Елена Русакова
Конспект открытого мероприятия «Лаборатория дошкольника» определение свойств бумаги для старшей группы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 25»
Конспект открытого мероприятия для педагогов города Ачинска по познавательно исследовательской деятельности
«Лаборатория дошкольника» (Определение свойств бумаги)
(старшая группа)
Воспитатель: Е. Ю. Русакова
2019 год
Публикация «Конспект открытого мероприятия „Лаборатория дошкольника“ определение свойств бумаги для старшей группы» размещена в разделах
- Бумага. Свойства бумаги
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Темочки
«Лаборатория дошкольника» (Определение свойства бумаги)
(занятие для детей старшего дошкольного возраста)
Цель: Продолжать расширять, формировать и закреплять основы знаний и представлений о свойствах бумаги, посредством опытов и экспериментов с бумагой.
Задачи:
Образовательные: актуализировать знания детей о свойствах и видах бумаги. Сформулировать у детей потребность устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы на основе эксперимента.
Развивающие: развивать логическое мышление, память, внимание, наблюдательность, умение выражать мысли, используя все части речи. Продолжать совершенствовать координацию движений, мелкую моторику рук. Развивать связную речь, словесно-логическое мышление, продолжать развивать умение последовательно излагать свои мысли.
Воспитательные: воспитывать интерес к свойствам окружающих нас предметов, любознательность, бережное отношение к окружающему.
Демонстрационный материал: Конверт с письмом, фотокарточка "Аристотель и Тюк-Тюк ", бумага, картон, ножницы, вода, м полоски бумаги, камни, деревянные дощечки, карандаши, использование ИКТ (мнемотаблицы).
Раздаточный материал: многофункциональные карточки - таблицы, маркеры, бумага, картон, конверт, салфетки, туалетная бумага, книга, тетрадь, блокнот, газета, коробка.
Методические приемы: игры, эксперименты, продуктивная деятельность детей, беседа-диалог, анализ, подведение итогов.
Ход НОД
I. Начало НОД
1. Организационный момент (детям предложено построиться в круг на ковре)
Вос-ль: Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: "Доброе утро!"
"Доброе утро!" – солнцу и птицам.
"Доброе утро!" – улыбчивым лицам.
А сейчас улыбнитесь друг – другу и подарите свои улыбки гостям.
Ребята, сегодня рано утром когда я пришла в детский сад, заведующия нашего детского сада передала мне конверт с письмом. Без вас я не стала его открывать и читать. Я решила что мы это должны сделаем вместе. На конверте написано "г. Ачинск, ул. Коммунистическая 48,ДОУ № 25,ребятам группы "Смешарики"".-Вы ребята группы "Смешарики"(да).Тогда я предлагаю вам открыть конверт и прочитать кто нам его написал. (Маша помоги мне его распечатать пожалуйста).
«Здравствуйте Дорогие ребята группы "Смешарики"! Пишут вам жители бумажной страны Аристотель и Тюк-Тюк. В нашей стране очень много интересного и мы решили пригласить в гости самых умных,любознательных ребят. Поэтому с большим удовольствием ждем вас в нашей стране. До встречи!".
- Ребята а кто такие Аристотель и Тюк-Тюк (Карточка в конверте)
-Как вы думаете что такое бумажная страна?
-Ну тогда предлагаю отправиться в бумажное путешествие. -А на чем можно отправиться в путешествие?-А какой из этих транспортов самый быстрый (Самолет).
-Тогда в бумажное путешествие мы отправимся на самолете. (Воспитатель берет коробочку с бумажными самолетами)
-Из чего сделаны наши самолетики (из бумаги).Выбирайте себе самолетик и полетели. (Звучит музыка,ребята летают по залу).
-Мы с вами очень долго летели и устали. Давайте присядем отдохнем. (Дети усаживаютя на ковер напротив экрана).
-Ребята, давайте вспомним, а что мы знаем о бумаге и ее назначении в нашей жизни?Сейчас просто невозможно представить себе жизнь без бумаги.
-Для чего же она нужна? (Ответы детей)
- Вспомните, где применяется бумага? (Ответы детей)
- Как вы считаете, всегда ли у человека была бумага? (Ответы детей)
Восп-ль: На чем в древности писали люди? (Ответы детей)
- А кто из вас знает, как изготавливают бумагу? Из чего?
Восп-ль:Рецепт изготовления бумаги придумали в Китае. Этой диковинкой восхищались все страны, но китайцы держали в тайне чудесный способ. Только через века Европа узнала, как делать это чудо. В настоящее время бумагу производят на целлюлозно-бумажных заводах. -А вы хотите узнать секрет изготавления бумаги?Тогда отправляемся на завод где нам и раскажут из чего и как же делают бумагу. Внимание на экран. (мультфильм)
Восп-ль:Ребята, мы с вами знаем, что очень большим количеством бумаги пользуемся в жизни, что без бумаги очень трудно обходиться человеку. И чтобы не рубить понапрасну деревья в лесу, нам нужно бережнее относиться к бумаге. Экономнее использовать ее в нашем быту.
-А теперь подумайте и скажите, может ли быть так, чтобы все предметы и вещи были сделаны из бумаги? (ответы детей).
-Сейчас я предлагаю вам встать в кружок. (У воспитателя коробочка с музыкальными инструментами. Воспитатель раздает музыкальные инструменты).
Дидактическая игра «Бывает – не бывает»
- Я называю предмет, а вы хлопаете в ладоши, в зависимости от того, изготавливают ли этот предмет из бумаги.
Бумажная книга Бумажный стул
Бумажный кораблик Бумажное полотенце
Бумажная обувь Бумажное пальто
Бумажная газета Бумажная тетрадь
альбом, салфетка, деньги.
Как вы думаете, почему из бумаги не делают мебель, не шьют одежду? (различные варианты ответов детей).
Восп-ль:Дома строят из камня, одежду шьют из ткани. Потому что эти материалы прочные и надежные.
А прочная ли бумага? Мы проверим. Отправляемся в лабораторию. -Что такое лаборатория? (Дети одевают фартуки и шапочки).Прежде чем начать проводить эксперементы с бумагой давайте вспомним правила поведения в лаборатории. (На карточках)
Восп-ль:- Вот мы и готовы. К какому из столов мы подойдем с начала? (к столу с цифрой 1). Что означает эта схема? - ответы детей.
№1 схема «Бумага мнется»
Восп-ль: -А сейчас проведем опыт: возьмите по одному листу бумаги разной плотности и сомните ее. У всех бумага смялась? А всем легко ее было смять? Как вы думаете, почему у одних бумага легко смялась, а у других нет?
Вывод: бумага мнется, чем толще бумага тем она труднее мнется, а теперь попробуйте разгладить лист бумаги. Это первое свойство бумаги.
№2, схема «Рваная бумага».
Опыт №2 "Бумага рвется"
Возьмите бумагу и начните рвать. Какую бумагу легче рвать, плотную или тонкую?
Вывод: картон толще, чем бумага. Бумага рвется в зависимости от толщины: чем тоньше бумага, (дети договаривают) тем легче она рвётся. Второе свойство бумаги - бумага рвется.
№3, схема «Ножницы».
Опыт 3 "Бумага режется"
-Как думаете, что означает следующая схема? - ответы детей. - Сейчас мы попробуем разрезать два вида бумаги картон и тонкую бумагу. Сначала режем тонкую бумагу. Теперь попробуем разрезать картон (толстую бумагу). Какую бумагу было легче резать? Какую труднее? Какой сделаем вывод? Вывод: картон толще, чем бумага. Бумага режется в зависимости от толщины: тонкая бумага режется легче, картон - труднее.
№4, схема «капля воды».
Опыт 4 "Бумага намокает"
Восп-ль:Этот значок нам показывает, что для следующего опыта нам понадобится вода.
-Опустите в воду сначала салфетку, затем альбомный листок бумаги. Что произошло? Вся бумага намокла? Какая бумага намокла быстрее (Ответы детей)
Вывод: тонкая бумага намокла быстрее и распалась, бумага потолще тоже намокает, но ей потребуется больше времени. Дети: бумага боится воды, бумага материал непрочный.
-мы свами очень хорошо поработали. Сейчас давайте отдохнем.
Физминутка на релаксация.
№5, схема «нота».
Опыт №7 "Бумага издает звук"
Восп-ль:-Возьмем тонкий лист бумаги и выполним движения- стирка белья, а теперь картон. Бумага шуршит, скрипит, звук разный.
Вывод при смятии, трении- бумага издает звук.
№6, схема «ветер».
Опыт №8 "Бумага летает"
Может ли бумага летать? Для этого нужно подуть на полоски бумаги. Взяли их в руки. Приготовились. Вывод полоски бумаги легкие, поэтому, когда дует ветер, они разлетаются.
№7, схема спички перечеркнуто.
Опыт №9 "Бумага горит "
Восп-ль:- Как вы думаете, что означают эти знаки? Опасно, нельзя делать самим.
-Что произойдёт, если бумагу поднести к огню? - ответы. - Правильно, бумага загорится.
-А это - очень опасно, может быть пожар, можно получить ожог, травму. Поэтому, какой вывод мы можем сделать? - Надо быть осторожным с огнём, нельзя подходить к нему с бумагой.
№8, схема с сюрпризом (творческий этап).
Вот осталась последнее задание, мы с вами сделаем для Аристотеля и Тюк – Тюка подарки. На столе разукраски. Мы возьмем их в группу и разукрасим. И положим их в этот конверт. А когда я пойду домой я занесу его на почту.
Рефлексия.
Восп-ль:-Ребята, что вы нового узнали о бумаге? Что вам больше всего понравилась выполнять? Выводы исследований - опираясь на схемы. Бумага бывает по своему строению тонкая и толстая.
1. Бумага мнется.
2. Бумага рвется.
3. Бумага можно резать.
4. Бумага намокает.
5. Бумага впитывает масло.
6. При смятии бумага издает звук.
7. Бумага бывает по своему строению тонкая и толстая.
8. Летает.
9. Бумага горит.
10. Из бумаги можно делать поделки.
Восп-ль:- Ребята, нам пора возвращаться. Возьмите свои самолетики и полетели (Дети кружатся под музыку на ковре, изображая полет). Вот мы и вернулись в свою группу.