Наталия Шиневская
Конспект открытого занятия НОД в подготовительной группе «Православные традиции на Руси»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формировать у детей представления о традициях. Зажечь искорку любви и интереса к жизни русского народа, его истории и культуре, особенностям быта.
Программные задачи: Развивать в детях лучшие качества, свойственные русскому человеку: духовность, доброту, уважение к старшим, трудолюбие.
-формировать представление о культурных традициях русского народа его особенностях быта, первой русской игрушке и ее значении в жизни человека; воспитывать любовь и уважение к родителям.
-Приобщать детей к благочестивым традициям.
Публикация «Конспект открытого занятия НОД в подготовительной группе „Православные традиции на Руси“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Православие. Основы православной культуры, праздники
- Темочки
Ход занятия.
Дети в русских народных костюмах парами под музыку заходят в зал. (Их встречает хозяйка в русском народном платье).
ВОС: Здравствуйте гости дорогие (поклон с рукой от сердца)
Дети хором –Здравствуй хозяюшка (дети кланяются)
Ребё нок: Хозяюшка мы пришли побеседовать с вами о культуре и традициях, о русском быте.
ВОС: Хорошо я вам все расскажу присаживайтесь по удобнее слушайте и запоминайте.
Дети садятся на стулья воспитатель начинает рассказ.
Слава нашей стороне,
Слава русской старине!
И про эту старину,
Я рассказ свой поведу.
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли.
ВОС. Но прежде чем рассказать я хотела бы у вас узнать, как называется страна, в которой мы с вами живем?
Ответы детей: Наша страна Россия.
ВОС. А раньше как называли?
Дети. Русь.
ВОС: Правильно, Русь-матушка. Русская земля очень богата хлебными полями, большим урожаем зерна, На щедрой земле и люди живут щедрые. Русский человек издавна славился своим хлебосольством. Какой продукт был самым главным, самым почитаемым на Руси? Без него не обходился ни один праздник?
Дети: Хлеб.
ВОС: К хлебу нужно относится свято, бережно, ведь он достается тяжелым трудом. А вот в старину хлеб можно было брать только чистыми руками, нельзя было выбрасывать. А если уронили, обязательно надо было поднять и поцеловать.
ВОС. Русский народ любит трудиться, но раньше им было тяжелее намного чем сейчас, а как вы думаете почему им было нелегко?
Ответы детей: Раньше не было современной техники, всю работу люди делали руками, орудия труда были простыми не такими как сейчас.
ВОС. А как вы думаете, как сеют и убирают хлеб на полях?
Ответы детей: Сейчас люди не работают вручную, за них все делает современная техника, хлеборобы готовят почву к посеву, затем трактора вспахивают и боронят землю, рыхлят ее и начинают сев. К трактору прицепляют сеялки, они ровными аккуратными рядами укладывают в землю зерна пшеницы и ржи. За ростом всходов следит агроном. Когда зерно созрело, начинается жатва. И на поле выходят другие машины – комбайны. На комбайнах работают комбайнеры. Комбайн – это сложная зерноуборочная машина, работающая исключительно на уборке хлебов. Комбайн косит хлеб, обмолачивает его, ссыпает зерно сначала в особый бункер, а затем в подъезжавшую автомашину, собирает солому в копны и расставляет эти копны по полю. Зерно везут на элеватор, на мукомольный завод, где делают муку. А муку везут на хлебозавод, где из нее выпекают различные хлебобулочные изделия. Готовые изделия доставляют в магазины.
ВОС: В давние времена, когда не было машин, люди запрягали лошадь в деревянную соху и несколько раз вспахивали поле. Земля после этого становилась мягкой, рыхлой. Можно было сеять. За пахарем в поле выходил сеятель в белой или красной (праздничной) рубашке, на груди у него висело лукошко с семенами. Разбрасывал семена равномерно, с «тайной неслышной молитвой». После сева зерна нужно было заборонить.
ВОС: Когда хлеб созревал, в поле выходили жнецы. В старину это делали так: брали в руки серп и косу и шли в поле. Срезали колосья и собирали их в снопы. Скошенные растения увязывали в снопы. Не только мужчины работали в поле, но и женщинам приходилось приходить к ним на помощь, оставляя маленьких детей одних дома.
В народе говорят так: «Хлеб в колосу, пора жать полосу».
Ребенок: Ходят часики природы, день неделя, месяц, год
Если весна у порога каждый день полно забот
ВОС: Мы с вами девочки в поле пойдем да хлеб последний соберем.
(танец девочек с колосьями)
ВОС: Вот и собрали урожай, а что мне с ним дальше делать?
Ответы детей: Отнести на мельницу перемолоть муку.
ВОС: Правильно, а еще можно испечь блины. Ведь скоро у нас праздник масленица, в это время люди ходили друг к другу в гости угощали блинами пели песни, плясали, желали друг другу здоровья, а потом начинался великий пост.
Русский народ еще славен дружбой и силой. Про наш народ говорят, что он радушный гостеприимный. Предки наши строили жилище из дерева и называлось оно избой.
А вы знаете, что было главным в избе?
Ребенок: Да, печка она избу обогревала, в ней готовили обед, пекли пироги, сушили одежду, лечились от разных болезней.
ВОС: А, что знает про печку Альбина? (прошу ребенка прочитать стихотворение)
Ребенок: Русской печки нет добрее,
Всех накормит, обогреет,
Варежки сушить поможет,
Деток спать она уложит
ВОС: В каждой избе печка русская стоит. От печи теплый жар струится, вкусным хлебом пахнет. Печка-деревенская кормилица. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом печь топить. Ставит три больших чугуна. Первый для щей, второй для каши, а третий для всех остальных надобностей.
ВОС: Вот и мы с вами ребята попробуем испечь вкусный хлеб, но для этого мне нужны помощники я приглашаю мальчиков.
Мальчики хором: Дуйте, дуйте ветры в поле,
Чтобы мельницы мололи,
Чтобы завтра из муки испекли нам пироги.
Звучит музыка для мальчиков, имитируют небольшую сценку в танце с мешками в которых находится мука.
ВОС: Молодцы мальчики так постарались, теперь точно получится вкусный хлебушек ведь столько труда и любви вы в него вложили.
Ребята самое главное на столе -это хлеб! А выпекали его в русской печи. И говорили так о хлебе: «Хлеб всему голова!», а наши дети это знают и сейчас расскажут.
Ребенок: Вот он хлебушек душистый,
Вот он тёплый золотистый,
В нём здоровье наша сила,
В нём чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло.
В нём земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем,
Уплетай за оби щёки,
Вырастай богатырём!
ВОС: А вот и хлебушек (достаю из печи). А для вас я хлеб испекла пышный и румяный. (показываю красивый каравай и обещаю, что после занятия мы его обязательно попробуем).
ВОС: А когда все дела сделаны, прижмутся дети к теплой печи, да и слушают мамины притчи.
Вот и вы мою послушайте.
ВОС: А вы знаете, что ещё самым главным в избе был красный угол так его называли, где люди помещали Иконы и зажигали пред ними свечу и молились за своих родных и близких. Ведь свеча-это символ жертвенности к Богу это стремление вверх, устремление души. Свечи ставят за здравие близких, родных. Вот сегодня мы вам расскажем притчу о свечах.
Притча о свечах.
ВОС: Три свечи стояли на столе, спокойно горели и потихоньку таяли. Стояла такая тишина, что было слышно, как они разговаривают.
Первая свеча сказала.
Я-Вера! к сожалению, я никому ни нужна. Люди не хотят ничего слышать обо мне. Думаю, мне не остается не чего другого, как погаснуть.
ВОС: Едва она замолчала подул легкий ветерок и загасил свечу. (2 свеча опечалилась)
Я-Надежна! У меня нет больше сил поддерживать свой огонек. Мир стал таким жестоким и несправедливым. Люди перестали надеяться на будущее. Люди перестали надеяться даже на тех, кто их любит больше всего-своих близких.
ВОС: Сказала она и погасла. (вдруг в комнату вошел ребенок и увидел две потухшие свечки, испуганно закричал)
Ребё нок: Что вы делаете? Вы должны гореть. Я боюсь темноты.
Свеча 3: Не бойся не плачь! Пока я горю, всегда можно зажечь и другие свечи. Ведь я материнская любовь!
ВОС: И правильно ребята каждая мама согревает теплом и любовью своего сердца, и каждая ваша мама молится за своих детей и детки обязательно должны слушаться своих родителей.
А что вы, ребята можете рассказать о своих мамах?
Ответы детей:
ВОС: Нет в мире человека добрее и роднее чем мама. Недаром первое слово которое произносит малыш –это «МАМА». Мамы могут все обед сварить, куклу смастерить, приласкать, утешить. Считалось, что кукла сделанная мамиными руками, приносит в дом счастье. Вот например сейчас вам мамы покупают и дарят куклы, а раньше делали сами своими руками. Вот мужчины, вырезали вот такие свистульки (показ, а женщины вот такие куклы-пеленашки (показываю куклы которые заранее были приготовлены).
ВОС: Ребята вот и подошло наше занятие к концу я думою, что вам было интересно и вы что то новое узнали как жили наши предки о традициях нашего народа.
Рефлексия: Задаю вопросы по пройденному занятию. - Ребята, давайте вспомним, о чем мы сегодня беседовали.
Какие работы выполняют на полях хлеборобы?
Что делает тракторист? Комбайнер? Водитель?
Ответы детей:
(пашут, боронуют, сеют, удобряют, жнут).
- Какие машины помогают хлеборобам?
Ответы детей:
(трактора, комбайны, грузовые машины)
Как в старину вспахивали поле?
Ответы детей: Лошадь запрягали в деревянную соху и вспахивали поле.
Какие орудия труда использовали для сбора урожая на Руси? (серп и косу). Как нужно относиться к хлебу?
Ответы детей:
«Хлеба надо брать столько, сколько съешь»
«Хлеб надо всегда доедать»
«Хлеб нельзя бросать на пол»
Что было главным в избе? (русская печь и красный угол). Как назывались куклы, которых изготавливали мамы для своих детей в старину? (куклы-пеленашки).
ВОС: А теперь давайте пройдём в группу и попробуем наш душистый каравай.