Светлана Шмыгля
Конспект открытого занятия для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в затерянный сказочный город»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия для детей старшего дошкольного возраста
Цель: развитие социально-коммуникативного общения и эмоционально-волевой сферы, через использование арт- терапии (песочной терапии).
Задачи:
Обучающие:
1. Снизить эмоциональное напряжение; создать положительное эмоциональное настроение и атмосферу принятия каждого.
2. Учить детей создавать гармоничный образ мира в песочном пространстве, ощущать себя его творцом.
3. Сформировать умение находить решение в проблемной ситуации;
4. Формировать у детей умение анализировать свои успехи, достижения, эмоции и впечатления
Публикация «Конспект открытого занятия для детей старшего дошкольного возраста „Путешествие в затерянный сказочный город“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2023
5. Познакомить с новыми песочными техниками.
Развивающие:
1. Развивать у детей коммуникативные умения; навыки сотрудничества, коллективного взаимодействия.
2. Развивать внимание, мышление, память, воображение, творческие способности детей, речевую активность, тактильную чувствительность.
3. Развивать умение действовать по правилу, волевую регуляцию
Воспитательные:
1. Воспитывать у детей дружелюбие, умение выражать сочувствие, сопереживание и готовность оказать помощь.
Методы и приемы:
• Наглядные (рассматривание, показ способов действия)
• Практические (игровая ситуация)
• Словесные (рассуждения, беседа, объяснения)
Технологии:
• Игровые
• Арттерапия
• Здоровьесберагающие
Оборудование: светящий шар, запись релаксационной музыки, разноцветный кинетический песок, световые песочницы и кварцевый песок, влажные салфетки, краски, кисти, на ватмане солнце, наборы игрушек- человечки, домики, камешки, счетные палочки, деревья, шарики марблс, волшебная книга сказок, подушки, масло лимона, презентация, трубочки, подносы.
Ход занятия
1. Приветствие.
Психолог. Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся!
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться – Доброе утро!
Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро улыбчивым лицам!
А сейчас улыбнитесь и подарите свои улыбки друг другу.
Психолог берет в руки светящий шар
Психолог. Дети, у меня есть волшебный шар. И он хотел бы знать, о вашем настроении. Сейчас каждый из вас будет говорить такую фразу “ У меня сегодня хорошее настроение, потому что…” и передавать шар другому. Если у вас плохое настроение, ничего страшного – так и говорите, только объясните, почему. Я начну. У меня сегодня хорошее настроение, потому что на улице яркое солнце.
Психолог передает шар ребенку. Тот рассказывает о своем настроении, потом передает шар следующему и т. п. Каждый ребенок делится своим настроением.
Психолог. Здорово, что у нас всех отличное настроение. И я предлагаю вам совершить сказочное путешествие! Наше путешествие будет не простым, нас ждет много сюрпризов и испытаний. И вот Волшебный шар поможет нам туда попасть. Давайте соединим все вместе руки над шаром, закроем глаза, и скажем волшебные слова
2. Ритуал вхождение в сказку.
Шар волшебный - Раз, два, три
Двери в сказку отвори!
В это время открываются шторы и идет водеоролик
Психолог. Ребята, мы с вами в волшебной сказочной стране. Вы слышите эти звуки – сказка нас ждет. Давайте тихо, не разговаривая друг с другом войдем в волшебную страну, оглядимся вокруг и прислушаемся.
появляется Звездочет и говорит
3. Встреча со Звездочетом.
Звездочет. Здравствуйте! Я рад видеть вас, дорогие ребята! С давних времен я живу здесь. За тысячу лет я повидал много необыкновенного и удивительного. Тут живут сказочные герои, поэтому здесь происходит много интересного. У меня есть старинная волшебная книга, куда я записываю необыкновенные истории и сказки. Рассаживайтесь поудобнее.
Дети садятся на подушки.
Звездочет. Я вам расскажу одну сказку из своей волшебной книги.
Где-то далеко-далеко, находится необычная страна из песка. В ней все было из песка. Жаркое лето сменялось золотой осенью. Снежная зима сменялась теплой весной. Льды таяли от яркого солнца. В теплых реках жили золотые рыбки, исполняющие добрые желания.
Эта страна настолько необычная, что каждый день там происходили чудеса. А только потому, что жители там добрые, внимательные. А ещё смелые и справедливые.
И вот однажды….
Звездочет. Ой, ребята, из книги исчезла куда-то страничка, на которой было продолжение сказки. Что мне делать, как мне быть.
Психолог. Дорогой Звездочет. Успокойся и не переживай так. Мы с ребятами сможем тебе помочь. Ребята, мы сможем помочь? А придумать продолжение этой сказки?
Дети. Да. …
Психолог. Что для этого надо сделать? Что может помочь придумать продолжение сказки?
4. Ароматерапия.
Звездочет. Для того чтоб творить чудеса я превращу вас в волшебников. У меня есть эликсир, и он даст вам волшебную силу (Звездочет капает детям по капельке лимонного масла на запястье.) Потрите запястье дружка о дружку, чтобы было тепло, и я вас наделю необыкновенной силой.
Звездочет. Сейчас вы закроете глаза и будете медленно вдыхать запах, который исходит от ваших запястий.
Звучит спокойная музыка, дети вдыхают запах лимона. Звездочет открывает песочницы и уходит
5. Песочная терапия.
Психолог. Ребята открывайте глаза. Посмотрите мы оказались в той самой песочной стране из сказки Звездочёта.
Давайте подойдем к песочницам. Я предлагаю вам потрогать песок. Положите ладошки на песок, перетрите песок между ладошками, пересыпьте, потрогайте песчинки. Какой он на ощупь?
Дети мягкий, холодный.
Психолог А что вы чувствуете когда трогаете его (ответы детей). Давайте с ним поиграем?
Упражнение «Игра с ладошками» (дети выполняют все двумя руками одновременно)
- «Грабельки» (дети, растопырив пальцы и слегка согнув, гребут по песку поочередно обеими руками)
Листья падают в саду,
Я их граблями гребу.
- «Лодочка» (ладони соединить и выполнять имитационное движение)
Лодочка плывет по речке
Оставляя на воде колечки
- «Улитка» (указательными пальцами рисовать спираль)
Я улитку увидала
И тот час нарисовала
- «Осьминожка» (дети высовывают руки из песка, собирая кисть руки в «пучок», и снова погружают в песок, разводя пальцы)
Мы морские осьминожки
Разминаем дружно ножки.
Психолог. Ребята скажите, а можно из этого песка построить песочный город или песочную страну для продолжения сказки?
Дети нет
Психолог почему (ответы детей)
Психолог А из какого песка мы сможем построить песочный город? Ведь нам надо придумать продолжение сказки, что читал звездочет. Что нам делать?
Дети надо песок намочить
Психолог И вот как раз у меня есть такой песок и он разноцветный. Из него можно строить. Он кинетический. Проходите за столы. У каждого из вас на подносах разноцветный песок. Еще есть разные предметы: домики, человечки, деревья, камни.
Сейчас вы выберете себе по три героя, которых бы вы хотели поселить в новой стране. Отдельно захватите деревья, камни, цветы, дома – все, что будет вам нужно для создания сказочной страны.
Каждый волшебник создает свой кусочек сказочной страны, стараясь не мешать другому и делать так, чтобы его часть дополняла то, что строят волшебники рядом. Мы — творцы этой страны!
Дети на подносы выбирают нужные игрушки. Рассказ психолога сопровождается презентацией.
6. Сказкотерапия
Психолог И так начнем.
-В песочной стране текли реки (дети в песочнице создают реки, разделяя песочный лист на несколько частей, были высокие горы (дети создают горы, стоял красивый лес (дети в песочнице сажают леса) и залитые солнцем луга (дети разравнивают площадку для луга) росли красивые цветы (и сажают цветы). Посмотрите, как быстро, у нас появилась сказочная страна на месте пустыни. Мы создали ее своими руками.
В этой сказочной стране на волшебной поляне жили маленькие волшебные жители. У них был домик (в это время предлагается поставить свой домик в любое место песочного листа). В нем они жили все вместе дружно и не ссорились (каждый ребенок ставит своих героев рядом с домиком).
Как-то раз волшебным жителям наскучило сидеть по своим домикам, и они пошли погулять по волшебному лесу, да и себя показать. Но, вся поляна разделена на части бурными реками. Как же могут встретиться все волшебные жители этой поляны?”.
Дети. Построить мосты.
Психолог А что надо для моста? У вас на столе лежат цветные палочки из них можно построить мост.
Дети, используя своих “песочных” героев, продолжают проигрывать сказку.
Психолог Вот и встретились все жители этой песочной страны. Они радостно заплясали. Взялись за руки и поняли, что умеют творить настоящие чудеса. А когда наступал вечер, наши жители расходились по своим домикам. Теперь они могут видеться друг с другом, когда им захочется.
Ребята скажите у нас получилось продолжение сказки Звездочета? (дети ответа)
Психолог Волшебная сила вам помогла творить чудеса, и придумать продолжение сказки. Но уже пора возвращаться. Ребята, присаживайтесь на подушки.
Дети садятся на подушки, образуя полукруг. Появляется Звездочет
Звездочет. Мои волшебники, как я рад вас снова видеть. Где вы были? И что делали? (дети отвечают)
Звездочет. Спасибо вам, ребята, что помогли мне найти продолжение сказки. Я обязательно запишу ее в свою волшебную книгу. Да, не ошибся я вас! После таких приключений вы стали сильнее и умнее, добрее. Но теперь вам пора домой. (подарок)
7. Ритуал выхода из сказки.
Давайте положим все вместе руки на шар, закроем глаза, и скажем волшебные слова.
Шар волшебный - Раз, два, три
В детский сад ты нас верни!
Шторы закрываются
Психолог Вот ребята мы снова с вами в детском саду!
8. Рефлексия
В какой стране мы с вами сегодня побывали? Кому мы помогали? А что случилось с волшебной книгой Звездочета? А что мы сделали? Что нам помогло создать продолжение сказки? А какой песок? А какие качества вам помогли с этим справиться?
9. Изотерапия
Дети подходят к мольберту и рисуют лучи солнца
Наше путешествие закончилось. И я предлагаю вам изобразить свое настроение лучиками солнца. Если у вас после нашего путешествия отличное настроение, то нарисуйте лучики желтого цвета. Если ваше настроение грустное, то нарисуйте лучики оранжевого цвета.
10. Ритуал прощания.
Благодарю вас за работу. Давайте попрощаемся с нашими гостями. До свидания, до новых встреч!
Литература
1. Капская А. Ю. Мирончик Т. Л. Планета чудес. Развивающая сказкотерапия для детей. – М. : Сфера, 2008.
2. Капская А. Ю. Мирончик Т. Л. Подарки фей. Развивающая сказкотерапия для детей. – СПб. : Речь, 2006.
3. Кузнецова С. А. Уроки сказок. – Ростов н/Д. : Феникс, 2009.