Инга Туганова
Конспект открытого районного методобъединения «Камни — это интересно»
▼ Скачать + Заказать документы
метод объединения по опытно - экспериментальной деятельности в средней группе :
«КАМНИ - ЭТО ИНТЕРЕСНО».
Воспитатель – Туганова Инга Юрьевна.
Цель:
1. Познакомить детей со свойствами разных камней.
2. Научить выделять признаки камней, классифицировать
по разным основаниям, учиться подбирать точные определения
для характеристики их особенностей.
Публикация «Конспект открытого районного методобъединения „Камни — это интересно“» размещена в разделах
3. Узнать о многообразном использовании камней человеком.
4. Познакомить детей с камнями натурального и искусственного
происхождения.
5. Вызвать радость от открытий полученных от опытов.
6 .Учить выделять особенности разных камней и описывать
их, сравнивать камни с другими предметами.
7. Учить анализировать и делать выводы.
8. Активировать словарь (камень, твердый, гладкий, шероховатый,
пористый, декоративный).
Материалы: халаты, глобус, глина, контейнеры, трубочки,
палочки, салфетки, ящик ощущений, камни природ-
ного происхождения, декоративные камешки, пластиковые
стаканы, подносы по количеству детей, тарелочки,
салфетки.
Предварительная работа: Рассматривание камней
на прогулке, собирание коллекции камней,строи-
тельные игры с использованием камней на прогулке,
составление узоров из камней, хождение по камням
для массажа ног, роспись камней, просмотр
мультфильмов- «Серебряное копытце», «Три поросенка»
«Каменный цветок», чтение сказок и стихов о камне.
Ход деятельности:
Воспитатель: Ребята, проходите пожалуйста, посмотрите как много гостей у нас сегодня. Давайте мы поприветствуем
друг друга и наших гостей.
ПРИВЕТСТВИЕ: Придумано кем-то просто и мудро,
При встречи здороваться: Доброе утро!
Доброе утро солнцу и птицам,
Доброе утро приветливым лицам,
И каждый становиться добрым, доверчивым.
Доброе утро длиться до вечера!
(На маленьком столе стоит короб ощущений.)
Восп: Ребята, посмотрите у нас снова в гостях наш любимый короб.
Кто хочет проверить, что у нас коробе лежит?
(выходит ребенок и просовывает руки в отверстия короба).
Восп:- этот предмет живой или неживой?
-теплый или холодный?
-твердый или мягкий?
-гладкий или шероховатый?
-большой или маленький?
-тяжелый или легкий? Так давайте подумаем, что же это
может быть?
Дети приходят к мнению о том, что в коробе находиться камень.
Восп: Ах какие вы молодцы! Вы верно сделали вывод что это
камень. А где мы с вами встречаем камни?
Ребятки, посмотрите пожалуйста на глобус, это наша
Земля. У нашей земли есть одежда. Она состоит из камешков,
а каждый камешек - это кусочек горы. Там где очень много
камней, возвышаются горы. Посмотрите сколько на земле гор
Они обозначены на глобусе темно-коричневым цветом, еще
на глобусе очень много голубого цвета. Это вода - моря, реки,
океаны. В воде тоже очень много гор, которые состоят из камней.
1-эксперимент.
А вы хотите сами построить гору в воде? Ну тогда проходите парами к столам с контейнерами, слушайте внимательно, сначала надо на дно выложить большие камни, а затем маленькие, камни
нужно выкладывать друг на друга. Прежде чем мы начнем
строить горы, я хочу отметить маркером уровень воды.
Дети начинают выстраивать «горы».
Восп- посмотрите как вы думаете, почему камешки не ложатся
ровно? (они скользкие, мокрые, гладкие). Камень
может появиться с огромной скалой, но время, вода, ветер
за долгие годы разрушают его, превращая в обломки скалы,
затем в более маленькие камешки, а потом и в песок.
Давайте возьмем трубочки наберем воздуха, создадим бурю на
море, гора начинает разрушаться на глазах у детей.
Восп- Ребят, посмотрите как изменилось количество воды
в контейнерах,да правильно, ее стало на много больше.
А почему ее стало больше? (камни тяжелые, вода поднимается)
Какой рассказ вам напомнил наш опыт, давайте вспомним
Дети называют : «Хотела галка пить».
ФИЗМИНУТКА: давайте мы теперь немного разомнемся.
Стоит гора старушка, до небес макушка.
Ее ветер обдувает, ее дождик поливает
Стоит гора страдает, камешки теряет.
И каждый день, и каждую ночь,
Катятся камешки, катятся прочь.
И стой поры ни чего не осталось от нашей горы!
Умнички вы даже умеете превращаться в камешки.
Восп: Ребята подойдите к этому столу. Давайте рассмотрим камешки. (на столе перемешаны камни морские,речные и декоративные камни).
Ой, мне кажется, что здесь кто-то уже побывал,здесь так все перепутано, нам нужно всем вместе навести порядок. Приступим коллеги
И так что же у нас здесь за камни, давайте их рассмотрим. Вы узнали эти камни?
Дети : это морские камни, речные и декоративные.
Восп: ребята,а чем речные камни отличаются от морских?
Дети : Морские камни- гладкие, разной формы,овальные и
Округлые,твердые и холодные, красивые. Гладкими их
сделали морские волны,песок, камни трутся друг о друга и у них со временем стираются углы от этого они становятся округлыми и гладки
ми,. Речные камни они шершавые,не ровные, разной формы,
с острыми углами.
Восп: Но здесь еще есть другие камешки,
подскажите как они называются. (Ответы детей- декоратив-
ные, которые сделал человек).
Восп: Ах какие же мы с вами молодцы! Вот сколько мы знаем
о камнях!
Восп: умнички, теперь нам надо разделить природные камни от
декоративных, приступим мои дорогие.
2 эксперимент.
А сейчас я хочу предложить выбрать понравившийся
вам камешек, рассмотреть его через лупу, все выбрали? Тогда пройдемте за столы, присаживайтесь. Расскажите что
вы видите? (трещинки, точки, полоски, бугорки, ямки).
Теперь положите лупы, и возьмите в одну руку глину, а в другую,
свой камешек, сожмите обе ладошки. Что произошло с камнем
а что с глиной? Глина помялась, а камень остался такой же.
Почему? Потому что глина мягкая, а камень твердый, крепкий,
из глины мы можем слепить все что захотим, а из камня?
Постучите пожалуйста глиной о камень, теперь возьмите в
Обе руки камни и тоже постучите есть разница? (да камень о
камень издают звук, а глина о камень нет). Молодцы коллеги
видите как у нас все получается.
3 эксперимент.
Восп: Ребята, а у меня для вас есть еще один камешек, но что это, вы узнаете
лишь отгадав загадку:
С виду неприглядный камень,
Он в земле лежит пластами.
Чтоб наверх его достать,
Надо в шахте побывать.
Его в шахте горняки
Отбивают молотками.
Это очень нужный камень.
Он имеет черный цвет,
Всем дает тепло и свет. (ответы детей.).
Правильно он называется каменный уголь найдите его
на тарелочке, возьмите его в руку. Скажите какой он?
Дети: черный, пачкается, шершавый, немного блестящий…
Восп: Как вы думаете, он прочный? А давайте мы
это проверим. Восп разбивает уголь, да он твердый,
но не такой прочный как например морской каме-
шек. Давайте посмотрим, посмотрим что будет с
ним когда мы его опустим в воду.
4 эксперимент.
Давайте возьмем и опустим его в стакан с водой,
Как вы думаете уголь растворяется в воде или нет?
А как можно это проверить? Возьмите палочку и помешайте
аккуратно воду, меняет ли вода цвет? Ответы детей.
Запомните – каменный уголь нерастворим, ни в одной
из жидкостей. Теперь возьмите еще один каменный уголь
и попробуйте им нарисовать. (Дети вытирают руки салфетками).
Итог: коллеги мы сегодня познакомились с различными
камнями давайте вспомним как они называются,
а чем морские камни отличаются от речных?
А что больше всего понравилось вам? Я думаю что мы
с вами еще продолжим исследовать камни.
Большое спасибо дорогие ученные, мне очень
было приятно с вами работать. ну а сейчас я хочу вам предложить посетить нашу выставку, на которой вы увидите украшения с камнями. (дети проходят к экспонатам). Ребята, пришло время прощаться с нашими гостями.
До свидания, до новых встреч в нашей лаборатории.