Получи документы

Конспект занятия по развитию речи «Обучению творческому рассказыванию методом мнемотехники в подготовительной группе» (2 фото)

Светлана Харламова
Конспект занятия по развитию речи «Обучению творческому рассказыванию методом мнемотехники в подготовительной группе»
▼ Скачать + Заказать документы

Обучению творческому рассказыванию методом мнемотехники в подготовительной группе

Харламова С. К.

воспитатель ГБОУ Школа № 1512 г. Москвы ДО 1125

Цель: учить детей использовать методы и приемы мнемотехники- самостоятельно придумывать сказки на заданную тему с использованием нетрадиционной технологии описания – путешествие главного героя по коллажу сказок «Двенадцать месяцев» С. Я. Маршака, «Снежная королева» Г. Х. Андерсана, русских народных сказок «Снегурочка», «Морозко» и другие. Продолжать учить детей составлять модель пиктограммы-схемы изображений сказки, доказывая ее логический смысл, при оценке сказок отмечать занимательность сюжета.

Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Обучению творческому рассказыванию методом мнемотехники в подготовительной группе“» размещена в разделах

Образовательные задачи- формировать образную речь, умения подбирать образные выражения; учить отвечать на вопросы, составлять сложные предложения со сложносочиненными союзами –потому что; высказывать свои суждения.

Развивающие задачи- развивать связную речь, обогащать словарь речи с помощью грамматических упражнений на словообразование прилагательных (падчерица какая-добрая, трудолюбивая, вежливая) развивать образное мышление, память, фантазию.

Воспитательные задачи-учить выслушивать рассказы товарищей, воспитывать чувство дружбы, сопереживания- импатии, желание помочь другу в беде. Развивать любовь к творческому рассказыванию.

Предварительная работа:

чтение новогодних сказок: «Двенадцать месяцев» С. Я. Маршака, «Снежная королева» Г. Х. Андерсана, русских народных сказок «Снегурочка», «Морозко». Используем таблицы мнемотехники : придумывание зачина («Жил-был»; «В некотором царстве, в некотором государстве», небольших рассказов-приключений используя диалогическую и монологическую речь; усложненный вариант доказательство при изложении своего варианта продолжения сказки – «А что могло случиться под Новый год»; завершение конца сказки;

оформление тематической елки в группе по сказке «Двенадцать месяцев» С. Я. Маршака. Дети своими руками сделали модели игрушек со сказочными героями, украшали новогоднюю елку как положительными, так и отрицательными героями сочувствуя и переживая им. Следовательно, создавая модели, дети создают модели слова, формируют образную речь рассказа, сказки.

предложена работа по пересказу знакомых сказок, используя таблицы мнемотехники иллюстраций и изображений. Наличие зрительного плана-схемы делает рассказы (сказки) чёткими, связными и последовательными, что обеспечивает эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации развития речи, заметно облегчает детям овладение связной речью;

оформление совместно с родителями и детьми коллажа сказки «Двенадцать месяцев» и использование сказки в импровизации отдельных сказочных сюжетов; придумывание сказок совместно с родителями;

проведен тематический новогодний утренник по сказке «Двенадцать месяцев» С. Я. Маршака.

Организационный момент

У нас сегодня необычное занятие, оно волшебное, сказочное.

Сказка, сказка, прибаутка. Рассказать ее не шутка.

Чтобы сказка от начала словно реченька журчала,

Чтоб в середке весь народ от нее разинул рот,

Чтоб никто – ни стар, ни мал – от нее не задремал.

Попасть в сказку можно, но надо сказать волшебные слова. Закройте глаза и повторяйте за мной: «Раз, два, три! Двери в сказку отвори Звучит музыка

Основная часть

Ребята, самый главный волшебник страны Дед Мороз из Великого Устюга прислал нам телеграмму «Уважаемые ребята города Москвы очень прошу вас помочь добраться до маленьких ребятишек и подарить им подарки».

Ребята, что же делать?

Дети придумывают варианты-но если мы с вами попали в волшебную сказку, значит дети предлагают - придумать зимнюю сказку, как Дед Мороз будет добираться до маленьких ребят; В новогоднюю сказку совершить новогоднее чудо для детей и т. д.

А здесь еще приписка «Посылаю вам своих волшебных сказочных помощников.

(показ картинок Кая и Герды) Отгадайте их» Тут какая-то путаница: «Снежная Королева в сказке двенадцать месяцев», «Кай и Герда в сказке Морозко», «Двенадцать месяцев попали в сказку Снегурочка» и т. д.

Путешествие в сказочную страну

Я поздравляю вас, ребята! Вы справились с трудным заданием - вернули сказочных героев в свои сказки. Теперь наш путь лежит в сказочную страну. На чем же мы отправимся? (Ответы детей - на ковре-самолете, с помощью волшебного клубочка или волшебной палочки, шапки-невидимки, лыжах - скороходах, космических санях с оленями). Решили ехать на космических санях с оленями.

Под музыку дети вместе с воспитателем двигаются по залу.

1. Беседа по содержанию сказок. Предлагаемые поисковые вопросы.

Вот мы с вами на сказочной поляне.

-Определите название сказок по сюжетным картинкам? («Двенадцать месяцев» С. Я. Маршака, «Снежная королева» Г. Х. Андерсана, русских народных сказок «Снегурочка», «Морозко».)

-В какое время года происходит действие? (Зимой)

-Назовите действующих героев сказки?

- Выделите среди них главных героев? (Падчерица, Мачеха, Снегурочка, Солдат, Королева, Учитель Королевы, Снежная Королева, Двенадцать месяцев и т. д.)

-Расскажите о своих любимых героях из этих сказок и почему они вам запомнились? (Дети рассказывают о падчерице и ее братьев- 12 месяцев, о волшебном колечке, как Герда спасла Кая, и т. д.

2. Лексико-грамматическое упражнение на словообразование прилагательных, обогащающих словарь речи.

Какая Падчерица? –Добрая, милая, трудолюбивая, работящая, вежливая, верна своему слову.

Какая Дочка и ее Мачеха?- Злые, ленивые, грубые, хитрые

Какая была Королева из сказки «Двенадцать месяцев»?- Капризная, непослушная, не верила в научные знания звездочета, нетерпеливая.

Какой лес в сказке «Двенадцать месяцев»?- зимний, дремучий

Назовите волшебный предмет сказки?- Колечко и волшебные слова «Ты катись, катись колечко на волшебное крылечко…»

2. Составление сложных предложений со сложносочиненными союзами- потому, что

Падчерица была трудолюбивая потому, что печь топила, воду из колодца носила, готовила.

Падчерица была вежливая потому, что поздоровалась с месяцами и попросила разрешения у них подойти и погреться у костра.

Падчерица была добрая потому, что поделилась своей шубкой с Королевой.

3. Дети придумывают сказку вместе с воспитателем «Сочиняем - рассуждаем, фантазируем!»

Жил-был Дед Мороз в Великом Устюге. Случайно увидел по телевизору красивые и нарядные елки в Москве. Маленьких ребятишек на утреннике, которые водят хороводы вокруг елки, поют песни и танцуют. Ждут Деда Мороза в гости.

У него был волшебный посох, стукнул он им о землю и оказался в дремучем лесу около костра 12 месяцев вместе с Падчерицей. «Холодно ли тебе девица, холодно ли тебе красавица? Нет, Дед Мороз,не холодно» Попросил он ее сшить красивую шубку, т. к. собирается в гости. Девочка была добрая и поэтому не могла отказать Деду Морозу. В благодарность Дед Мороз ей подарил красивую и теплую шубку как у Снегурочки.

Подул сильный ветер и они вместе помчались по воздуху на волшебных лыжах - скороходах в сказку «Снегурочка».

Какова мораль сказки «Снегурочка»?

Дети - Не слушай своих подружек, а то превратишься в облачко.

Почему?

Дети– Снегурочка из снега, а снег под действием тепла таит.

Ребята, что же делать?

Дети- Дед Мороз предложил не прыгать через огонь и не слушать, что говорят подруги. Так он спас Дочку-Снегурочку от гибели.

Смотрите, какая сильная метель началась, наверное, сама Снежная Королева пролетела по небу. Перед нами высокий ледяной замок.

(Показ иллюстрации)

Как же нам добраться до Кая и помочь ему?

- Дети предлагают на волшебных коньках в шапке - невидимке.

Ребята, что значит человек с холодным сердцем?

Дети- Кай видит все плохое в людях потому, что у него в сердце и в глазу попал осколок зеркала злого тролля.

Что же делать?-

Ответы детей - девочка бросила колечко на волшебное крылечко, растопи сердце Кая. Тут появились волшебные подснежники, расцвели розы и Кай вспомнил о Герде.

Как же нам попасть в гости к маленьким деткам?

-Дети отвечают Дед Мороз стукнул посохом о землю и тут же появился волшебный ковер-самолет. Сели они все вместе и полетели на новогодний утренник к маленьким ребятишкам вместе с 12 месяцами, совершать новогоднее чудо - исполнять желания! Вот и сказке конец, а кто слушал молодец!

Давайте наберемся сил вместе со сказочными героями.

4. Физкультминутка

Ребята, давайте представим, что подул сильный ветер (дети дуют, и мы с вами поехали на волшебных лыжах - скороходах (дети двигаются по группе, изображая движения лыжников);

подул сильный ветер (дети дуют, и мы с вами поехали на волшебных коньках (дети изображают движения фигурного катания);

подул сильный ветер (дети дуют), и мы с вами полетели на ковре- самолете, дети двигаются по группе, изображая движения полета на ковре- самолете.

5. Сочиняем свои авторские сказки по сказкам «Путешествие главного героя по коллажу сказок «Двенадцать месяцев» С. Я. Маршака, «Снежная королева» Г. Х. Андерсана, русских народных сказок «Снегурочка», «Морозко»

Давайте еще раз вспомним, из каких частей состоит сказка? О чем вы будите рассказывать в основной части? (ответы детей)

Превращаемся в сказочников и сочиняем свои сказки. Для записи предлагаем листочки и карандаши, где вы рисуете план- схему сказки с моделями сказочных героев и их предметов. И так в добрый путь волшебства! Звучит тихая, спокойная музыка. Дети думают, записывают. 5-7 мин.

Давайте послушаем ваши сказки, заслушиваются 3-4 ребенка. А остальные сказки послушаем после полдника.

Конспект занятия по развитию речи «Обучению творческому рассказыванию методом мнемотехники в подготовительной группе»
Фото «Обучению творческому рассказыванию методом мнемотехники в подготовительной группе»

Путешествие Деда Мороза.

Подул сильный ветер, и Дед Мороз попал в сказку «Двенадцать месяцев». Братья –месяцы подарили Деду Морозу колечко. «Ты, катись, катись колечко на весеннее крылечко, в летний теремок, да по зимнему ковру к новогоднему костру». Вдруг на поляну выскочил зайчик, выхватил у Деда Мороза колечко: «Это мое колечко потому, что я хочу исполнения желаний», и скрылся с ним в дремучем лесу.

Первое желание кричит зайчик - помочь Падчерице, бросил колечко на исполнение «Ты катись, катись колечко в сказку «Морозко». Опять подул ветер, и Дед Мороз вместе с зайчиком попал в сказку «Морозко». Рассердился Дед Мороз потому, что узнал, злые мачеха с дочерью не пускают падчерицу домой, отругал их и выгнал из дома. А падчерица стала жить в своем доме, жить - поживать и добра наживать.

Исполни мое второе желание просит зайчик и покатилось колечко «Ты, катись, катись колечко «. Вдруг подул сильный холодный ветер, и они попали в сказку «Снегурочка». Дед Мороз и его друг зайчик предупредили внучку - Снегурочку, чтобы она не прыгала через костер, а то растает.

Исполни мое последнее желание, просит зайчик: «Спаси Кая» и бросил колечко «Ты,катись, катись колечко в сказку «Снежная Королева». Снежная королева пролетела по небу, поднялась метель. Она увезла Кая в свой ледяной замок. Ему в сердце попал осколок от разбитого зеркала злого тролля. Кай забыл Герду. Она плакала, волновалась, искала его повсюду. Плыла на лодке, по лесу ехала в карете и на нее напали разбойники, затем на олене доехала до замка. Там Герда встретила Кая, обняла его, и сердце растаяло. Они отправились домой и жили долго и счастливо!

Итог занятия - проведение рефлексии.

Проводится во второй половине дня. Какие вы молодцы, какие чудесные сказки получились для Деда Мороза, он обязательно поздравит маленьких ребятишек и исполнит их желания! А какая сказка вам больше всех понравилась? Почему? – Дети оценивают сказки своих сверстников. Воспитатель тоже дает оценку сказкам, выделяя мораль сказки.

Все сказки мы запишем в тетрадь, и у нас получиться книга. Мы будем знакомить с ней детей, родителей и гостей группы. Оставим ее на память.

Публикации по теме:

Конспект итогового интегрированного занятия в подготовительной группе по обучению грамоте и развитию речи «Умницы и умники» Тема: «Умницы и умники». Основные образовательные области: познавательная, социально-коммуникативная, физическая. Цель: закрепление и.

Конспект итогового занятия по развитию речи и обучению грамоте «Умники и умницы» в подготовительной группе Воспитатель: Степанова Р. С. Дата проведения: 15 мая 2019г Место проведения: МБДОУ Детский сад №43 «Улыбка» г. Якутск Цель: Доставить детям.

Конспект НОД по развитию речи с использованием мнемотехники «Времена года» в подготовительной группе Конспект НОД по развитию речи с использованием мнемотехники " Времена года" в подготовительной группе Цель: Обобщать представления детей.

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе с использованием технологии «обучение детей творческому рассказыванию» Цель: создание условий для творческой речевой активности детей при помощи сказочного материала. 1. Образовательная область: «Речевое развитие».

Конспект открытого занятия по развитию речи «Обучение рассказыванию «Мой любимый мультфильм» в старшей группеКонспект открытого занятия по развитию речи «Обучение рассказыванию «Мой любимый мультфильм» в старшей группе Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Обучение рассказыванию «Мой любимый мультфильм. "Подготовила : воспитатель.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе с использованием мнемотехники «Лесная школа» Цель: Закреплять умения составлять предложения по схеме с применением приема мнемотехники. Задачи: закреплять умение определять количество.

Конспект занятия по обучению творческому рассказыванию по картине «Белки». Средняя группа Разработал: Васюченко И. В. ЗАДАЧИ: – формировать умение внимательно рассматривать картину, рассуждать над её содержанием; – обучать определять.

Конспект занятия по развитию речи «Осень» с использованием мнемотехники в подготовительной к школе группе Тема: Осень. Цель: формирование умения составлять связный рассказ об осени с опорой на мнемотаблицы. Задачи: Обучающие: - Обобщение представлений.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Обучение рассказыванию. Составление рассказа «Осень наступила»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Обучение рассказыванию. Составление рассказа «Осень наступила» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Обучение рассказыванию. Составление рассказа на тему «Осень наступила». Цель: обучение.

Памятка воспитателю по методике обучения творческому рассказыванию в старшей и подготовительной группах Под творческим рассказыванием понимается деятельность, результатом которой является придуманный ребенком рассказ с самостоятельно созданными.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи «Обучению творческому рассказыванию методом мнемотехники в подготовительной группе»
Опубликовано: 13 октября 2019 в 12:03
+23Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по развитию речи «Обучению творческому рассказыванию методом мнемотехники в подготовительной группе»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Харламова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД