Кожина
Конспект открытого занятия для родителей по опытно-экспериментальной деятельности кружка «Юные исследователи»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия для родителей по опытно-экспериментальной деятельности кружка «Юные исследователи»
Воспитатель, 1 квалификационная категория Кожина Л. М.
2023г
Цель: формирование познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность.
Задачи. Закрепить знания детей о некоторых свойствах воздуха и воды,
Публикация «Конспект открытого занятия для родителей по опытно-экспериментальной деятельности кружка „Юные исследователи“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Открытые занятия. Конспекты
- Темочки
продолжать формировать умение проводить несложные опыты с использованием подручных средств и предметов, рассуждать, делать выводы и объяснять «чудеса» с научной точки зрения.
Развивать любознательность, память, познавательный интерес.
Воспитывать аккуратность во время опыта, дать детям почувствовать радость открытий.
Оборудование и материалы: столы; белый халат для научного руководителя; детям – фартуки, одноразовые шапочки; 16 шт. прозрачных стаканов, 8 шт. деревянных палочек, 16 шт. коктейльных трубочек, 8 шт. чайных ложек, соль, сахар; сосуды разной формы; деревянные, резиновые, пластмассовые, железные игрушки; 3 баночки (бутылки) с водой на крышках акварельная краска красная, синяя, зеленая, платочек; полиэтиленовые пакеты, песочные часы; стеклянная прозрачная емкость, вода, пищевые красители (гуашь, акварель, растительное масло, любая шипучая таблетка (или мелкая соль); влажные салфетки; дипломы участникам кружка.
Предварительная работа: рассматривание объектов живой, неживой природы, знакомство со свойствами воздуха, закрепление знаний о свойствах воды, о состоянии воды, проведение несложных опытов с водой, воздухом.
Ход НОД
Воспитатель: – Здравствуйте, мои дорогие и маленькие, и большие!
Внимание! Внимание! Дорогие гости,
Чудеса сейчас придут
Интересно будет тут!
Уважаемые, родители, чтобы вам не скучно было сидеть, мы предлагаем вам с нами поиграть.
Вставайте вместе с нами в дружный круг, (все встают в круг) справа друг и слева друг. Мы друг другу улыбнемся и спиной в круг повернемся. Раз, два, три, четыре, пять превращаю всех ребят во взрослых, а родителей в ребяток. А теперь на три, два, раз – повернемся в круг сейчас.
Воспитатель: – Ой, смотрите, кажется, получилось!
Ребята, присаживайтесь на стульчики, а вы, уважаемые взрослые, пройдите сюда. Что-то мне этот стол, баночки, вода и другие предметы напоминают маленькую лабораторию. А вы, знаете, кто там работает? Ответы взрослых «детей».
Воспитатель: – Значит, вы сейчас не только взрослые, а настоящие? Ответы взрослых «детей». (Настоящие ученые). Надевают на головы шапочки.
Воспитатель: – И я буду вашим научным руководителем
Воспитатель: – Дети «родители», а что же делают ученые в лаборатории? Не знаете? Давайте спросим ученых. Тимур Русланович, может, вы сообщите детям, что же делают ученые в лаборатории?
Тимур Русланович: – Ученые проводят опыты, эксперименты.
Воспитатель: – Ребята «родители», а вы, знаете, для чего проводят опыты и эксперименты? Нет? Давайте спросим другого ученого лаборатории Татьяна Тимофеевна, для чего вы проводите опыты и эксперименты?
Татьяна Тимофеевна: – Опыты мы проводим, чтобы узнать что-то новое или проверить, или что ни будь придумать и увидеть новое.
Воспитатель: – Ребята «родители», а вам бы хотелось сегодня увидеть и узнать что-то интересное? Ответы ребят «родители»,
Воспитатель: – Только для начала коллеги вспомним правила поведения в лаборатории
– Внимательно слушать старшего научного сотрудника
– Не разговаривать слишком громко, чтобы не мешать друг другу
– Аккуратно пользоваться емкостью для воды
– Поддерживать порядок на своем рабочем месте
– После каждого опыта делать вывод
Без разрешения запрещается
– Вставать с места.
– Трогать оборудование и приборы.
– Засовывать что-либо в нос, рот, уши.
– Побывать различные ингредиенты.
Воспитатель: – Ученые хотят разгадать загадки природы. Ребята «родители», а вы любите загадки? Тогда слушайте.
Загадка: «Если руки ваши в ваксе, если на нос сели кляксы, кто тогда наш первый друг, снимет грязь с лица и рук? Без чего не может мама ни готовить, ни стирать, без чего мы скажем прямо, человеку умирать? Чтобы лился дождик с неба, чтоб росли колосья хлеба, чтобы плыли корабли, чтоб варили кисели, чтобы не было беды – жить нельзя нам без… (воды)». Правильно.
Воспитатель: А сейчас уважаемые коллеги мы приступаем к экспериментам.
Опыт №1 «Вода – это жидкость, которая не имеет вкуса, цвета, запаха». Цель: подвести детей к пониманию того, что вода – это жидкость, которая не имеет вкуса, цвета, запаха.
Воспитатель: – Возьмите стакан с водой и перелейте ее в другой стакан. Почему вода льется? Наталья Антоновна, вода жидкая или твердая? Вывод: вода жидкая – течет.
Воспитатель: Попробуйте воду на вкус. Есть ли у нее вкус?
Положите в один стакан сахарный песок, в другой – немного соли. Размешайте деревянной палочкой, Милена Вадимовна, а теперь? Вывод: вода изменилась на вкус: в одном стакане – сладкая, в другом – солёная.
Воспитатель: – Опустите ложечки в стаканы с водой. Что увидели в стаканах? Опустите трубочки в стаканы с водой. Дилана Чингисовна почему видны трубочки? Вывод: в стакане с водой ложки и трубочки видны – вода прозрачная.
Опыт №2 «Вода не имеет формы». Цель: подвести детей к пониманию того, что вода не имеет формы.
Воспитатель: – Налейте воду в сосуды разной формы. Касиет Жороевна имеет ли вода форму? Вывод: жидкая вода не имеет формы, она принимает форму того сосуда, в котором находится.
Опыт №3. Ребята «родители», в нашей лаборатории есть разные предметы, многие из них вам знакомы. Сейчас, вы увидите, что может произойти с предметами, если их отпустить в воду. Подойдите и возьмите по одному предмету, положите в тазик. Что вы увидели? – Мяч, уточки и кубики плавают. А сможете назвать из какого материала предметы? Правильно из резины и дерева, пластмассы.
Товарищи ученые объясните ребятам, почему предметы плавают, ведь они из разного материала? Кира Витальевна пожалуйста дайте объяснение. Вывод: предметы из дерева, резины, из пластмасса не тонут, а железные предметы тонут.
Воспитатель: – Предлагаю немножко отдохнуть. Физминутка:
«Раз – подняться, подтянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка,
На четыре руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на стульчик сесть опять».
Воспитатель: – Сейчас с водой вы увидите настоящие фокусы. Уважаемые научные сотрудники, кто из вас желает показать фокус с водой и превратить её в цветную?
Фокус с водой. Вода обычная становится разноцветной! Секрет фокуса: для проведения фокуса необходимо взять 3 банки (бутылки) с закручивающимися крышками. Внутренняя сторона крышек покрыта акварельной краской (красной, зеленой, синей). В банки заранее наливается вода. Научный сотрудник показывает всем, что вода в банке обыкновенная, накрывает платком, затем говорит слова: «Я бутылку подниму и немножко потрясу. Теперь платочек поднимаем, какого цвета вода? Называем… (красная). Ребята, я вижу, Айза так хочет попробовать изменить цвет воды вместе с ученым. Кто из вас товарищи взрослые «дети» поможет показать фокус еще раз с Айзой?
Воспитатель: – Уважаемые научные сотрудники, какой мы сделаем вывод? Вывод: вода может растворять краску и изменять цвет.
Воспитатель: – А сейчас я хочу вам загадать загадку, и вы узнаете, о чем пойдет речь дальше.
Загадка: «Окружает нас всегда,
Мы им дышим без труда.
Он без запаха, без цвета.
Угадайте, что же это? (Воздух)
Опыт №4. Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём? Ответы детей «родители» (Он пуст).
Воспитатель: – Смотрите, какой он тоненький. Теперь вы наберите в пакет воздух, вот так и закрутите пакет. Каких размеров стал пакет? Что в пакете? Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке. Теперь разожмите пакет и выпустите из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему? Ответы детей «родители» (В нём нет воздуха).
Тимур Русланович, как вы нам это можете объяснить? Вывод: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать.
Воспитатель: – И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его.
Уважаемые работники лаборатории, а как еще можно обнаружить воздух?
Ученые: – С помощью трубочки для коктейля
Опыт № 5. Обнаружение воздуха с помощью трубочки для коктейля и стаканчика с водой.
Воспитатель: – Давайте подуем через трубочку в стакан с водой. Как здорово у вас получилось. Что случилось с водой в стакане, почему она забурлила? (из трубочки выходил воздух). Татьяна Тимофеевна, а откуда воздух появился в трубочке? Вывод: сначала мы вдыхаем воздух через нос, он попадает нам в легкие, затем мы его выдыхаем в трубочку и получаются пузырьки. Мы с вами дышим, а значит воздух есть внутри нас.
Воспитатель: – Дети «родители», а вы можете обойтись без воздуха? (Дети «родители», говорят свои мнения).
Воспитатель: – А давай проверим! Закройте ротик, а носиком не дышать!
Опыт №6. «Не дышу»
Воспитатель ставит песочные часы, а ребята «родители» зажимают нос и стараются не дышать
Воспитатель: – Вот видите, даже не весь песок пересыпался в песочных часах, вы не смогли без воздуха прожить даже одной минуты. Наталья Антоновна, какой вывод мы можем сделать? Вывод: без воздуха человек не может жить
Воспитатель: – А теперь предлагаю всем встать и немного поиграть.
Игра «Бывает - не бывает». Дети «родители» и ученые «дети» становятся по кругу, воспитатель задает вопросы, а дети и взрослые отвечают, если «бывает» – то делают хлопок в ладоши и говорят: «Да», если «не бывает» – то качают головой и говорят: «Нет».
– Воздух бывает теплый? (да).
– Воздух бывает чистый? (да).
– Воздух бывает пушистый? (нет).
– Воздух бывает легкий? (да).
– Воздух бывает грязный? (да).
– Воздух бывает сердитый? (нет).
– Воздух прозрачный? (да)
Воспитатель: – Молодцы и «взрослые – ученые» и ребята, все ответили правильно.
Воспитатель: – Посмотрите «взрослые», как рады «дети», значит, не зря они сегодня попали в нашу лабораторию. Вижу, что вам «взрослым – ученым» тоже захотелось стать детьми…
Воспитатель: – Ребята, наши «ученые – взрослые» тоже захотели стать детьми и хотят тоже увидеть, что – ни будь интересное.
Давайте снова встанем в круг, (все встают в круг) справа друг и слева друг.
Мы друг другу улыбнемся и спиной в круг повернемся. Раз, два, три, четыре, пять превращаю всех ребят во взрослых – родителей, а ученых – в ребят. А теперь на три, два, раз – повернемся в круг сейчас.
Воспитатель: – Ой, смотрите, кажется, опять все получилось! Ребята, присаживайтесь на стульчики, и вы уважаемые взрослые тоже.
Воспитатель: – Ребята, в лаборатории я увидела, что вы можете вести себя как взрослые: объяснять, играть и даже проводить опыты, соблюдая правила. Но мне показалось, что вам захотелось снова стать детьми. Ведь дети хотят все знать и им интересно все новое. Согласны? Я для вас сегодня приготовила интересный опыт. Вы готовы увидеть, что-то новое и интересное? Ответы детей.
Опыт №7 «Волшебный стакан».
Ну что, уважаемые коллеги, я предлагаю провести наиинтереснейший опыт под названием «Волшебный стакан». Нам понадобиться: стеклянная прозрачная емкость, вода, пищевые красители (гуашь, акварель, растительное масло, любая шипучая таблетка (или мелкая соль)
Воспитатель: – Ребята, как вы думаете, если в воду добавить подсолнечное масло, что произойдет? Ответы детей (масло останется на поверхности). А почему? Ответы детей (потому что вода тяжелее масла). Давайте проверим!
В баночку наливаем обычной воды примерно на треть объема.
Затем добавляем краситель и перемешиваем деревянной палочкой.
Наливаем растительное масло.
Воспитатель: – И удивляемся эффекту того, что масло с водой не смешивается, а остается сверху, ввиду разной плотности веществ. А теперь, я покажу вам самое интересное.
В стакан бросаем любую шипучую таблетку.
Хотите узнать почему мы видим такую красоту? Когда таблетка смешивается с водой, образуются пузырьки, они начинают подниматься на поверхность и перемешивать воду и масло. И мы видим, как шарики масла бурлят в жидкости.
Воспитатель: – Ребята, вам интересно было наблюдать, что происходит?
Ответы детей
Рефлексия. Ребята, вам сегодня понравилось наша деятельность? А что вам показалось самым интересным? А вам, уважаемые родители?