Людмила Николаева
Конспект НОД с применением техники рисования «граттаж» «Бал цветов для мамы» с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
Обучающие задачи:
• познакомить детей с новой техникой изображения — граттаж (правилами и последовательностью выполнения работы);
• учить выполнять рисунок в новой технике рисования;
• учить передавать положение предметов в пространстве на листе бумаги;
• учить передавать в изображении основные свойства и характерные детали предметов;
• формировать умение организовывать свое рабочее место, готовить все необходимое для занятий;
Темочки:
- Бал цветов. Сценарии развлечений
- Граттаж. Рисунки, мастер-классы, занятия
- ИЗО, поделки. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Рисование. ВСЕ материалы
- Рисование. Конспекты
- Старшая группа
- Цветы. Конспекты занятий
- Темочки
• продолжать совершенствовать умение детей рассматривать работы (рисунки, радоваться достигнутому результату;
• формировать навык следить за своей осанкой во время работы за столом.
Развивающие задачи:
• развивать творческое воображение;
• развивать интерес к творчеству, активно применяя ранее усвоенные способы изображения в рисовании.
Воспитательные задачи:
• воспитывать уважительное отношение к окружающим и близкому человеку-матери;
• воспитывать аккуратность при работе, сохраняя рабочее место в чистоте, по окончании работы приводить его в порядок.
Предварительная работа педагога:
• изучение методической литературы;
• подбор и распечатка иллюстраций цветов в различных по форме вазах;
• изготовление основы под граттаж (альбомные листы формата А4 - тонированные, покрытые слоем свечи и затушёванные)
Предварительная работа педагога и детей:
• рассматривание строение цветка;
• рассматривание картин художников с изображением различных ваз и цветов;
• дидактические игры;
• чтение стихотворений о цветах;
• отгадывание загадок о цветах;
• рисование карандашами и красками цветов и ваз.
Демонстрационный материал и оборудование:
• 2 мольберта с магнитными кнопками;
• иллюстрации цветов в различных по форме вазах.
Раздаточный материал:
• основа под граттаж (альбомные листы формата А4 - тонированные, покрытые слоем свечи и затушёванные);
• стеки;
• вилочки пластиковые;
• деревянные палочки;
• зубочистки;
• шариковые ручки с непишущим стержнем;
• маленькие листы (основа под граттаж) для экспериментирования;
• тарелочки;
• краски (гуашь);
• альбомные листы разного цвета;
• баночки для воды;
• кисти для рисования;
• карандаши цветные.
Методы и приемы:
• беседа;
• вопросы;
• рассматривание иллюстраций цветов в вазах;
• рассказ воспитателя о технике «граттаж»;
• показ рисования - процарапывания на основе под граттаж;
• экспериментирование детьми на заготовках основы под граттаж;
• индивидуальная работа в ходе самостоятельного рисования детьми;
• анализ детских работ.
Ход занятия.
- Ребята, сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие! Хотите? (Да). А куда именно, вы догадаетесь сами, когда послушаете мой рассказ:
«Это необычная, волшебная страна. По улицам которой разгуливают нарядные девочки-кисточки и мальчики-карандаши, бегают непоседы-краски, гордо вышагивают листы бумаги. Ярко светит солнце, небо переливается всеми цветами радуги, изумрудная трава шелестит под ногами. А все дома – разноцветные».
- Что это за страна? (Рисовандия) Правильно, ребята. Она на самом деле – волшебная! Почему? (Все, кто туда попадает, становится волшебником).
- Вспомните, мы уже бывали в ней и многому научились. Чему именно?
Вспомнить с детьми чему они научились на прошлых занятиях (закрашивать яблочки в технике по мокрому слою бумаги; рисовать сказочную поляну в технике монотипия и набивной жё сткой кистью: рисовать разнообразные образы в технике кляксографии)
- Ой, посмотрите, а здесь письмо (показать большой, красивый конверт). От кого? От Феи! Причитаем, что она пишет? (Да).
«Здравствуйте дорогие ребята! Я узнала, что Вы путешествуете по стране Рисовандии и уже многому научились. Помогите мне, пожалуйста! Я решила устроить бал цветов для ваших мам в День Матери, который будет 27 ноября. А где их взять поздней осенью? Только на Вас надежда! Нарисуйте их, а я оживлю и украшу ими свой дворец. Заранее благодарю вас, мои добрые волшебники! Высылаю вам бумагу и кисточки. Ваша Фея».
- Поможем доброй Фее? (Конечно). Тогда за дело!
- Но что это? Кто-то измял письмо и испачкал его. (Поменять конверты во время чтения письма). Ничего не понимаю! (вытаскивая из конверта чёрную бумагу и заострённые палочки вместо кисточек). Что случилось? Посмотрите, здесь ещё одно письмо. Интересно, что в нём….
«А, вы решили, что победили? Не тут – то было! Я – великий Ляпсус-Тяпсус! Мне 120 лет, но за эти 120 лет я ухитрился сделать столько гадостей, сколько другой не сделает и за двести. Я люблю делать гадости, я вредный и противный. Я злой-презлой! Видите, во что я превратил бумагу, кисточки? Попробуйте нарисовать что-нибудь красивое…. Ха-ха-ха! Посмотрим, что у Вас получится! Ляпсус-Тяпсус.»
- Вот так, ни здравствуйте, ни до свидания! Что же нам делать, ребята? Как помочь Фее? (Предположения детей).
- Ну что ж, другой бумаги у нас всё равно нет, а рисовать можно и острыми палочками!
Показать способ процарапывания заострённой палочкой.
А сегодня я вас научу рисовать вазу с цветами в новой для вас технике, которая называется «ГРАТТАЖ». Это способ выделения рисунка путем процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью. Слово "Граттаж" произошло от французского gratter - скрести, царапать, поэтому другое название техники - техника царапанья. Эта техника ещё называется «Цап-царапки». Почему, я сейчас вам подробно всё объясню.
1. Для начала я должна придумать, что я буду рисовать. Например, я хочу нарисовать солнце и море.
2. Для этого я беру чистый лист бумаги.
3. Затем я беру акварельные краски или гуашь и выбираю мне нужный цвет, такой, каким должно получиться изображение, рисунок. Если солнышко, то какой? (жёлтый, а море? (синий, голубой). Тонирую листы.
5. А вот теперь самое главное! Я беру свечку и покрываю ей всю поверхность листа, всю, всю.
6. А затем, поверх свечи, я всё закрашиваю чёрной тушью или гуашью, и получаю вот такие листы, которые лежат у вас на столах.
7. И вот теперь можно начинать рисовать, процарапывать рисунок. Как кошка коготками. Поэтому, техника граттаж называется : цап-царапки. А чем же можно процарапывать? Для этого мне нужен заострённый предмет, это может быть: заострённая палочка, зубочистка, стержень, который закончился, стеки, перья. При процарапывании проступают четкие контрастные разноцветные линии. Рисовать можно линиями, штрихами – что угодно: подводный мир, яркий осенний лес, космос… У меня деревянная палочка, и вот, я процарапываю, солнце вверху и море, волны – внизу, аккуратно, старясь не сильно давить, чтоб не повредить бумагу. Вот и готово солнце и море.
- Взгляните, палочку держим как карандаш, и процарапываем ею по бумаге цветы штрихами и чёрного исчезнет. Получается? (Да). Вот и хорошо! Цветы можно нарисовать в вазе, можно на лугу, или просто расположить их красиво по всему листу бумаги.
- Ну что, за дело? (Да). Тогда проходите на свои места и приступайте к работе! Добрая Фея ждёт нашей помощи!
Самостоятельная продуктивная деятельность детей под музыкальное сопровождение. По ходу деятельности следить за правильностью выполнения, при необходимости напомнить способ рисования цветов в технике штриха.
Готовые работы расположить на одном столе, полюбоваться ими, отметить наиболее выразительные рисунки.
- Молодцы, ребята! Мы всё-таки победили Ляпсуса-Тяпсуса! Цветы получились очень красивыми, яркими, выразительными. А теперь отправим Фее во дворец, она обязательно обрадуется и устроит бал для ваших мам!