Елена Тыщенко
Конспект открытой ООД по развитию речи в старшей группе на лексическую тему недели «Сад — огород»
Цель:
Обобщить и систематизировать представления детей об овощах, фруктах.
Задачи:
* Активизировать пассивный и активный словарь детей по теме: «Сад - огород».
* Закреплять умение образовывать и употреблять в речи прилагательные с уменьшительно – ласкательным значением.
* Развивать координацию речи с движением, мелкую моторику.
* Развивать связную речь, зрительное внимание, мышление.
Публикация «Конспект открытой ООД по развитию речи в старшей группе на лексическую тему недели „Сад — огород“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Огород. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2022
* Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, эмоциональную отзывчивость, умение ждать, умение работать в группе.
Материал к ООД:
- Муляжи фруктов и овощей, «Волшебный мешочек».
- Компьютер (интерактивная доска) для показа презентации.
- Музыкальный центр.
- Разрезные картинки с изображением овощей и фруктов.
- Мяч.
Структура ООД:
Вводная часть (мотивация, артикуляционная гимнастика.
Интерактивная часть (Презентация).
Зрительная гимнастика.
Основная часть, лексические игры.
Музыкальная физкультминутка.
Заключительная часть.
Рефлексия.
Ход ООД
Вводная часть (мотивация):
Воспитатель и дети встают в круг, берутся за руки и приветствуют друг друга:
Встанем рядышком по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться не лень –
Всем «Привет!» и «Добрый день!»,
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
- Доброе утро!
(Дети присаживаются на стульчики перед интерактивной доской)
Воспитатель: Ребята, я для вас приготовила «Волшебный мешочек» с сюрпризом! Каждому из вас необходимо будет опустить руку в мешочек и, не глядя, выбрав предмет, определить на ощупь, какой предмет вам попался.
(В «Волшебном мешочке» муляжи овощей и фруктов) – каждый из детей достаёт муляж.
Воспитатель: А теперь, ребята, скажите пожалуйста, на какие две группы можно разделить те предметы, которые вы достали из мешочка?
(Ответы детей: овощи и фрукты)
Воспитатель: А где же растут овощи? (В огороде)
А фрукты? (В саду)
Воспитатель: Молодцы, ребята. И сегодня мы с вами поиграем в разнообразные игры, которые связаны с овощами и фруктами, а точнее с тем, что растёт в саду и огороде.
Но для начала, давайте с вами сделаем интересную артикуляционную гимнастику.
Артикуляционная гимнастика
1. Пришли дети в огород, от удивления открыли рот, увидев огромную тыкву.
Упражнение «Тыква» - широко открыть рот.
2. Упражнение «Толстячки — худышки».
Изобразить овощи на грядке.
Арбузы, тыквы, кочаны капусты — «толстячки»;
лук, чеснок, стручок гороха и другие — «худышки».
3. Упражнение «Лопата».
«Нам нужно выкопать картофель, приготовьте лопаты».
Язык лежит на нижней губе в спокойном состоянии.
4. Упражнение «Копаем картошку».
Кончик языка поднимать и опускать, закрывая то верхнюю, то нижнюю губу.
5. Кабачок, кабачок, покажи-ка свой бочок.
Упражнение «Кабачок»
Широко открыть рот, закрыть «широким» языком верхние зубы. Опустить язык за нижние зубы.
6. Упражнение «Ровная грядка в огороде».
Широко открыть рот, опустить язык за нижние зубы.
Интерактивная часть – загадки
Воспитатель: Ребята, а сейчас мы проверим вашу внимательность, сообразительность и смекалку. Я приготовила для вас загадки. (Презентация)
* Сам с кулачок,
Красный бочок,
Потрогаешь - гладко,
А откусишь – сладко (яблоко)
* Микробов он сбивает с ног.
Ну а зовут его… (чеснок)
* На ветвях они висели.
Как созрели, посинели.
Смотрят сверху вниз пугливо,
Ждут, когда сорвут их… (сливы)
* Нарядилась Алена
В сарафанчик свой зеленый,
Завила оборки густо.
Узнаешь ее? (капуста)
* Сверху шкурка золотая,
В центре косточка большая.
Что за фрукт?- Вот вам вопрос.
Это сладкий… (абрикос)
* Нужнее всех из овощей
Для винегретов и борщей
Из урожая нового
Красавица бордовая (свекла)
* Я ягода большая,
В конце лета спелая.
И на бахче росла я,
А в августе созрела я.
Снаружи я зеленая,
Внутри, конечно, красная,
И вовсе не солёная,
А очень-очень сладкая! (арбуз)
* Я вырос на грядке.
Характер мой гладкий:
Куда ни приду,
Всех до слез доведу. (лук).
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы очень ловко справились с этим заданием.
Выключить интерактивную доску)
Зрительная гимнастика
Ослик ходит, выбирает Обвести глазами круг
Что сначала съесть – не знает Поморгать глазами
Наверху созрела слива Посмотреть вверх
А внизу растёт крапива Посмотреть вниз
Слева – свекла, справа – брюква, Посмотреть влево - вправо
Слева – тыква, справа – клюква, Посмотреть влево - вправо
Снизу – свежая трава, Посмотреть вниз
Сверху – сочная ботва. Посмотреть вверх
Выбрать ничего не смог Зажмурить глаза
И без сил на землю слег. Поморгать глазами
Воспитатель: А сейчас, я приглашаю вас на коврик, для игры с мячом. Игра называется «Назови ласково».
Я буду бросать мяч каждому из вас и называть какой – либо фрукт или овощ, а вы, возвращая мне мяч, должны назвать этот фрукт или овощ «ласково».
Игра «Назови ласково»
Зеленый огурец – (зелененький огурчик)
Красный арбуз - (красненький арбузик)
Сладкий горох - (сладенький горошек)
Кислый лимон - (кисленький лимончик)
Молодой салат - (молоденький салатик)
Вкусный абрикос - (вкусненький абрикосик)
Нежный лук - (нежненький лучок)
Ароматная груша - (ароматненькая грушка)
Пушистый укроп - (пушистенький укропчик)
Жёлтый банан – (жёлтенький бананчик)
Разрезные картинки
Воспитатель: Ребята, присаживайтесь за столы. На столах для вас приготовлено следующее задание. Это – паззлы.
Каждому из вас необходимо будет собрать свой паззл, узнать какой предмет изображен на картинке и рассказать о нём по следующей схеме.
Например: Это – яблоко. Яблоко имеет круглую форму. Яблоко сладкое на вкус.
(Мнемотаблица – название (фрукта (овоща, форма, вкус)
Воспитатель: Ребята, а подскажите мне пожалуйста, как можно назвать одним словом овощи, фрукты, которые мы собираем осенью в саду и в огороде (Урожай)
Молодцы, урожай мы с вами собрали, а теперь его нужно отвезти поварам. Поедем!
Я приглашаю вас на коврик немного отдохнуть.
Музыкальная физкультминутка (колёсики – колёсики)
Воспитатель: Ну вот отдохнули, а теперь из собранного нами урожая давайте приготовим что-нибудь вкусное.
Дидактическая игра “Повар и овощи”
- Сделаем из овощей салат. Какой получится салат? (Овощной салат)
- Сделаем салат из капусты. Какой получится салат? (Капустный салат)
- Сделаем салат из свёклы. Какой получится салат? (Свекольный салат)
- Из кабачков сделаем икру. Какая у нас получится икра? (Кабачковая икра)
- Сварим суп из гороха. Какой получится суп? (Гороховый суп)
- Из картофеля сделаем пюре. Какое пюре получится? (Картофельное пюре)
- Из спелых помидор сделаем сок. Какой сок у нас получится? (Томатный сок)
- Приготовим запеканку из моркови. Какая получится запеканка? (Морковная запеканка)
- Испечем пирог из яблок. Какой получится пирог? (Яблочный пирог)
- Выжмем сок из апельсинов. Как будет называться этот сок? (Апельсиновый сок)
Воспитатель: Видите, ребята, как много вкусных, а главное, полезных блюд можно приготовить из овощей и фруктов.
Рефлексия
Воспитатель: Ребята, о чем мы сегодня с вами говорили? (Ответы детей)
Где растут овощи? (Ответы детей)
Где растут фрукты? (Ответы детей)
Что вам понравилось больше всего? (Ответы детей)