Валентина Лёвина
Конспект открытого урока по литературному чтению в 1 классе «А. С. Пушкин. Сказки»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить учащихся с творчеством А. С. Пушкина; учить сравнивать стихотворения и сказки; дать представление о литературных сказках; совершенствовать навыки чтения; расширять читательский опыт; приучать запоминать название произведения и имя автора; дать представление об особенностях пушкинской поэзии,развивать интерес к самостоятельному чтению.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Публикация «Конспект открытого урока по литературному чтению в 1 классе „А, С, Пушкин, Сказки“» размещена в разделах
- Литературное чтение
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Пушкин А.С. Конспекты занятий
- Пушкин, Александр Сергеевич
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Оборудование: презентация, сказки А. С. Пушкина, выставка книг А. С. Пушкина, выставка рисунков к сказкам Пушкина
Ход урока
I. Организационный момент
С добрым утром!
Начат день.
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и читать
Девиз нашего урока:
Мало уметь читать, надо уметь думать.
II. Актуализация опорных знаний.
И как всегда наш урок мы начинаем с повторения.
- Как называется произведение, с которым мы познакомились на прошлом уроке? (Первый букварь)
- Кто его автор? (В. Крупин)
- Кто напечатал первый букварь? (Иван Федоров)
- Чем заканчивался букварь? (Заканчивался букварь молитвами и поучениями, как следут себя вести)
- Как следует себя вести? (Надо слушаться своих родителей)
III. Постановка темы и целей урока.
Звучит песня «Приходи сказка» (фрагмент видео)
- Кто нас зовет в гости? (Сказочные герои)
- Откуда они? (Из сказок)
- Кто догадался, чему будет посвящен наш урок? (Сказкам)
- Вы любите сказки, ребята?
- А знаете какие бывают сказки? (Волшебные, о животных и бытовые)
- Сказки можно разделить на две группы. (Слайд)
Сказки
народные авторские
-Почему они называются народными?
-Приведите примеры таких сказок.
(«Колобок», «Курочка Ряба», «Репка», «Гуси-лебеди»)
-Почему называются авторскими?
-Какие авторские сказки вы знаете?
(«Мойдодыр» К. Чуковский, Х. К. Андерсен «Дюймовочка», Л. Н. Толстой «Три медведя», А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»).
- Сегодня мы познакомимся с ещё одной авторской сказкой, а вот какого автора вы должны угадать.
Учитель:
Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах
Мимо острова крутого,
Мимо города большого…
- Слова, из какой сказки прозвучали? Кто автор? (А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»)
- О ком будем говорить? Чье произведение будем читать? (О Пушкине)
- Значит, какая у нас будет тема урока (А. С. Пушкин «Сказки»)
Пушкин Александр Сергеевич (Вывешивается его портрет на доску)
Значит, какие цели мы поставим сегодня перед собой на уроке?
Что мы будем делать? (Познакомимся с биографией Пушкина, будем читать, отвечать на вопросы, рассуждать, думать)
Итак, отправляемся в гости к Пушкину
IV. Работа по теме урока.
• Учитель рассказывает краткую биографию А. С. Пушкина. (Слайд)
А. С. Пушкин – один из самых любимых писателей в нашей стране. Каждому знаком его портрет. Родился он в 1799 году в Москве.
Его отец, Сергей Львович, принадлежал к старинному дворянскому роду.
Мать, Надежда Осиповна Пушкина была начитана, прекрасно владела французским языком.
В детстве воспитанием Александра Сергеевича занималась няня. Кто знает,как ее звали? (Арина Родионовна). Она рассказывала мальчику очень много сказок, он слушал их с удовольствием, запоминал. А позже стал писать и сам.
Он написал много замечательных стихотворений, сказок, повестей. Их читают во всём мире. 10 февраля 2020 года объявлен днем памяти А. С. Пушкина
- Откройте учебники на стр. 92,прочитайте текст.
- О ком вы прочитали? (О Пушкине)
- Какие стихи Пушкина вы могли бы сейчас прочесть наизусть? («У Лукоморья дуб зеленый …»)
-А кто читал или слушал сказки А. С. Пушкина? Какие? (Слайд)
1) Сказка о золотом петушке
2) Сказка о рыбаке и рыбке
3) Сказка о мертвой царевне и семи богатырях
4) Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди
5) Сказка о попе и его работнике Балде
Продолжение работы по теме урока
Работа по учебнику, с. 92 – 93
- Рассмотрите иллюстрации на с. 92-93.
- К каким они сказкам? («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане»)
- Я сейчас прочту отрывок, а затем вы скажете из какой он сказки.
Выразительной чтение отрывка учителем.
-Из какой сказки этот отрывок? («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях А. С. Пушкина)
Самостоятельное чтение отрывка детьми с. 93
- Прочитайте этот отрывок в учебнике самостоятельно, отметьте слова, которые вам не понятны.
• Лексическая работа. (Слайд)
С мольбой погнался – с просьбой
Позолоченный рожок – рог в виде полукруга
Светлоокий – тот, у кого светлые глаза
Обычай – традиция
Дева красная – устойчивое выражение (эпитет, часто используется в сказках.
На стороже я стою
Только в очередь мою.
-Как понимаете? (Охранять кого-либо, предупреждая в случае опасности)
- О чем говорится в этом отрывке? (О том, как Елисей спрашивал у месяца про молодую царевну)
- С кем беседовал жених? (С месяцем)
-Что ответил месяц ясный? (Не видал я девы красной)
- Как жених величает месяц? (Месяц,месяц, мой дружок, позолоченый рожок)
- Как они разговаривают? (Вежливо, уважительно)
Физкультминутка (Слайд)
Работа над выразительностью
- Давайте еще раз выразительно прочитаем этот отрывок
Дети читают отрывок из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» (2-3 ученика)
- В чем особенность сказок Пушкина? (Написаны в стихах)
-Как вы думаете, трудно ли сочинять стихи? (Да, сначала нужно научиться подбирать рифму)
- Вспомните, что такое рифма?
Рифма - это созвучие концов стихотворных строк. (Слайд)
- Давайте поиграем в рифму. Я называю слово, а вы подбираете рифму. (Вывешиваю карточки на доску)
Кошка – мошка, плошка, окошко;
Майка – чайка, лайка, гайка,зайка;
Ночка – дочка,почка,кочка.
Работа в парах.
-Где в конце строк рифмуются слова? Отметьте эти слова карандашом.
Показался – погнался, дружок – рожок, глубокой – светлоокий, любя – тебя, ответе – свете, молодой – мой, ясный – красной, стою – мою.
Подведение итогов.
Гимнастика для глаз
Глазкам нужно отдохнуть.
Нужно глубоко вздохнуть.
Глаза по кругу побегут.
Много-много раз моргнут.
Глазкам стало хорошо.
Увидят мои глазки все.
Чтение по ролям
- Герои сказки пришли к нам в гости и сейчас покажут нам инсценировку.
V. Закрепление изученного материала.
Работа в группах.
-В сказках всегда происходит волшебство. Сегодня я предлагаю вам побыть в роли волшебников. Дело в том, что злой колдун испортил иллюстрации к сказкам. Нужно помочь сказочным героям, собрать картинку и назвать к какой сказке она относится.
Собери мозаику (в конверте)
Каждой группе раздается конверт с разрезанной на части иллюстрацией из сказки. Дети должны собрать картинку и сказать название сказки А. С. Пушкина.
- Собрали картинку? К какой сказке она относится? Какая группа готова?
Молодцы, ребята! Вы все очень хорошо справились с этим заданием!
Работа с выставкой книг А. С. Пушкина.
- Посмотрите на выставку книг Пушкина. Вы можети взять их домой и почитать
Работа с выставкой рисунков.
VI. Итог урока
- Чему учились на уроке? (Читать, отвечать на вопросы, думать, рассуждать)
- С каким автором мы сегодня познакомились? О ком вы сегодня узнали? (О Пушкине)
- Отрывок, из какой сказки мы читали? (О мертвой царевне и семи богатырях)
- Справились ли с поставленными задачами?
VII. Рефлексия (Слайд)
- Продолжите фразу:
Сегодня на уроке я узнал …
Мне было интересно …
Теперь я могу …
Было трудно …
Мне захотелось …
- С помощью смайликов покажите свое настроение в конце урока.
Мы говорим А. С. Пушкину и его книгам «До скорого свидания!»
Вас ждёт ещё много прекрасных встреч с великим поэтом, вы прочтёте не только его сказки, но и стихи о дружбе, о природе, о любви к родине, его повести, поэмы и романы. Сегодня мы еще раз почувствовали волшебную силу пушкинского стиха, увидели, как в его сказках добро побеждает зло. Я надеюсь, что вам еще и еще раз захочется слушать и перечитывать сказки Пушкина, брать пример с положительных героев. А когда вы будете взрослыми, с удовольствием прочитаете эти сказки своим детям.
Все вы сегодня хорошо работали на уроке, поаплодируйте друг другу.
Спасибо большое за урок, ребята! Молодцы!