Елена Черткова
Конспект открытого занятия в соответствии с ФГОС «По осенним тропинкам»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия ФГОС «По осенним тропинкам»
Воспитателя ГБДОУ «Детский сад №7» г. Севастополя Чертковой Елены АнатольевнойЦель : закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях. Расширять знания детей о явлениях живой и неживой природы: почему листья желтеют и опадают. Учить устанавливать причинно-следственные связи.
Задачи:
Публикация «Конспект открытого занятия в соответствии с ФГОС „По осенним тропинкам“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Открытые занятия. Конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2017
• Развивать умение детей называть приметы осени, изменения в природе, используя образные слова и выражения, внимание, связную речь ( словарь: черешок, кромка, хлорофилл)
Активизировать словарь по данной теме.
-Продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением.
Учить согласовывать движения с речью.
• Закрепить умения устанавливать связь между признаками в природе и умения отстаивать свою точку зрения, делать выводы (рассуждать, доказывать, выстраивать предложения, устанавливать причинно-следственные связи)
• Продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения.
• Исследовать природное явление листопад, строение листа, опытным путем сделать вывод о наличии зеленого вещества в листьях.
• Воспитывать любознательность, умение взаимодействовать друг с другом.
-Интегрирование по разделам: Познание, развитие речи, эксперимент, ИЗО.
Используемые формы организации познавательной деятельности детей:
групповая, подгрупповая и индивидуальная
Оборудование и материал:
Аудиозаписи произведения П. И. Чайковского «Времена года», голоса птиц, животных. Колокольчик, гелиевый шарик, письмо, корзинка с листочками, карта маршрута, карточки с изображением птиц, животных, грибов, лупы, микроскоп, две коробки (с сухими и свежими листьями, кусочки белой ткани, сложенные пополам, деревянные кубики, листья настоящие крупные и мелкие, разной формы,, молоко, пищевой краситель, жидкое мыло, волшебный мешочек, кисточки, гуашь, ,листья из папье-маше.
Предварительная работа:
• На прогулке наблюдать за тем, как опадают листья с деревьев.
• Сбор листьев разной формы и окраски.
• Беседы об осени;
• Чтение художественных произведений: «Листопадничек» И. Соколов-Микитов,
«Лес осенью» А. Твардовский,
стихи об осени А. С. Пушкина, А. Плещеева, А. И. Бунина;
• Разучивание стихов и поговорок об осени;
• Пение песен об осени и слушание музыки;
• Рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением осенней природы;
• Рисование на занятиях по ИЗО деятельности и самостоятельной художественной деятельности различных деревьев;
• Работа с пластилином и нанесение на основу (пластилинография);
• Наблюдение за деревьями на прогулке;
• Поделки из природного материала;
Ожидаемый результат:
Дети с интересом участвуют в путешествии по осенним тропинкам, проведении исследований, наблюдают, делают выводы. Умеют рассуждать, доказывать, выстраивать предложение, устанавливая причинно-следственные связи. Активно и доброжелательно взаимодействуют с взрослыми и сверстниками в решении игровых, познавательных, творческих задач.
Воспитатель-
Приветствие - Здравствуйте ребята! Сегодня у нас необычное занятие- Давайте отправимся в путешествие по лесным тропинкам. (воспитатель звенит в колокольчик)
- Мой звоночек звенит, заливается И ребята вокруг собираются.
Собрались все дети в круг
Ты мой друг, и я твой друг.
Вместе за руки возьмемся,
И друг другу улыбнёмся
(закройте глазки 1,2,3 – волшебство скорей приди)
(влетает шарик с осенним листочком на нитке)
Воспитатель – ловит шарик, удивляется. Ух ты, что это?
-Дети предлагают варианты. (Давайте посмотрим)
-Воспитатель-это какой-то желтый листочек а на нем письмо от осени.
- Послушайте. «Дорогие ребята! Одни говорят что осень еще не заканчивается, другие что зима уже наступает. Я не знаю что делать? Помогите мне ребята разобраться. Я потеряла свою волшебную кисточку. Как мне украсить свое платье? Помогите, мне пожалуйста ребята».
Воспитатель: Поможем осени Ребята? (ответы детей) Давайте отправим почтовый шарик обратно он еще кому-нибудь пригодится. Сильно дуем, как ветер, поможем шарику улететь (дети дуют).
Воспитатель- послушайте. (звучит фонограмма «Времена года». Звучат стихи:
Унылая пора. Очей очарованье.
Приятна мне твоя прощальная пора.
Люблю я пышное природы увяданье.
В багрец и золото, одетые леса.
Воспитатель – Ребята, а какое сейчас время года?
Ответ детей – Да, Какие осенние месяцы вы знаете? (дети отвечают).
Воспитатель - Какие слова можно подобрать, чтобы описать осень? (ответы детей) - Молодцы!
Воспитатель-А сейчас я предлагаю вам рассказать о приметах наступления осени. Составляйте полные предложения. (ответы детей-
-день короче, а ночь длиннее.
-На деревьях и кустах желтеют листья, они опадают, начинается листопад.
-небо серое, хмурое;
-часто идут дожди;
-перелетные птицы улетают на юг;
-дикие звери делают запасы на зиму, утепляют свои шубки, и некоторые ложатся в спячку;
- люди надевают демисезонную одежду)
- Молодцы!
Воспитатель – А вы знаете, кто может красиво, выразительно описать время года «Осень»? (Да, поэты.)
Давайте прочитаем стихи. (Дети читают стихи).
Воспитатель – Да. Осень очень красива и капризна. Погода может меняться по несколько раз в день. Давайте поиграем в игру «Осенние слова» Каждый из вас по очереди должен сказать по одному красивому слову об осени. (Дети - золотая, печальная, холодная, дождливая, интересная и т. д.) Ребята а что плохо осенью? (ответы детей)
Воспитатель- А как осенние месяцы назывались в старину? Кто знает? Никто? Тогда слушайте!
1. Сентябрь- рябинник. Как вы думаете, почему его так называли
2. Октябрь - листопадник. (потому что опадают листья.)
3. Ноябрь- зимник. (становится холодно, как зимой.).(воспитатель показывает соответствующие картинки)
Воспитатель – А сейчас давайте представим,что подул ветер и надвигаются тучи. Разминка:
Вдруг закрыли небо тучи (вверх перекрещенные руки)
Начал капать дождь колючий (прыгают на носочках, руки на поясе.)
Долго будет дождик плакать. (топают ногами)
Разведет повсюду слякоть. (приседают, руки на поясе.)
Грязь и лужи по дороге. (высоко поднимают колени.)
Поднимай повыше ноги.
Сюрпризный момент. «Лесовичок».
- Услышал я, что вы тут про осень рассказывали, уж больше чем я вы точно не знаете. Хотите, проверим?
Игра «Да или нет».
Осенью растут грибы? (Да.)
Тучки солнце закрывают? (Да.)
Колючий ветер прилетает? (Да.)
Туманы осенью плывут? (Да.)
Ну а птицы гнезда вьют? (Нет.)
А букашки прилетают? (Нет.)
Урожай все собирают? (Да.)
Птичьи стаи улетают? (Да.)
Часто, часто льют дожди? (Да.)
Достаем мы сапоги? (Да.)
Можно детям загорать? (Нет.)
Ну а что же надо делать?
Куртки, шапки надевать (Да.)
-Очень хорошо, молодцы! А у меня еще для вас задачка есть-смотрите, я принес из леса много разных листьев в корзинке. Отгадайте, с каких деревьев листочки? (игра - «С какого дерева листочек?») Ну а раз вы так много знаете об осени я вас,приглашаю на экскурсию по осенним тропинкам в лес. Вот вам карта, смотрите не сбейтесь с пути и тогда в конце путешествия вы найдете волшебный мешочек. (Уходит.)
Тропинка №1- Птицы (звучит пение птиц)
Воспитатель – Ребята смотрите в начале карты лесовичка изображение птиц, что бы это значило? Какая здесь загадка? (ответы детей - здесь перелетные птицы.)
Воспитатель-А вызнаете, какие птицы улетают ранней осенью и почему они так торопятся? (Ответы детей – ласточки, скворцы, стрижи. Показ карточек.)
Воспитатель - Какие чуть позже? (Ответы детей,- кукушки, грачи, журавли, показ карточек.)
Воспитатель – Какие птицы улетают поздней осенью? (Ответы детей-утки, лебеди, гуси, показ карточек.)
Воспитатель-А как назвать одним словом птиц которые остаются зимовать у нас? (Ответ детей, показ карточек.)
Воспитатель - Ребята мы должны о них заботиться, ведь они так ждут от нас помощи и внимания! В чем же заключается наша забота? (Ответы детей.)
Тропинка №2 – Лесные зверушки.
Воспитатель - Лесовичок оставил загадки, (звуки животных)
1. Лежала под елками подушка с иголками. Тихонечко лежала потом в лес убежала.
2. Кто на ветке шишку грыз и бросал огрызки вниз?
3. Он в берлоге спит зимой, под большущею сосной. А когда придет весна, просыпается от сна.
4. Угадай-ка что за шапка, меха целая охапка. Шапка бегает в бору у стволов грызет кору? (Дети показывают карточки животных.)
Воспитатель - Молодцы ребята! Всех зверей в лесу знаете. Зверушкам тоже приходится готовиться к зиме осенью, чтобы не замерзнуть. Расскажите, что они делают? (Рассказ детей.) Воспитатель дополняет рассказ. А вспомните ребята кто где зимует? (Дети работают с карточками – соединяют стрелочками животных и их жилище.)
Тропинка №3 Экологическая.
Воспитатель - Продолжаем путешествие. Не только животные, но и люди готовятся к зиме осенью. А вот как я бы хотела узнать у вас. (Ответы детей.) Воспитатель уточняет, что люди собирают урожай с огородов и дач, покупают теплую одежду, хозяйки делают заготовки на зиму, квасят капусту, любители грибной охоты ходят в лес за грибами. А знаете ли вы, что когда мы приходим в лес, то должны соблюдать правила поведения в лесу. Тот, кто пришел в лес отдохнуть, должен вести себя как в гостях. Ведь в лесу есть лесные правила:
Если в лес пришел гулять, свежим воздухом дышать
Бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь!
Испугаются зверушки, убегут с лесной опушки
Ветки ели не ломать, мусор с травки убирать.
Из рогатки не стрелять, и костры не розжигать. (Дети показывают, соответствующие фразам,знаки)
Давйте поиграем в игру «с чем нельзя, а с чем можно ходить в лес» Дети разбиваються на 2 группы. Собирают соответствующие заданию предметы. (Топор, сачек, спички, рогатка, фотоаппарат, коврик, мяч и т. д.)
Воспитатель- Молодцы ребята, будем относиться к природе бережно. И так смотрим на карту лесовичка, и подходим к грибной полянке.
Тропинка №4 - Грибная.
Воспитатель – Говорят, что дождь грибной, Разве так бывает?
Вместо капелек грибы, что ли выпадают?
Вот и нет, совсем не так! Это дождь обычный.
Но зато после него рост грибов отличный.
Вот мы с вами подошли к грибной тропинке. Осень пора грибов. Грибники идут в лес за грибами, но не каждый грибок берут в кузовок. Ребята а какие вы грибы знаете? (ответы детей.)
Воспитатель - Под каким деревом растет подберезовик?
- Под каким деревом растет подосиновик?
-А где растут опята? Чем отличаются съедобные грибы от ядовитых? (0 ответы детей.)
Игра с мячом «Осенью». Ребята давайте пойдем на осеннюю тропинку и поиграем в игру. Кому я брошу мяч, тот отвечает на вопрос, а за правильный ответ, выбирает себе грибочек. - Листья осенью (что делают) Желтеют, опадают. Грибы осенью что делают? - растут.
Дождь осенью? Дождь осенью моросит, идет.
-Урожай осенью- урожай осенью собирают.
- Птицы осень - птицы осенью улетают.
-Деревья осенью - деревья осенью теряют листву.
-Звери осенью - звери осенью готовятся к зиме.
Тропинка №5 - Экспериментальная.
Воспитатель–
Проходила я мимо нашего участка, там так красиво, деревья в разных красках
- Не вы их раскрашивали?
-А вы задумывались, почему эта красота не сохраняется? Почему листья желтеют и опадают? И как они опадают?
Ответ детей: Листья плохо переносят холод и ветер, поэтому и опадают.
Воспитатель-А как вы ребята думаете, зачем дереву нужны листья?
Дети: Листья не только украшают дерево, благодаря листьям дерево дышит.
Воспитатель- А вам интересно узнать, как устроен лист? (Интересно) Давайте разомнем наши пальчики прежде чем приступить к эксперименту. Пальчиковая гимнастика «Осень»
Ветер по лесу летал,
Ветер листики считал: (плавные,волнообразые движения ладонями)
Вот дубовый, (загибают по одному пальчика на обеих руках)
Вот кленовый, вот рябиновый резной,
Вот с березки- золотой,
Вот последний лист с осинки, ветер бросил на тропинку.
(Спокойно укладывают ладони на стол).
А для того, чтобы лучше рассмотреть, чем надо пользоваться?
Ответы детей: воспользуемся увеличительным прибором — лупой и микроскопом. (Лупа, микроскоп, зелёные листья)
Исследование №1 строения листа с помощью лупы.
Рассмотрим сначала черешок - это часть, которая соединяет лист с веткой.
Рассмотрите теперь верхнюю поверхность листа. Видите жилки — тонкие трубочки. Которые идут от черешка по всему листу, через эти жилки листочки питаются влагой.
Край листа называется «кромка». Рассмотрите кромку листа.
Верхушка листа бывает острой или округлой. Рассмотрите и скажите, какая она у вашего листочка.
Какой можно сделать вывод: У листьев есть черешок, который соединяет лист с веткой и жилки,через которые листочки питаются влагой Ребята а на что похож листочек? (ответы детей).
Проблемный вопрос:
«Почему осенью листья изменяют окраску и опадают?»
Воспитатель: А почему же листья желтеют осенью? Дело в том, что листья имеют зеленый цвет благодаря зеленому веществу. Сейчас проведем опыт и увидим это вещество.
Исследование №2 «Почему лист зеленый?»
Дети отвечают- Давайте сначала выясним, почему листья зелёные?
Воспитатель: Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутого пополам кусочка белой ткани. Теперь деревянным кубиком сильно постучите по листочку сквозь ткань. Что вы обнаружили в ходе опыта?
( Дети: На ткани появились зеленые пятна).
- Это зеленое вещество из листочка называется - хлорофилл, оно и окрашивает его в зеленый цвет. (Для этого опыта лучше брать сочные листья комнатных растений).
Вывод детей: Когда наступает осень и становится холоднее и меньше солнечного цвета. Это зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не пропадает совсем. Тогда лист меняет свой цвет становится желтым или …
-какого цвета бывают листья у деревьев осенью? ( Дети: Оранжевые, красные, коричневые).
Тропинка №6 (волшебный мешочек) (Дети сидят за столами)
Воспитатель: По дороге золоченой
Осень в гости к нам идет.
Для мальчишек и девчонок
Щедрый дар она несет
Что за дар? Ребята, а где же наш мешочек, который указан на карте? Давайте поищем его с помощью волшебного фонарика. Ищем только глазками, голову не поворачиваем, следим за движением волшебного лучика.
Дети находят мешочек с нераскрашенными листочками из папье-маше.
Дети садятся на коврики.
- Тише, тише, тишина.
Сказка в гости к нам пришла.
Вы, ребята, не шумите,
Сказку нам, вы, не спугните!
Жила – была волшебница, и звали ее Осень. Была она могущественной и капризной. Часто меняла свое настроение.
В волшебном мешочке (педагог показывает сумочку украшенную желтыми листочками) хранила она свое главное волшебную кисточку воспитатель извлекает из сумочки большую, мягкую кисточку, обвитую золотой ленточкой). Именно волшебная кисточка помогала ей творить множество чудес.
Как красиво Осень раскрашивает дары, но забыла у нас свои кисточки и дары остались не разукрашенными.
Воспитатель
- Что делать не знаю? Вам хочется стать волшебниками?
Для этого нам понадобятся кисточки из волшебного мешочка, белая жидкость и капельки осени. Где бы нам это найти?
Дети находят столик, где стоит молоко в блюдцах, пищевой краситель, жидкое мыло. Дети капают пипеткой в молоко каплю красного красителя и желтого. Опускают кисточку в жидкое мыло и наблюдают,как краски начинают двигаться сами и перемешиваться.
Дети предлагают раскрасить самостоятельно.
(дети раскрашивают листья из папье-маше для осени)
Воспитатель: Вы ребята молодцы, столько много у Вас знаний об осени.
Вы раскрасили волшебными кисточками листочки, что же нам с ними делать?
Ответ детей: Подарить их осени. Дети прикрепляют листья на платье осени. Молодцы. Давайте еще подарим осени нашу любимую песню : «Наступила осень золотая» (Дети поют под фонограмму»
Воспитатель-А теперь нам пора возвращаться в Детский сад
Сюрпризный момент. Воспитатель-Ребята смотрите, нам Лесовичок оставил гостинцы за то, что мы хорошо потрудились, прошли все осенние тропинки и разгадали все осенние секреты. (Раздает угощения.)