Папки-передвижки

Конспект открытого занятия «Мой любимый Домовой» для детей 7–10 лет

Людмила Кириллова
Конспект открытого занятия «Мой любимый Домовой» для детей 7–10 лет
▼ Скачать + Заказать документы

Цель:

- расширить кругозор и представления об окружающем мире, познакомить с персонажем русского фольклора.

Задачи:

- образовательные: познакомить воспитанников с праздником «День рождения Домового».

- развивающие: научить составлять тематический филворд, расширить словарный запас по данной тематике.

- воспитательные: закрепить навыки работы в группе, формировать умение слушать другого.

Методы:

- словесные: беседа, обсуждение.

- практические: выполнение самостоятельной работы (составление тематического филворда).

Публикация «Конспект открытого занятия „Мой любимый Домовой“ для детей 7–10 лет» размещена в разделах

- наглядные: демонстрация мультклипа, иллюстраций.

Используемые материалы:

- Видеоматериалы :мультклип «Дом для Домовенка» (17 минут)

- Подборка иллюстраций с изображениями Домового.

Форма работы: групповая.

Продолжительность занятия : 1 час 10 минут.

Ход ЗАНЯТИЯ

1. Подготовительный этап (3 мин.).

Перед проведением открытого занятия, был отобран красочный тематический иллюстративный материал художников А. Маскаева, Андрея Шишкина и других. На стенах кабинета представлены изображения домовых. В центральной части кабинета помещен стих-эпиграф "Если в доме Домовой, дом в порядке, дом живой!»

Педагог: Здравствуйте, ребята! Устраивайтесь поудобнее. Сегодня мы поговорим с вами о необычном народном празднике - Дне рождения Домового.

Как вы думаете, кто такой Домовой? Как подружиться с Домовым, как кормить Домового? И вообще, зачем нужен Домовой в доме?

Воспитанники предлагают свои варианты ответов.

Педагог: Очень интересные версии, молодцы.

А теперь я расскажу вам о Домовом, его привычках и особенностях общения с ним, мы посмотрим мультклип про Домовёнка Кузю и составим тематический филворд «Мой любимый Домовой».

2. Основной этап (1 час).

Добродушный домовой

За печной живет трубой.

Носит круглые очки,

Вяжет теплые носки.

Любит слушать он сверчка

Выпить на ночь молочка.

Погрозится на мышат

Если слишком те шумят.

Он и бабушке поможет

Чтобы тесто подошло.

Сам в печурку дров подложит

Дома с ним всегда тепло.

Детям сказочку расскажет

Чешет за ухом кота.

А когда на землю ляжет

Покрывалом темнота

То считает в небе звезды

Охраняя наш покой.

Вот такой у нас хозяин

За печной живет трубой.

10 февраля мы отмечаем народный праздник, день рождения Домового - единственного представителя "нечисти", который дружит с людьми.

(В процессе беседы детям демонстрируется тематический набор иллюстраций с изображениями Домового).

Кто такой Домовой? Домовой у славянских народов домашний дух, мифологический хозяин и покровитель дома, обеспечивающий нормальную жизнь семьи, здоровье людей и животных, плодородие.

Домовой, или как его еще называют — Суседко, Хозяин, Сам, Доброжил, Доброхот, Кормилец, Дедушка, Лизун, Постен («по стене» или от «тени») — важнейшая часть нашего жилища. Никто в этом мире не сомневался в реальном существовании домовых. Их видели, с ними говорили, им угождали, — и это мифическое, на наш взгляд, существо было неотъемлемой частью мира, в котором жили наши предки.

В наши дни вера в Домового, крошечного сухощавого старичка, который незаметно живет в доме и помогает его хозяевам во всех их начинаниях, - это не только дань языческим традициям, но и прекрасный способ «оздоровить» обстановку в семье. Ведь своего домового вы формируете сами : чем меньше в вашем доме скандалов и злых слов, чем больше любви и уважения – тем сильнее, добрее и заботливее ваш «персональный защитник».

Как выглядит Домовой? Он представляет собой некий сгусток энергии высотой около метра, становится похожим на жильцов, когда они дружат и живут вместе продолжительное время. Его представляли в виде небольшого седого старичка, одетого в белую рубаху, и в виде старичка, покрытого шерстью. Где-то считали, что он черен, лохмат и здоров, как медведь, но может принимать вид собаки, а чаще кошки.

Может он проявиться и в виде тени. Увидеть Домового практически нельзя, это сверх сил человека. Зато можно слышать голос домового, его тихий плач и глухие стоны, его мягкий и ласковый, а иногда глухой и отрывисто-краткий отвечающий голос, — если вовремя успеть окликнуть и спросить о чем-нибудь при подходящем случае. Впрочем, умные люди никогда не пытались ни видеть этого духа, ни спрашивать его, не к добру это все и даже может привести к тяжким болезням.

У Домовых есть свой праздник в ночь с 10 на 11 февраля. В эти дни надо обязательно поздравить своего Домового и его семейство с праздником. Вообще Домовые зимой спят. Но в эту ночь просыпаются и гуляют, веселятся и шумят. Ну, а у людей появляется главнейшая задача в этот момент — задобрить и угостить Домового, чтобы он не сердился, а только радовался своему праздничному дню, и принес только счастье и достаток в каждый дом.

Чтобы наладить с ним контакт, ночью этого дня принято угощать и задабривать хозяина дома, ставить ему еду на тарелочке – кашу, сахар, варенье, хлеб, можно положить рядом кусочек сладкого кекса или пирога. Самые любимые напитки именинника — это свежее молочко и сладкий компот. Из конфет Домовенок больше всего любит карамельки, подушечки или леденцы. Все угощения оставляют на чистой белой скатерти без рисунков, так как они являлись знаком для Домового, своего рода указанием к действию.

Помимо угощения, положите на тарелку монетки, новую распечатанную колоду игральных карт, небольшую куклу. Монеты – это просьба к хозяину заботиться о достатке в доме. Утром эти монетки собирают, кладут в красивый мешочек и убирают в потайное место до следующего года. Идеальным подарком для Домового будет 2-3-месячный котенок, лучше всего — пестрый (трехцветный) или полосатый. Котенка нужно сразу же принести на кухню к плите и поставить на пол, но, не выпуская из рук, сказать: «Дарю Вам, домовой-батюшка, мохнатого зверя на богатый двор». Если Домовой примет «зверя», то обязательно возьмет его под свое покровительство и может жестко отомстить тем, кто кошку (кота) обижает.

Если Домовому будет весело и интересно в вашем доме – он всегда будет вам помогать, сохранит мир и покой в семье, сбережет дом от бед и разорения. По поведению Домового, шумам и звукам - предсказывали будущее. Если слышали за печкой плач – в семье будет разлад и плохие дела, если смех – все будет хорошо. Обычно считали, что Домовой шуршит и бормочет. Если утром еда осталась нетронутой, то это означало, что Домовой осерчал и не желает быть помощником для семьи.

Да, и плохая новость для любителей покушать ночью. Считается, что на ночь кухня переходит "во владение" Домового. Ходить туда нельзя ни в коем случае. Иначе Домовой испугается и не будет помогать семье.

Домовые в «детском» возрасте чуть больше футбольного мячика. Их тельце покрыто длинной жесткой шерсткой, на которой выделяются большие желтые глаза и рот, полный мелких блестящих зубов. Ручки у домовых маленькие, с мягкими пальчиками, а ног нет вовсе – потому что передвигаются они по воздуху, паря в десятке сантиметров от пола.

При виде человека они обычно становятся почти прозрачными и неподвижно зависают под потолком. В «ребяческом» возрасте Домовенок не имеет пола, но долгое время, живя рядом с человеком, он постепенно приобретает облик, характер и пол.

В городе, где нет русской печки, Домовые "поменяли свою прописку" и могут жить даже на балконе. Их так и называют - "балконники", а на зиму их надо взять домой, для чего просто перенесите любую вещь с балкона в дом. Иначе - всю зиму будет беспокоить хозяев, стучать зубами и хулиганить.

Верхом неблагодарности считается при переезде на другое место жительства не позвать с собой Домового. В старые времена Хозяин брал лукошко и со словами: "Домовой, Домовой, пойдём со мной", - призывал домашнего духа жить на новое место. Также Домового можно перевозить с собой на венике. А в старину перевозили на хлебной лопатке. При этом следует приговаривать: «Вот те сани, поезжай с нами».

Был и другой проверенный способ. Из протопленной печи нагребали горшок углей, накрывали его скатертью и, открыв дверь, обращались к заднему углу со словами: «Милости просим, Дедушка, к нам на новое жилье». После чего несли накрытый горшок в новый дом, скатерть стряхивали по всем углам — выпускали домового, а угли высыпали в печь. Перевозили домового также в лапте.

В современных условиях с теми же намерениями можно поставить посреди старой квартиры раскрытую сумку и позвать домового с собой. При переезде с одной квартиры на другую вы можете также перевезти и своего домовенка, для этого необходимо взять тапок и сказать: «Полезай, домовой, в тапок, поедешь с нами». И потом на новом месте выпустить его.

В новый дом или квартиру первой должна войти кошка. Именно она своей энергетикой очистит помещение от негативной энергии, а если этого не сделать, Домовому просто будет негде жить.

Чем же занимается домовой в доме?

• Следит за чистотой жилища. Домовенок видит весь энергетический мусор, раскиданный по дому, и его это очень расстраивает. Он постарается вычистить жилище от этого сора. Когда в доме все в порядке, чисто и аккуратно, нет энергетической грязи, домовой чувствует себя великолепно.

• Следит за сохранностью вещей. В вашем доме вся техника будет исправно работать, не будет биться посуда. Домовой поможет найти пропавшие вещи. Для этого его нужно просто попросить его об этом: "Хозяин-батюшка, помоги, подскажи, где лежит то-то и то-то. " Домовой никогда не допустит пожара, несчастного случая, кражи, при условии, конечно, что ему нравится хозяин.

• Охраняет от плохих людей. Если, например, к вам в гости зашел недобрый человек с черными мыслями, завистью, то домовой начинает беспокоиться. Если хозяин квартиры не слышит нашептываний домового, то последний пускается на все чтобы обратить на себя внимание. У недоброго гостя может вырваться из рук кружка и разбиться, разлиться что-нибудь на скатерть. Иногда посуда бьется у самого хозяина - это тоже предупреждение. Домовой всячески будет стараться «выдавить» недоброго человека из вашего дома. Таким гостям становится неуютно, неприятно, и они постараются поскорее уйти.

• Следит за маленькими детьми и предотвращает разные беды. Домовой с удовольствием будет возиться с вашим малышом и беречь его от спичек, ножниц, розеток и т. п.

Домовой также может разбудить хозяина утром, если у того важные дела, может напомнить о забытых делах.

Как задобрить домового?

• Регулярно убирать в доме. Пыль и беспорядок очень не нравятся домовому. А ещё не надо обижать кошек, в которых, кстати, домовой нередко перевоплощается.

• Никогда не ругаться в доме, все дела решать миром. Негативная энергетика пугает домового и открывает дверь всякой нечисти.

• Угощать домового 10 февраля.

• Советоваться с ним, говорить о нем хорошие слова.

В благодарность за внимание Домовой сохранит мир и покой в семье, сбережет дом от бед и несчастий.

Ребята, сейчас мы с вами посмотрим замечательный мультфильм о том, как домовенок Кузя поселился в новом доме.

(Просмотр видеоклипа).

А теперь, ребята, мы с вами составим занимательную головоломку – филворд.

(Дети уже имеют представление о филвордах в процессе предыдущего обучения).

Для этого мы придумаем слова, связанные с нашим сегодняшним героем –Домовым. Слова, которые рассказывает о его привычках, вкусах, пристрастиях.

(Дети придумывают слова на заданную тематику, а педагог расставляет их в сетке филворда. Когда сетка филворда оказывается заполненной, педагог прекращает обсуждение слов).

Спасибо, ребята, вы молодцы, отлично справились с заданием.

3. Заключительный этап (5 мин.).

Педагог: Ребята, мы поговорили на очень необычную тему. Что наиболее запомнилось вам в сегодняшнем разговоре?

Дети обмениваются впечатлениями от услышанного.

Педагог: Молодцы, вы очень хорошо всё запомнили, активно слушали, посмотрели видеоклип и работали, предлагая свои варианты для филворда. Спасибо за внимание.

И не забудьте про праздник, завтра на ночь поставьте на кухне блюдечко молока для Домового!

Домашнее задание - каждому воспитаннику выдается с собой для решения вновь составленный филворд.

Разработала и провела:

социальный педагог

отделения социальной реабилитации

Кириллова Л. В.

Дата проведения: 09.02.18 г.

Публикации по теме:

План-конспект ООД по ФЭМП «Мой любимый город» для детей 5–6 лет Выполнила Малкина Марина Фидиятовна Тема «Мой любимый город» Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, речевое развитие,.

Конспект комплексного занятия «Мой любимый город Уссурийск» для детей компенсирующей группы Уссурийск- это дом, где всегда тебя ждут. Уссурийск- здесь счастливые люди живут. Уссурийск- прекрасное место для встреч. Уссурийск, я тебя.

Конспект открытого итогового мероприятия для родителей и педагогов ДОУ на тему «Самара-мой любимый город». Цель: закрепить имеющиеся представления детей о достопримечательностях родного города. Задачи: • Познакомить с символами города, учить.

Конспект открытого логопедического занятия «Профессии» для детей 6–7 лет Конспект открытого логопедического занятия «Профессии» для детей 6–7 лет Тема занятия: «Книга профессий» Цель – обобщение знаний детей по.

Конспект открытого занятия для детей 2–3 лет «В гости к бабушке Матрёне»Конспект открытого занятия для детей 2–3 лет «В гости к бабушке Матрёне» Цель: закреплять знания детей о домашних животных (корове, курице); учить правильно обращаться с ними; формировать заботливое отношение.

Конспект открытого занятия по музыке для детей 6–7 лет «Незнайка в гостях у ребят» Конспект открытого занятия Образовательная область: Художественно – эстетическое развитие (Музыка) В группе общеразвивающей направленности.

Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Мой любимый город — Чебоксары» Описание материала: Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно развитию «Экскурсия по родному городу Чебоксары.

Конспект занятия для детей 5–6 лет «Наш любимый детский сад» Конспект занятия для детей 5-6 лет «Наш любимый детский сад» (познавательное развитие) Цель: развитие познавательной активности, обогащение.

Конспект открытого занятия по ритмической гимнастике для детей 3–4 летКонспект открытого занятия по ритмической гимнастике для детей 3–4 лет Открытый урок в младшей группе по физической культуре 25.01.2018Конспект занятий открытого урока по ритмической гимнастике дети 3-4 года.

Конспект занятия по социально-нравственному воспитанию «Мой город» для детей 4–5 лет Тема: «Мой город» Программное содержание: Закреплять знания детей о достопримечательностях города. Воспитывать чувство гордости за свой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект открытого занятия «Мой любимый Домовой» для детей 7–10 лет
Опубликовано: 3 апреля 2018 в 18:35
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект открытого занятия «Мой любимый Домовой» для детей 7–10 лет» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Кириллова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД