Елена Шепилова
Конспект открытого занятия по декоративному рисованию в средней группе «Веселая ярмарка»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: закрепление пройденного материала по теме «Декоративное рисование по мотивам дымковской росписи»
Задачи:
1. Обучающая: Продолжать учить составлять узор из знакомых элементов (кругов, точек, прямых и волнистых линий, используя образец или придумывая свой. Продолжать учить детей самостоятельно выбирать цвета для узора. Активизировать употребление в речи названий элементов дымковской росписи.
Публикация «Конспект открытого занятия по декоративному рисованию в средней группе „Веселая ярмарка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Средняя группа
- Темочки
2. Развивающая: Развивать умения использовать в работе разнообразные приемы работы кистью в изображении знакомых элементов, развивая чувство ритма, цвета, композиции при составлении дымковского узора. Развивать эстетические чувства; развивать мелкую моторику, глазомер. Развивать образное восприятия, воображение, творчество.
3. Воспитательная: Воспитывать интерес к народным традициям, к декоративно-прикладному искусству. Воспитывать аккуратность, самостоятельность, умение доводить дело до конца.
Словарь: ярмарка, дымковская игрушка, зазывала.
Оборудование и материалы: образцы декоративно-прикладного искусства (Хохлома, Гжель, Жестово); дымковские и филимоновские игрушки; карусель; образцы элементов дымковской росписи; сундучок, гипсовая фигурка для раскрашивания «Лошадка»; гуашь 3-х цветов, кисти, ватные палочки, салфетки, стаканчики – непроливайки, палитра. Аудиозапись русской народной мелодии. ИКТ (презентация).
Предварительная работа:
• Знакомство с дымковскими и филимоновскими игрушками, с техникой их изготовления;
• Беседы и рассматривание элементов дымковской росписи, особенностей узора, композиции;
• чтение произведений устного народного творчества (потешки, загадки, слушание музыкальных фольклорных композиций;
• Лепка из пластилина, соленого теста дымковских игрушек и их роспись;
• Упражнения в раскрашивании и рисовании кругов, колец, точек рядами.
ХОД:
В группе выставка – ярмарка народных мастеров. Звучит русская народная музыка «Ярмарка».
Входят дети, становятся в круг.
Воспитатель:
Внимание! Внимание!
Приглашаю в сей же час
Всех на ярмарку я вас!
- Вы знаете, что такое ярмарка?
Издавна на Руси люди любили ярмарку. Ярмарки всегда были очень весёлые: с плясками, шутками, пряниками да пирогами, игрушками, песнями и хороводами.
Становитесь — ка, ребята, поскорее в хоровод.
Ярмарка раздольная в гости нас зовет.
Песня-хоровод «Ярмарка»
Воспитатель:
А еще на ярмарках играли, мерялись силой, катались на качелях и каруселях.
На нашей ярмарке продолжается веселье,
Не хотите ль прокатиться на карусели?
Игра «Карусели»
Еле – еле, еле – еле
Закружились карусели.
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
Тише – тише, не спешите,
Карусель остановите.
Раз, два. Раз, два –
Вот и кончилась игра.
Воспитатель:
- Посмотрите, сколько на ярмарке товара! Можно купить расписную посуду, сладости разные, ткани яркие и даже игрушки. (обзор выставки с различными изделиями; остановиться возле игрушек)
Вот на ярмарке – товары:
Продаются самовары.
Расписные чашки, ложки
И веселые матрешки.
А еще игрушки есть
Невозможно глаз отвесть…
Вы скажите мне, откуда,
Появилось это чудо?
Рассматривание выставки и сравнение игрушек детьми
• Откуда же они прибыли на нашу ярмарку?
• Чем филимоновские мастера украшали свои игрушки?
• Какие краски они использовали?
• Какие элементы росписи использовали мастера игрушки села Дымково?
• Какие использовали цвета?
Воспитатель: Вы присядьте, отдохните. А я расскажу вам о том, как появилась на свет дымковская игрушка. (Дети садятся на ковер, звучит тихая музыка)
Просмотр презентации «Дымковские игрушки»
- Давным – давно, за дремучими лесами, на берегу голубой реки Вятки, напротив города Кирова, расположилось большое село. Каждое утро вставали люди, затапливали печи. Из труб валился голубой дымок. Домов много и дымков много. Вот и прозвали то село Дымково. Жители Дымковской слободы, от мала до велика, лепили из глины яркие, красочные игрушки-свистульки к весенней ярмарке «Свистунье». Эти игрушки продавали в разных городах и деревнях. А по имени этого села и игрушки стали называться Дымковскими.
Мы игрушки знатные,
Складные да ладные,
Мы повсюду славимся,
Мы и вам понравимся!
Дымковская барышня очень нарядна. По белому фону мастерицы щедро «разбрасывали» круги, клетки, крупные и мелкие горошины.
Дымковская барышня
Ходит не спеша.
Ею все любуются –
Ах, как хороша!
Щечки, губки алые
На лице горят.
Очень удивительный
У нее наряд!
Вот индюк нарядный,
Весь такой он ладный.
У большого индюка
Все расписаны бока.
Посмотрите, пышный хвост
У него совсем не прост –
Точно солнечный цветок!
А высокий гребешок,
Красной краскою горя,
Как корона у царя.
Дымковский петушок полон достоинства и боевого задора. На его груди всегда сияет круг – символ солнца.
Голосисты эти птицы
И нарядны, словно ситцы!
Утка-Марфутка
бережком идет.
Уточек-Марфуточек
купаться ведет…
Дымковские кони с пышной гривой и хвостом.
Кони глиняные мчатся
На подставках, что есть сил.
И за хвост не удержаться,
Если гриву упустил.
Через горные отроги,
Через крыши деревень,
Краснорогий, желторогий
Мчится глиняный олень.
Барашек – свисток,
Левый рог – завиток,
Правый рог – завиток,
На груди – цветок.
Все игрушки не простые,
А волшебно-расписные.
Красный, жёлтый и зелёный,
Алый, синий, голубой –
Все цвета на белом фоне
Этой дымки расписной!
Кружочки, клеточки, полоски -
Казалось бы, на них простой узор,
Но отвести не в силах взор!
По форме узоры на дымковских игрушках просты и незамысловаты, но мастера вкладывали в них особый смысл: круги означали солнце, точки – звезды, волнистая линия – вода, прямая линия – дорога, маленькие кружочки-семена.
Игра «Изобрази игрушку»
- Ребята, давайте ненадолго превратимся в дымковские игрушки. Становитесь в круг. Как только я буду называть, какую-нибудь игрушку, нужно постараться изобразить ее в движении.
• «Барыня!» (дети стараются двигаться так, как по их представлениям, ходит дымковская барыня, придерживая длинную воображаемую юбку, поводя плечиками).
• «Конь!» (дети скачут, как лошадка).
• «Индюк!» (дети идут, высоко поднимая ноги, хлопая руками крыльями, надувая щеки).
Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, что это тут за чудесный сундучок? Он тоже продается?
Сундучок - то не простой,
Сундучок - то не пустой.
Здесь спрятались игрушки,
интересные зверюшки.
- Посмотрите, на нашу ярмарку попали нерасписанные игрушки лошадки! Как вы думаете, они продадутся на нашей ярмарке? Почему? И что делать?
- Давайте в мастерской присядем за столы и украсим наши игрушки дымковской росписью.
Пальчиковая гимнастика
Одной рукой я травку рву,
Другой рукой я тоже рву. (Хватательные движения левой и правой рукой поочередно)
Я травкой накормлю коня.
Вот сколько пальцев у меня! (руки вытягиваются вперед ладонями вверх, показываются пальцы)
Роспись игрушек
По ходу работы детям напоминается: об осанке, о правилах росписи и работы кистью.
Анализ работ
Воспитатель: Вот вы и потрудились, а теперь мастера несите свой товар на выставку-ярмарку и попробуйте себя на роль «зазывалы», похвалите свой товар, чтобы его купили.
Воспитатель: Ну, что же…
Потрудились вы на славу,
Расписали «Дымку» сами,
Вы, ребята, молодцы!
За работу – леденцы.
Раздаются петушки на палочке.
- Понравилась вам, ребята, Ярмарка? Нам пора возвращаться в детский сад.
К гостям: «А вы, гости дорогие, подходите, на игрушки наших ребят-мастеров посмотрите!»
Дети с педагогом выходят из группы.