Надежда Крапивина
Конспект занятия по формированию математических представлений «Путешествие в математическое королевство» у детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Путешествие в математическое королевство».
Интеграция с другими образовательными областями: коммуникация, социализация, развитие речи.
Цель: Развитие логико-математического мышления у детей.
Задачи: Стимулировать развитие мыслительных способностей детей.
Развивать познавательный интерес.
Развивать диалектическое мышление.
Развивать речевую активность детей, активно отвечать на вопросы.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Средняя группа
- Темочки
Обучающие: Упражнять в счёте в пределах 4
Закрепить представления детей о геометрических фигурах: умения различать
Геометрические фигуры, умения сравнивать их по свойствам (по цвету, форме и величине).
Развивающие: Развивать логическое мышление, сообразительность, внимание.
Формировать мыслительные операции, развивать речь.
Воспитательные: Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
Воспитывать интерес к математическим занятиям.
Методические приё мы:
-Игровой (использование сюрпризных моментов).
-Наглядный (использование иллюстраций).
-Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей).
-Поощрение, анализ занятия.
Оборудование: Магнитная доска.
Демонстрационный материал : «письмо», иллюстрация ворот в
математическое королевство.
Раздаточный материал : набор цифр на каждого ребёнка.
Ход занятия.
Организационный момент "Доброе утро" начало занятия.
Дети стоят полукругом.
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся!
Ребята приветствуют гостей.
Воспитатель: Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться:"Доброе утро!"
Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро улыбчивым лицам!
-А сейчас улыбнитесь друг другу и подарите свои улыбки гостям.
Молодцы!
Основная часть.
Воспитатель: Ребята, сегодня утром в двери я нашла письмо, которое адресовано
детям средней группы, д/с №2 «Аленушка»
Давайте откроем его и посмотрим что внутри!
А как вы думаете, от кого оно?
Ответы детей.
Воспитатель: Давайте прочитаем его и нам всё станет ясно.
"ДОРОГИЕ РЕБЯТА, В МАТЕМАТИЧЕСКОМ КОРОЛЕВСТВЕ, СЛУЧИЛАСЬ БЕДА! ЗЛОЙ ВОЛШЕБНИК ЗАКОЛДОВАЛ ВСЕХ ЖИТЕЛЕЙ КОРОЛЕВСТВА-ВСЕ ЦИФРЫ ПЕРЕПУТАЛИСЬ В ЧИСЛОВОМ РЯДУ, А ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ ЗАБЫЛИ СВОИ ИМЕНА. ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА!
ЖИТЕЛИ КОРОЛЕВСТВА.
Воспитатель: Поможем?
Тогда отправляемся путешествовать в математическую страну.
А отправимся мы на ковре- самолете.
А для этого нам нужно сказать волшебные слова.
Ножкой один раз топнем,
В ладошки два раза хлопнем.
Покружимся, повернёмся,
Дружно за руки возьмёмся!
Глазки закроем, скажем: "Ах!"
И окажемся в гостях.
Открываем глазки!
Посмотрите, вот ворота в королевство, но злой волшебник повесил огромный замок на ворота!
Чтобы его открыть, нам надо выполнить первое задание.
ЗАДАНИЕ№1
В: Какие геометрические фигуры вы видите на замке?
Р: На замке мы видим два треугольника,
Два квадрата, круг, прямоугольник.
В: Скажите, а есть ли здесь одинаковые фигуры?
Р: Здесь два треугольника и два квадрата.
В: А что можно сказать о величине этих фигур?
Р: Фигуры разные по величине, одни больше, другие меньше.
В: Давайте сравним фигуры по цвету.
1 Р: Треугольники жёлтого цвета.
2Р: Прямоугольник и два квадрата красного цвета.
3Р: Круг голубого цвета.
В: а кроме цвета у них есть ещё что-то общего?
Р: У треугольников и прямоугольника есть углы, а у круга нет углов.
В: Какая фигура лишняя и почему?
Р: Лишний круг, потому, что он не имеет углов.
В: Замок открыт, мы можем зайти в математическое королевство, где нас ждут ещё испытания.
ЧТОБЫ ПРИСТУПИТЬ К СЛЕДУЮЩЕМУ ИСПЫТАНИЮ, НАМ НАДО ПРИСЕСТЬ ЗА СТОЛЫ.
ЗАДАНИЕ№2
В: Злой волшебник заколдовал все цифры, они забыли свои места и перепутались!
Помогите каждой цифре встать на своё место. Расставьте их по порядку, от меньшего к большему (каждый ребёнок индивидуально выкладывает числовой ряд при помощи цифр от 1 до 5).
В: Предлагаю посчитать числа по порядку, так как вы их расставили.
Дети считают.
Теперь каждое число заняло нужное место в числовом ряду.
В: ЗАДАНИЕ №3 Необходимо расставить числа каждой картинке. Нужно быть внимательным и посчитать сколько на картинке предметов или животных и под каждой картинкой поставить нужное число.
"ОТДЫХАЛОЧКА"
В: Вы цифры расставляли,
Ваши глазки немного устали!
Мы дадим им отдохнуть,
Их закроем на чуть-чуть.
А теперь их открываем
И немного поморгаем.
В: Ребята, нас ждёт новое задание.
ЗАДАНИЕ №4
В: -Текст задания:
- Задание четвертое даю вам – соберите танграм!
- Ой, это задание не простое, для этого нам нужно сесть за столы. Чтобы выполнить четвертое задание, нам нужно размять пальчики, сделать их послушными.
Пальчиковая гимнастика:
Один, два, три, четыре, пять, …загибать пальчики.
Будем пальчики считать! …. хлопать в ладоши.
Крепкие, дружные, … сжать в кулаки и разжать.
Все такие нужные.
Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой,
Этот пальчик для того чтоб показывать его, массаж
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине, каждого
Этот пальчик безымянный – избалованный он самый. пальца
А мизинчик - хоть и мал, очень ловок и удал!
Один, два, три, четыре, пять, …загибать пальчики
Вышли пальцы погулять…хлопать в ладоши.
Погуляли, погуляли…потрясти кистями рук
И домой пришли опять…. сжать в кулаки, разжать, сжать.
На столах лежат карточки с танграмом зайца. Дети выполняют задание самостоятельно.
А теперь, ребята, нас ждет новое задание.
ЗАДАНИЕ №.
Задачка № 1
Под кустами у реки
Жили весёлые жуки.
Дочка, сын, отец и мать.
Кто их сможет сосчитать?
Р: Под кустами у реки живут четыре жука.
(показ картинки)
Задачка № 2
На плетень взлетел петух
Повстречал ещё там двух
Сколько стало петухов?
У кого ответ готов?
Р: Стало три петуха.
(показ картинки)
Задачка № 3
Два зайца сидели
И дружно весёлую песенку пели.
Один убежал,
А второй вслед глядит.
Сколько у домика зайцев сидит?
Р: У домика сидит один заяц.
(показ картинки)
В: Ребята, зайчик, который убежал-остался без домика! Давайте ему построим домик из геометрических фигур, квадрата и треугольника!
Дети соглашаются и принимаются за работу.
Воспитатель оценивает работы, хвалит детей.
В: Молодцы ребята, все испытания прошли, злые чары сняты!
Жители королевства вам приготовили угощение
А нам пора возвращаться в детский сад, а для этого нам нужно пройти на наш ковер-самолет и произнести волшебные слова:
Ножкой один раз топнем,
В ладошки два раза хлопнем.
Покружимся, повернёмся,
Дружно за руки возьмёмся!
Глазки закроем, скажем: "Пока!"
В садик возвращаться нам пора!
В: Вот мы снова в детском саду.
Итог.
В: Мы прошли все испытания, навели порядок в математическом королевстве.
Жители математического королевства нам очень благодарны за помощь.
А с помощью каких испытаний мы помогли математическому королевству?
1Р: Мы сравнивали фигуры по цвету, величине и форме.
2Р: Помогали каждой цифре встать на своё место.
4Р: Решали математические задачки.
5. р. сложили зайку –танграмм, построили ему дом из квадрата и треугольника
В: Верно! Жители математического королевства благодарят нас за оказанную помощь, и оставили вот этот сундучок со сладостями. Угощайтесь! Всем спасибо!
Анализ проведения занятия
Занятие : «Путешествие в математическое королевство».
средняя группа
1. Упражнять в счёте в пределах 4
Закрепить представления детей о геометрических фигурах: умения различать
Геометрические фигуры, умения сравнивать их по свойствам (по цвету, форме и величине).
Эта задача решалась: игра «определи геометрические фигуры»
2. Развивать логическое мышление, сообразительность, внимание.
Формировать мыслительные операции, развивать речь.
разложить правильно цифры под картинками. Игра «Танграмм»
3. Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять
её самостоятельно.
Помощь своим товарищам.
Использование приемов, направленных на активизацию необходимой деятельности На занятии использовались следующие методы и приё мы:
1. Наглядный (картинки, цифры, игра «танграмм»)
2. Словесный (стихотворения, загадки, беседа, вопросы)
3. Практический (пальчиковая гимнастика, для глаз гимнастика)
Обеспечение дифференцированного подхода в выполнении заданий На протяжении всего занятия, индивидуальный, подгрупповой подход.
Осуществление контроля за деятельностью детей Дети самостоятельно справлялись с заданием, помогала детям в правильном произношении слов и предложений
Деятельность детей :
- особенности поведения детей на занятии (активность, внимание). Дети на занятии были активны, внимательны. Правильно выполняли задания.