маркелова елена
Конспект открытого занятия «Букет полевых цветов». Нетрадиционная техника рисования — граттаж
▼ Скачать + Заказать документы
художественно-эстетической программы
«Акварелька»
Тема:
«Нетрадиционная техника рисования – граттаж.
Букет полевых цветов».
План-конспект занятия.
ФИО педагога: Маркелова Елена Анатольевна
Название и направление деятельности: художественная направленность.
Публикация «Конспект открытого занятия „Букет полевых цветов“, Нетрадиционная техника рисования — граттаж» размещена в разделах
- Граттаж. Рисунки, мастер-классы, занятия
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нетрадиционные техники рисования
- Открытые занятия. Конспекты
- Полевые и луговые цветы
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Цветы. Все о цветах
- Цветы. Конспекты занятий
- Цветы. Рисование
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2018
Название подпрограммы: художественно-эстетическая
рограмма «Акварелька».
Тема занятия : «Нетрадиционная техника рисования – граттаж. Букет полевых цветов»
Место проведения: СОГБУ СРЦН «Исток»
Дата проведения: 31.07.2017г.
Вид занятия : тематическое рисование, освоение художественной техники, графические упражнения.
Цель занятия : ознакомить воспитанников с новыми возможностями художественных техник, графических материалов.
Задачи:
• освоение законов изобразительной грамоты;
• овладение техникой штриха;
• развитие творческих способностей и навыков в работе;
• способствование развитию фантазии, художественного вкуса;
• способствование творческому отображению окружающего мира, развитию зрительной памяти;
• воспитание усидчивости, точности, аккуратности.
Материалы:
• Картон (не глянцевый) или акварельная шершавая бумага;
• свечи;
• черная гуашь или тушь;
• широкая кисть;
• старый стержень, специальный штихель;
• газета.
Зрительный ряд:
• черно-белые фотографии (пейзажи, репродукции печатной графики);
• слайды работ, выполненных в технике граттаж;
• работы детей в технике граттаж.
Ход занятия:
I. Оргмомент
Проверка готовности к занятию.
II. Сообщение темы и задач
Сегодня на занятии мы познакомимся с новым видом изобразительного искусства, с новыми возможностями художественных техник, графических материалов, но вначале рассмотрим уже готовые работы, выполненные в технике граттаж. (Слайд1 - 3)
III. Вводная беседа
- С помощью каких цветов передаётся изображение? (С помощью белых, черных цветов.)
- Что делает черно-белые картины «живыми» и выразительными? (Чередование темных и светлых линий, пятен, ритм, свет, тень)
- Чем отличаются цветные краски от черной, белой, серой? (Из цветных красок можно составить «цветовой круг». Перемешивая основные краски, можно получить радугу, т. е. цветные, содержащие цвет. Черный, белый, серый – цвет не содержат)
- Чаще всего белым цветом обозначают всё светлое, чистое, торжественное, ясное и доброе, а черным - печальное, тревожное, жуткое и злое. Эти цвета по отношению друг другу контрастны. Резко противоположны, как противоположны предметы и явления в жизни. Они могут уживаться вместе, и тогда мир предстаёт более многогранным.
О том, как прекрасен и разнообразен мир, можно узнать из стихов, рассказов и произведений художников, но поэт, музыкант и художник воспевают мир каждый по-своему. Живописцы, например, пишут красками, мастерски пользуясь цветом. Графики свое любование природой родного края часто передают с помощью черного и белого цветов.
Графика (Слайд 4) – искусство рисования тоном, пятном, линией. Графикой называют рисунки, сделанные карандашом, тушью.
- Рисунки, наброски, станковая графика, книжная графика, прикладная графика (открытки, визитки, упаковка, плакат графики, а в последнее время – компьютерная графика – это всё разновидности графики. (Слайд 5-6)
IV.Содержание
- Способ работы, который мы будем использовать сегодня, называется «граттаж». Граттаж (франц. grattage, от gratter — скрести, царапать)- способ выполнения рисунка путём процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью. (Слайд 7)
- Такой способ работы относится к графике и считается её подвидом.
- Работа в технике «граттаж» проходит в несколько этапов, поэтому, прежде чем начать рабору, просмотрите внимательно все этапы и постарайтесь хорошо запомнить.
Этапы работы:
1). Подготовка бумаги - основы рисунка
- На лист наносят в любом порядке цветные пятна с помощью цветных восковых мелков или акварели (Слайд 8 -9)
- Бумагу равномерно покрывают толстым слоем воска или парафина (Слайд 10)
2). Закрашивание бумаги (Слайд 11-12)
Затем широкой кистью, губкой или тампоном из ваты наносят на поверхность слой туши или гуаши. Для того, чтобы краска не растекалась по воску, кисточку предварительно окунают в мыльный раствор. Иногда приходится наносить краску в несколько приемов — просушить первый слой, а затем нанести следующий
3). Нанесение эскиза рисунка на заданную тему (Слайд 13-14)
- Когда тушь или гуашь высохнет, наносим эскиз рисунка на основу, покрытую гуашью, и прорисовываем рисунок непишущей ручкой.
4). Процарапывание рисунка (Слайд 15-16)
-Затем острым предметом – специальным штихелем, старым стержнем - процарапываем рисунок, образуя на черном фоне тонкие белые или цветные штрихи.
- Так как рисунок процарапывается и рабочий инструмент острый, колющий, необходимо соблюдать правила по технике безопасности (Слайд 17) :
- стол перед началом работы необходимо застелить газетой;
- рабочий инструмент положить в пенал;
- не размахивать руками и инструментами во время работы.
4. Выполнение практической работы
- Прежде чем приступить к выполнению самостоятельной работы в технике «граттаж», давайте вспомним этапы работы.
- Подумайте, что бы вы хотели изобразить на ваших заготовках на заданную тему на заданную тему : «Букет полевых цветов».
- А сейчас мы приступим к выполнению 1 и 2 этапов – нанесению цветных пятен с помощью цветных восковых мелков или акварели, покрытию слоем воска и закрашиванию бумаги тушью или гуашью.
- А теперь ваши работы должны просохнуть.
- Итак, работы уже высохли, и мы приступаем к последнему этапу - процарапыванию.
- Давайте вспомним правила по технике безопасности.
- Ребята, я подготовила для вас эскизы сказочных полевых цветов. А какие полевые цветы знаете вы? (Ответы детей) По вашему желанию вы можете нарисовать любые свои цветы либо воспользоваться моими эскизами.
- Накладываем эскиз на основу, покрытую гуашью, и прорисовываем рисунок непишущей ручкой.
- Далее берем все ту же непишущую ручку или острую палочку и начинаем процарапывать рисунок по намеченным линиям. Когда будет процарапана последняя деталь, добавляем орнамент, горшочки для цветов, вазы.
V. Подведение итога занятия.
- С какой новой техникой вы сегодня познакомились?
- Какими необычными инструментами пользовались?
- Какие выразительные средства применяются в этой технике?
- Вам было интересно на занятии?
- Что нового и интересного вы узнали на занятии?
- Насколько трудно/легко было выполнять работу?
Заключительный этап
- Экспресс-выставка (работы вывешиваются для общего просмотра и оценки).
- Оценивание работ.
- Уборка рабочих мест.
Литература
1. Цквитария Т. А. Нетрадиционные техники рисования. – М. : Сфера, 2011г.
2. Немешаева Е. А. Художества без кисточки. – Феникс, 2014г.