Ватаева Нонна
Конспект открытого урока по грамоте «Звук и буква Р»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип урока : урок объяснения нового материала.
Цель урока : познакомить с буквой Р и звуком (р, с ролью звука и буквы в русском языке.
Задачи урока :
Предметные: формировать умение выделять звук (р, характеризовать его, сравнивать, обозначать буквой, читать слоги и слова с изученными буквами, определять место новой буквы в ленте; соотносить все изученные буквы со звуками.
Темочки:
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Конспекты
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Метапредметные: понимать учебную задачу урока; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя; определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки; действовать по образцу и заданному правилу; развитие знаково – символических действий; проявлять познавательный интерес и готовность к сотрудничеству.
Оборудование: учебник, касса букв, схема «звук – буква», буква в картинках, предметные картинки, букварь, почтовые ящики.
Ход урока
1. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Каждый день – всегда, везде
На занятиях, в игре
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
Ребята, сегодня у нас на уроке гости! Посмотрите на них, поприветствуйте их улыбкой. Улыбнитесь друг другу. С таким положительным настроением мы продолжим нашу работу.
2. Актуализация опорных знаний.
На уроке, мы будем знакомиться с новой буквой и звуком. Но сначала, вспомним, чем отличается звук от буквы? (Предлагается схема «Звук-буква») Правильно! Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим, пишем и читаем.
Посмотрите на доску! Какой герой у нас в гостях? Верно, робот. Его зовут Рома. Он принес конверт с заданиями. Поможем ему справиться с ними?
Задание 1. Вспомним изученные ранее буквы. Я показываю букву (а, о, у, м, ш, х, л, с, вы называете их. (Работа выполняется с использованием разрезной кассы букв, которые крепятся к доске магнитами).
Молодцы! С заданием вы справились отлично.
3. Постановка учебной задачи. Изучение нового материала.
Задание 2. Послушайте звуки записи. Какой звук встречается во всех случаях? (Крик вороны, рычание собаки, звук мотоцикла, скрип ставней). Какой звук слышится во всех этих случаях? Правильно, звук (р). Сегодня, мы будем знакомиться со звуком и буквой Рр.
3. Фонетическая ритмика. Характеристика звука.
Ребята, встали! На что же похож звук (р? Повторяем за мной. Выполняем элемент фонетической ритмики для звука (р). Итак, на что похож звук (р?
Дайте характеристику этому звуку. Какой он? (Обосновываем ответ и проверяем с опорой на тактильные ощущения). Таким образом, звук (р) – согласный, звонкий, твердый. (Показываю человечка – звуковичка).
4. Физминутка.
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали, ручками похлопали.
Раз присели, два – привстали, три – нагнулись и достали.
Левой ручкою – носок, правой ручкой – потолок.
А теперь давайте вместе все попрыгаем на месте.
Повертелись, покружились и за парту все уселись.
Глазки крепко закрываем, дружно до пяти считаем.
Открываем, поморгаем и работать начинаем!
5. Знакомство с буквой Рр.
Ребята, звук (р) живет в букве Р. Посмотрите на нее (Показ печатной и письменной заглавной и строчной букв). На что она похожа? (Демонстрация картинок к стихотворениям).
«Дрожу от страха до сих пор!»
Воскликнуло полено.
«Похожа буква на топор,
Расколет непременно!»
Буква «Р» - на мачте парус,
Вдаль плывет, небес касаясь.
Где встречаются печатные и прописные буквы? Чем похожи печатные буквы Рр? Из каких элементов состоит печатная буква Р?
6. Работа над фонематическим восприятием.
Ребята, робот Рома принес картинки, которые нужно закинуть в нужный почтовый ящик. В ящик с буквой Р – картинки, в названии которых есть звук (р, а в другой ящик – без звука (р).
7. Развитие навыка чтения. Работа по букварю.
• Складываю сама или дети сами слоги из кассы букв на доске, а дети их читают хором.
• Чтение учителем текста «Наш хор» из букваря. Работа по его содержанию.
8. Итог урока.