назвать?
Дети: Кленовый.
Воспит: С какого дерева лист? (с дуба) Значит как мы его можем назвать?
Дети: Дубовый.
Воспит: С какого дерева лист? (с березы) Значит как мы его можем назвать?
Дети: Березовый.
Воспит: Здесь какой признак спрятался? Как вы думаете? (листопад) Все верно.
-А теперь вокруг себя повернись и в ребенка превратись. Ну вот вы снова дети.
Ребята здесь еще и перепутаны признаки всех времен года. Нам нужно собрать признаки, какого времени года? (осени) (на картинках изображены и признаки других времен года, среди них нужно выбрать нужные)
-день короче, а ночь длиннее;
-перелетные птицы улетают на юг;
- люди надевают демисезонную одежду;
-собирают урожай овощей, фруктов и зерна;
- осенние месяца называются сентябрь, октябрь, ноябрь:
1. Сентябрь – рябинник. Как вы думаете, почему его называли рябинником? (потому что в это время появляется рябина).
2. Октябрь – листопадник (потому что опадают листья).
3. Ноябрь – зимник (становится холодно, как зимой).
Молодцы все признаки, которые здесь перепутаны собрали.
Следующий пункт-Гриб…
Пункт №3 (на карте гриб, дети находят, берут и решают что бы они хотели выяснить.
Воспитатель: Гриб- чтобы это значило? Какой же здесь признак затаился?
Воспитатель: Вы смотрите по телевизору прогноз погоды, диктор рассказывает про температуру воздуха, направление ветра, осадки. Осадки? Что это такое? (дождь, снег, туман).
Воспитатель: Дети, а как можно узнать какая будет погода? (посмотреть телевизор, послушать радио, по термометру). Давайте мы с вами сделаем массаж спины, который так и называется «Дождик»
Массаж спины «Дождик»
Дождик бегает по крыше –! (похлопывают ладонями)
По веселой звонкой крыше –! (постукивают пальчиками)
Дома, дома посидите –! (поколачивают кулачками)
Никуда не выходите, –! (растирают ребрами ладоней)
Почитайте, поиграйте –! (растирают плечи)
А уйду, тогда гуляйте –(поглаживают ладонями)
После дождика, смотри, в лесу выросли грибы.
Воспитатель: О каких признаках осени здесь можно сказать?Осенью часто идут дожди. А после дождика обычно растут грибы. Дикие звери делают запасы на зиму, утепляют свои шубки, и некоторые ложатся в спячку.
Как животные и птицы готовятся зимовать?
Пункт №4. И следующий пункт на карте –это кисточка и листья. Красоту русской природы осенью воспевают поэты- стихами, композиторы- музыкой, художники- красками.
Воспитатель: И журналисты ведь должны быть творческими личностями. Правда ребята?
Поэтому, следующее наше задание- раскрасить листья волшебным разноцветным песком. А поможет нам гимнастика для наших пальчиков.
Пальчиковая гимнастика «Про школу»
В школу осенью пойду
«Шагают» пальчиками по столу)
Там друзей себе найду,
Научусь писать, читать,
Загибают по одному пальчику на обеих руках
Быстро, правильно считать.
Я таким ученым буду!
Но свой садик не забуду.
Под музыку дети раскрашивают листочки.
Вы ребята молодцы, столько много у Вас знаний об осени.
Вы собрали много признаков осени, что же нам с ними делать?
Ответ детей: Разместить на стенгазете.
Дети прикрепляют листья с приметами на платье осени.
Воспитатель: Ребята, ну а теперь как настоящие журналисты расскажем что же мы хотели чтобы все ребята знали? Как же мы назовем нашу стенгазету? (Составляют вместе с воспитателем рассказ о получившейся композиции.) Осень.
Итак, я начну а вы по очереди будете продолжать рассказ об осени.
Наступила осень. У осени три месяца : сентябрь, октябрь, ноябрь. Солнце светит уже не так ярко и мало пригревает. Стало холодно. День короче становится, а ночь длиннее. На небе много туч. Часто идет дождь. Осенью в лесу вырастает много грибов. Листья на деревьях становятся желтыми, красными, оранжевыми. Опадают с деревьев и покрывают землю разноцветным ковром. Перелетные птицы улетают на юг. Ежик забирается в норку, а медведь в берлогу на зимовку. Люди одеваются теплее, надевают теплые куртки, шапки, шарфы и сапоги. Берут с собой зонт, чтобы укрыться от дождя. Осенью люди собирают урожай и делают заготовки на зиму. Мне очень нравится это время года. Можно полюбоваться ее красотой.
Я думаю что,наша с вами стенгазета получилась замечательной. Вы были отличными журналистами.
Какое задание было самым сложным?
Какое самым интересным?
Я хочу вам предложить подумать, поразмышлять вместе с мамами и папами дома над тем, что бы было если бы осень не наступила никогда? И на следующем нашем занятии ребятам рассказать. Договорились?
А как вы думаете, почему вы справились со всеми заданиями?
Потому что мы очень дружные, выполняли сложные задания, помогали друг другу. Работали в команде.
- Я вас всех благодарю за активное участие.
- А теперь каждый из вас похвалите себя, скажите я – Молодец! (дети гладят себя по голове)